<<
>>

Позиции немецких сторонников естественного права.

Шаг вперед к современному понятию договора на основе учения Г. Гроция сделал Самуэль фон Пуфендорф (1632-1694). В отличие от великого голландца немецкий юрист сделал центральным понятием договорного права не обещание, а консенсуальный договор.

Изучавшие наследие С. Пуфендорфа Г Вельцель и Г. Денцер обоснованно отметили, что такая перемена позволила ему устранить ряд противоречий доктрины своего предшественника, создать более последовательное учение, которое оказало сильное влияние на последующих правоведов и даже на первые кодификации гражданского права.

В своем основном трактате «О праве природы и народов» (впервые опубликован в Лондоне в 1672 г.) С. Пуфендорф вывел понятие договора из философских начал естественного права и человеческой натуры, руководствуясь методологической установкой Цицерона вывести всю систему права из одного основания (fundamentum). Таким основанием для юриста естественного права стал «верный образ человека», состоящий из трех компонентов: 1) стремления к самосохранению; 2) естественной нуждаемости в других ввиду собственной слабости (imbecillitas); 3) социальности (socialitas) (De iure naturae et gentium.

II,

III, § 14).

Слабость человека по природе в сочетании с его врожденным эгоизмом делают договор подходящим средством получить необходимое от других. Однако для того, чтобы договор бесперебойно выполнял свою функцию, продолжает мысль С. Пуфендорф, он должен быть обязательным для обеих сторон. Отсюда автор заключает естественное происхождение принципа «договоры следует соблюдать» (pacta sunt servanda, нем. Versprechenstreue), нарушение которого влечет за собой вред себе и другим (III, IV, § 1).

В приведенных тезисах немецкого правоведа просматриваются современные принципы гражданского права: равенство сторон, свобода договора, соглашение как основа обязательности договоров.

Однако учение С. Пуфендорфа о договоре не всегда последовательно. Причиной тому заимствование ряда положений из противоречивого учения Г. Гроция об обещании. Так, центральное понятие договорной доктрины С. Пуфендорфа - «пакт в широком смысле» (pactum in genere) - терминологически определяется через согласие сторон (consensus или его синоним conventio): «Пакт в широком смысле есть согласие и соглашение двух или нескольких лиц об одном и том же» (V. II. § 2.).

Однако еще Т. Майер-Мали отметил, что согласие правовед понимал в смысле обещания Г. Гроция - как позволение установить обязанность по совершению действия в будущем в пользу кредитора. В указанном смысле согласие скорее означает волеизъявление. Более того, немецкий юрист (в духе Гроция) признал необходимым его внешние проявления (signa), подразделяемые по простоте доказывания на совершенные и несовершенные.

С. Пуфендорф подробнее своего голландского предшественника обосновывает необходимость акцепта, который является для него самостоятельным согласием (consensus), также более походящим на волеизъявление кредитора в современном смысле. Обязательство возникает лишь после акцепта в какой-либо форме (свобода формы signa consensus) первого «согласия», как правило, даже без уведомления оферента. Согласие (как волевой акт) необходимо, поскольку «ничто между людьми не имеет значения против их воли» (III. VI. § 15-16).

Понятие договора, как и система договоров, С. Пуфендорфа оставляет ощущение незавершенности. Его единство нарушают составляющие его самостоятельные части (согласие должника и согласие кредитора), а также неоправданная множественность терминов (pactum в широком смысле, контракт, pactum в узком смысле), по сути указывающих на одно и то же (consensus или conventio). Деление на контракты и «пакты в узком смысле» (pacta in specie) связано с предметом договора: контракты заключаются по поводу имущества, пакты - относительно всего остального. Дальнейшее подразделение контрактов на возмездные (менового типа) и безвозмездные проясняет содержание группы контрактов, а вот примеров пактов в узком смысле ученый не привел (V.

II. § 8). Кроме того, немецкий ученый предлагал делить соглашения на позитивные и негативные. Первые направлены на совершение действий и являются контрактами. Вторые предполагают воздержание от совершения действий, именуются пактами и порождают не иск, а только процессуальное возражение (эксцепцию). Как данное утверждение согласовалось с общим тезисом об исковой защите всех пактов, правовед не разъяснил.

С. Пуфендорф упомянул в работе и традиционные для usus modemus деление договоров на реальные, консенсуальные, литтеральные и вербальные, а также на поименованные и безымянные. По поводу последней пары немецкий юрист заметил, что в современном праве ей соответствуют «благодетельные» и «возмездные» договоры. Первые предоставляют безвозмездную выгоду одной из сторон (например, в поручении, ссуде, хранении), вторые возлагают обязанности на обоих контрагентов.

По существу основным критерием деления договоров для Пуфендорфа стала возмездность. Возмездные контракты подразделяются на четыре типа, совпадающие с «безымянными» контрактами ius commune, но без всякой связи со средневековой доктриной одеяний и каузы (lib. V, cap. 2, §§ 5-7).

<< | >>
Источник: Полдников Д.Ю.. Доктрины договорного права Западной Европы XI-XVIII вв.. 2012

Еще по теме Позиции немецких сторонников естественного права.:

  1. Теории происхождения права: теологическая, естественно – правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др.
  2. § 3. Школа естественного права
  3. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
  4. 2.10. Своеобразие школы естественного права
  5. §3. Договорные теории нового естественного права
  6. Четвернин “Современные концепции естественного права”:
  7. Влияние естественного права на позитивное право.
  8. Доктрина «секуляризированного» естественного права X. Томазия
  9. В середине XIX века начала проявляться тенденция к унификации немецкого частного права
  10. ЭВОЛЮЦИЯ НЕМЕЦКОГО ПРАВА НОВОГО ВРЕМЕНИ. ГЕРМАНСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС 1896 r.
  11. Господствующая позиция в отношении животных абсолютно не признает их субъектами права, правоотношений.
  12. Глава пятая. Обоснование естественного права
  13. Глава пятая. Обоснование естественного права
  14. 66. Школа возрожденного естественного права (П. И. Новгородцев, Б. Н. Чичерин, Е. Н. Трубецкой)
  15. Преобладание идей естественного права в XVII столетии
  16. 1. Причины сексуальной революции по версии ее сторонников
  17. Вместе с тем Бакунин не был и сторонником вульгарного антикоммунизма
  18. Эволюционно-органическая функция юридического консерватизма выражается в обеспечении охранительством естественного, непрерывного, преемственного развития государства и права.
  19. СочЕтлниЕ позитивизма и еСтеСтвенного права — «СпаСительная» оСнова ФилоСоФСкого оСмьюления Современного конституционализма
  20. Интегрированная концепция иска имеет, пожалуй, наибольшее число сторонников.