<<
>>

§ 1. Общая характеристика. Ius civile и ius gentium

1.

2. Развитие частного права. Происходившее с III в. до н. э.

распространение пределов Римского государства, развитие рабовладельческой системы хозяйства, обогащение Рима за счет грабежа завоеванных земель, развитие ремесла и расширение торговли — все это вызвало широкое развитие частных имущественных отношений и тем самым частного права.

Расцвет римского частного права падает на период с III в. до н. э. до III в. н. э.

B центре римского частного права стоит институт частной собственности. Задачей государства рабовладельцев является всемерное развитие частной собственности (в первую очередь на землю и на рабов), обеспечение собственнику свободы эксплуатации его имущества. Чем больше растут классовые противоречия между рабовладельцами и рабами и внутриклассовые противоречия между отдельными группами свободных, тем в большей степени господствующий класс защищает свое право собственности.

Под влиянием развития хозяйственной жизни усложняются и дифференцируются договорные отношения, и наряду с правом собственности договорное право становится важнейшим отделом римского частного права.

Рушится прежняя семья, и происходят глубокие изменения в семейном и наследственном праве.

Прежнее замкнутое, неразвитое, отражавшее жизнь небольшого государства частное право уже не могло удовлетворять потребностям развившегося рабовладельческого хозяйства. Вводятся новые нормы и новые институты, обусловившие впоследствии все значение римского права для последующих стадий основанного на эксплуатации общества. Ho это развитие частного права оформляется не законами, а в первую очередь деятельностью претора и юристов.

Особое значение приобретает регулирование частноправовых отношений с негражданами (перегринами). Последние играют все большую роль в римском обороте, и перед римским правом встает задача выработки правил для этих отношений.

3. Ius gentium. Как уже было указано, перегрины в своих взаимоотношениях подчинялись действию права той общины, к которой они принадлежали. Ho какое право должно применяться к взаимоотношениям римских граждан и перегринов различных общин? Распространение на перегринов римского квиритского права не могло иметь места ввиду того, что это право распространялось лишь на римских граждан; оно было связано с гражданством и с государственной религией. Лишь в отдельных и редких случаях и лишь тогда, когда это было непосредственно выгодно для римлян, действие римских законов, затрагивавших частноправовые вопросы, распространялось на перегринов (например, закон 193 г. до н. э. о ростовщичестве распространялся на перегринов, если ростовщичество было направлено против римских граждан, или же на перегринов распространялся запрет отпуска рабов на волю в ущерб интересам кредиторов рабовладельца). B силу тех же оснований не могло идти речи и о применении в Риме к отношениям между римлянами и перегринами личного права перегринов.

Для взаимоотношений между римлянами и перегринами (и, вероятно, между перегринами в Риме) была создана особая система права, получившая название ius gentium. Термин “ius gentium” означает “право народов”, и в данном случае этот термин обозначает право, распространяющееся на представителей различных народов, не являющихся римскими гражданами[134]. Ho, вопреки своему названию, ius gentium не является каким-либо международным или надгосударственным правом в том смысле, что оно действовало за пределами Рима. Ius gentium являлось римским правом, так как оно формулировалось, изменялось и отменялось римскими органами. Его основной целью являлась защита римлян в их частноправовых отношениях с другими народами; оно поддерживалось силой римского государственного аппарата и действовало лишь в пределах Римского государства. Оно отличалось от исконного римского права не источником своего возникновения, но кругом тех правоотношений, на которые оно распространялось; можно сказать, что ius gentium было особой отраслью римского права.

