<<
>>

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА. «ЗАКОН СУДНЫй ЛЮДЕМ»

Образование и развитие Болгарского государства. В VI в . славянские племена начали колонизацию Балкан, к VII в . образовав на территории нынешней Болгарии союз, известный под названием «Семь славянских племен».

В 70-е гг. VII в . на эту территорию вторглись кочевые племена булгар, возглавляемые ханом Аспарухом.

Нарастание военной угрозы со стороны Византии и других кочевых племен вынудило булгар и славян заключить союз В соответствии с его условиями хан Аспарух стал верховным правителем Болгарии .

Славяне были более развиты в экономическом и культурном плане, а также превосходили своих союзников по численности По этим причинам в скором времени булгары были ассимилированы, однако оставили славянам свое несколько измененное родовое название

В IX-X вв. в Болгарии развивались феодальные отношения . В ходе этого процесса выделилось два класса: господствующий — феодалов (боляре) и эксплуатируемый — зависимого крестьянства. Крестьяне делились на три категории: баштинников, сохранивших личную свободу, наделы и неполное распоряжение собственностью, париков — крепостных, несших повинности в пользу как феодалов, так и государства, и отроков — рабов, посаженных на землю

В IX в .

разрозненные славянские племена были объединены в одно Болгарское государство, что способствовало усилению его централизации и принятию христианства

В начале XI в . Болгария была завоевана Византией и находилась под ее господством около 150 лет . Во время византийского господства ликвидировалась личная свобода баштинников — они превратились в крепостных. В 1187 г. Болгарское царство вновь обрело независимость .

«Закон судный людем». Приняв христианство, славянские государства Восточной Европы, в том числе и Болгария, подпали под византийское культурное и правовое влияние . На базе норм византийского и болгарского права в конце IX в .

появился «Закон судный людем» (далее — Закон), дошедший до нашего времени в двух редакциях — краткой (32 статьи) и пространной (77 статей) . Наиболее древней и близкой к подлиннику считается краткая редакция данного закона по так называемому Румянцевскому списку.

Закон юридически закреплял три вида собственности на землю:

1) общинную;

2) собственность задруг1;

3) частную собственность феодалов, в руках которых концентрировались богатства в виде военной добычи

За феодалами признавался финансовый, административный и судебный иммунитет

Ряд статей Закона был посвящен регулированию гражданско-правовых отношений (поклаже, закладу, опеке и поручительству), осуществлявшемуся преимущественно на основе реципированных римско-византийских норм

В связи с развитием ремесла сравнительно широкое распространение имел договор подряда В одной из статей Закона говорилось, что, если портной испортит материал вследствие неумения шить или злого намерения, он должен быть избит или лишен вознаграждения . Крестьянин, самовольно разорвавший договор найма, не исполнив его должным образом, согласно Закону наказывался тем, что лишался «орания», то есть, вероятно, всего заработанного .

Особое место в Законе занимали нормы, направленные против нарушения христианских предписаний о браке . Например, запрещалось многоженство, предписывалось выгонять из дома вторую жену вместе с ее детьми, устанавливался запрет на вступление в брак с близкими родственниками Однако брачный возраст не оговаривался

Ряд статей предусматривал суровые наказания за изнасилование. В семье господствовали патриархальные отношения Наследование осуществлялось по закону и завещанию, однако воля завещателя была ограничена Отец мог по своему усмотрению выделить одному из законных наследников больше, чем другому, но совсем лишить наследства детей не имел права

Многие статьи сохранили древние славянские обычаи: талион, кровную месть, ордалии и др . Продолжал существовать институт рабства: за убийство раба возмещение получал его хозяин Раб мог выкупить свою свободу либо имуществом, либо отработкой

Закон строго охранял право собственности .

За поджог дома или хищение церковного имущества из алтаря грозила смертная казнь Продажа в рабство свободного

1

Задруга — община, состоявшая из нескольких семей, связанных кровным родством .

грозила виновному тем же . За вырубку и поджог чужого леса или кражу скота уплачивался штраф в двойном размере убытка. Было введено понятие рецидива в краже: виновный подлежал изгнанию (во второй раз) и продаже в рабство (в третий раз). Византийское уголовное право в этом случае предписывало членовредительское наказание (ослепление)

Если в Византии убийцу ждала смертная казнь, то в Болгарии за убийство полагалась вражда, то есть уплата штрафа, к чему, помимо самого виновного, привлекались и его родственники В том случае, если убийца оставался неизвестным, штраф должно было платить село, на территории которого нашелся труп (круговая порука) .

Субъектом преступления могло быть даже животное . Так, собаку, которая пролезла в жилище человека, подрыв стену, следовало убить. Однако собака, проникшая в дом через открытую дверь, не подлежала смерти .

Широко применялись позорящие наказания (порка, острижение волос и др .), а также епитимии (наказания, налагаемые церковью, — покаяние, пост, молитва и т . д.), которые в некоторых случаях смягчали тяжкие наказания.

Закон запрещал производить арест в помещении церкви, если преступник там находился Беглец мог оставаться в церкви до окончания расследования дела Сурово каралось исполнение языческих обрядов

В отдельных случаях сохранялся санкционированный самосуд. Деление процесса на гражданский и уголовный отсутствовало Правосудие осуществлялось князем (баяром) и носило состязательный (по гражданским искам) или инквизиционный (по уголовным делам) характер В Законе подчеркивалась недопустимость неправого суда, требовалось обоснование приговора доказательствами В качестве средства доказывания допускалось соприсяжничество. В качестве соприсяжников (портников) приглашались люди, пользующиеся добрым именем и доверием суда Они должны были клятвенно подтвердить факты, имеющие значение для процесса Заявления портников были решающими для исхода дела

Особое значение в суде придавалось свидетельским показаниям . Так, ст . 2 Закона гласит, что дело не может слушаться «без свидетелей (послухов) многих», которые должны быть «правдивыми, богобоязненными, уважаемыми...».

2.

<< | >>
Источник: Рубаник В. Е.. История государства и права зарубежных стран. 2011. 2011

Еще по теме ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА. «ЗАКОН СУДНЫй ЛЮДЕМ»:

  1. ОБРАЗОВАНИЕ БОЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА
  2. Образование раннефеодального Болгарского государства.
  3. IV. Закон Судный людям
  4. § 73.2. Образование и развитие Бразильского государства
  5. § 2. Образование и развитие Вавилонского государства (до царя Хаммурапи) [24]
  6. Болгарское государство в VIII — начале IX в.
  7. Образование русского централизованного государства и развитие права (XIV - сер. XVI вв.)
  8. Тема 3. Образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV - начало XVI вв.)
  9. Болгарское государство в конце XII- первой половине XIII в.
  10. СУДНЫЙ ДЕНЬ
  11. 3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественно-исторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства
  12. Судный день настал
  13. Естественные законы становятся действительными законами только после установления государства.
  14. Развитие образования.
  15. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМА Глава 11. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА
  16. Развитие образования.
  17. БОЛГАРСКАЯ КУЛЬТУРА
  18. 35. Понятие и признаки законности, ее значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы ее обеспечения в современных условиях.