По своему содержанию ius gentium не являлось какой-либо совершенно новой системой права, но включало в себя разнородные элементы. B ряде случаев в ius gentium воспроизводились (с теми или иными модификациями) институты римского права, например стипуляция. Наряду с этим ius gentium рецепировало и некоторые нормы права других народов. Особенно сильным являлось влияние греческого права, и это представляется легко объяснимым тем развитием, которое уже давно получила в Греции торговля (например, из греческого права были восприняты письменная форма некоторых сделок, задаток, некоторые институты морского права и т. д.). Органом, формулировавшим правила ius gentium, являлся praetor peregrinus, устанавливавший в силу своего imperium правила для разрешения отдельных дел. Претор и состоявшие при нем юристы чутко воспринимали потребности оборота, необходимость установления правил, которые гарантировали бы и интересы римских купцов, и интересы развития торговли Рима с другими странами, вне зависимости от источника происхождения этих правил.

Ius gentium по своему характеру являлось некоторой общей платформой, на которой могли сойтись купцы различных стран. Поэтому в нем не могли найти себе отражения специфические черты отдельных правовых систем, чуждые и непонятные представителям других народностей, а равно институты римского права, которые уже стали архаическими и не удовлетворяли потребностям развитого оборота. Резкие особенности отдельных правовых систем сглаживалась, нивелировались. Получалась правовая система, которая являлась приспособленной для сделок между жителями самых разнообразных стран. И система ius gentium имела прогрессивное по тогдашним временам значение.

Возникнув из потребностей обмена, ius gentium по сравнению с древним римским правом отличалось своей простотой, отсутствием формальностей, стремлением обеспечить быстроту заключения сделок. Особое значение придавалось выполнению обязанным лицом тех действий, которые от него требовались существом той или другой сделки.

Отсюда — проникновение в ius gentium принципа добросовестности — bona fides (в смысле “нормального” поведения купца при заключении или исполнении сделки)[135], и древние писатели называли ius gentium “справедливым правом” — ius aequum.

Сообразно со своими задачами ius gentium включало в себя не все институты частного права. Основное содержание ius gentium — это те институты, которые возникают на почве торговли с пере- гринами и торговли между перегринами, собственность и сделки. Ho в состав ius gentium, по общему правилу, не входит семейное и наследственное право: брачные права и наследование перегри- нов не были непосредственно связаны с торговлей, и здесь сохранялось действие их личного права.

3. Ius civile и ius gentium. B силу появления ius gentium в Риме возник дуализм частного права. Имелось две системы частного права: 1) исконное римское право — ius proprium civium romanorum, или ius civile[136], применявшееся в отношениях римских граждан между собой, 2) ius gentium — право, применявшееся во взаимоотношениях между римлянами и перегринами и между пе- регринами.

Эти две системы права не отделены друг от друга непроницаемой перегородкой. C одной стороны, как уже было указано, ius gentium рецепировало ряд институтов цивильного права. C другой же стороны, развивается и оборот между римскими гражданами, и этот оборот не может удовлетворяться прежними косными формами и требует более гибкого регулирования. B порядке деятельности претора принципы, получившие свое признание в сфере ius gentium, в ряде случаев воспринимались ius civile, и последнее теряло свои прежние специфические черты. Еще Цицерон (de off. 3.7) говорил: “Что относится к ius gentium, должно являться и ius civile”.

И эти две ветви частного права постепенно сближаются, в особенности по мере предоставления перегринам прав римского гражданства, и с III в. дальнейшее обособленное существование ius gentium уже утрачивает свое значение.

<< | >>
Источник: В. А. Томсинов.. Всеобщая история государства и права. Древний мир и средние века. 2011. — 640 с.. 2011

Еще по теме § 1. Общая характеристика. Ius civile и ius gentium:

  1. § 2. Право народов (ius gentium)
  2. §1. Цивильное право (ius civile)
  3. Причины единства ius commune.
  4. §3. «Рецепция» римского права и ius commune
  5. Ius commune
  6. Сохранение традиции ius commune.
  7. Источники и доктрины ius commune.
  8. § 2. Деление гражданского процесса на ius и indicium
  9. §1. Общеевропейское право (ius commune)
  10. § 3. Преторское право (ius honorarium)