<<
>>

ПРАВО ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ГРЕКО-РИМСКОГО (ВИЗАНТИЙСКОГО) ПРАВА, ОБЩАЯ хАРАКтеРИСтИКА ИнститутОВ ПуБличнОГО И чАСтнОГО ПРАВА

История византийского права насчитывает более тысячи лет Комплекс византийских правовых установлений представляет собой уникальное явление для средневековой Европы, поскольку он характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие и византийская христианская церковь . Данные факторы оказывали интегрирующее влияние на право и придавали ему свойство системности .

Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом . Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 г. Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 г .) . Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник

IV-VI вв. для Византии характеризовались высоким уровнем развития правовой мысли . Именно в это время сложились самостоятельные юридические школы (наиболее известные в Бейруте и Константинополе) . Среди юристов бейрутской школы, которые сочетали преподавательскую работу с участием в императорских кодификационных работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др .

Византийские юристы адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внеся при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов . В середине VI в . под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis), вплоть до XI в . остававшийся важнейшим источником действующего права Византии.

В последующей истории византийского права получили более полное развитие основные направления переработки классического римского права, нашедшие отражение в многочисленных интерполяциях и кодификации Юстиниана. Ее применение в византийских судах наталкивалось на большие трудности, с одной стороны, потому что ряд положений устаревал, с другой — она была слишком сложной и недоступной для рядового населения империи. Вследствие этого в VI-VII вв . для практических целей византийскими юристами были составлены упрощенные комментарии к законодательству Юстиниана на греческом языке в виде парафраз (пересказов), индексов (указателей) и схолий (учебных примечаний)

С течением времени, особенно на рубеже VII-VIII вв. , правовая система Византии пережила серьезные испытания, связанные с глубоким кризисом экономической системы, упадком городов, расселением на государственных землях варваров, вторжением арабов и т д Именно в это время постепенно завершился процесс превращения византийского права из позднеантичного в средневековое, оживилась законодательная деятельность византийских императоров . Законодательство, поддерживаемое теперь уже не только римской правовой традицией и обычным правом, но и собственным опытом византийских юристов, стало более гибким и жизнестойким .

Именно жизненные потребности византийского общества сделали необходимыми новые работы по систематизации законодательства и переработке кодификации Юстиниана, выполненной на латыни, свободно которой владел лишь небольшой круг лиц .

Судебную практику не могло удовлетворить то, что в Дигестах Юстиниана многие термины и целые фрагменты из сочинений Модестина, Па- пиниана и других юристов-классиков давались на греческом языке. Фактическое превращение Византии в греко-славянское государство настойчиво требовало изменения языка законодательных актов Практические потребности судебной практики делали необходимой переработку Свода законов Юстиниана и его изложения в краткой и понятной форме .

По указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского в 726 г. (по некоторым данным — в 741 г. ) была издана Эклога (избранные законы), состоявшая из 18 небольших титулов . В самом подзаголовке к Эклоге указывалось, что она представляет собой сокращение и исправление в духе большего человеколюбия законодательства великого Юстиниана. Правовые постановления Эклоги охватывали вопросы брачно-семейного права, дарения, наследственного права, опеки и попечительства, положения рабов, купли-продажи, займа, наказания за преступления, свидетельских показаний и военного права

Достаточно широкую разработку в Эклоге получил и другой типичный для развивающегося феодализма институт — эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или ограниченная аренда на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без него . Лицо (эмфитевт), получившее эмфитевзис, как правило, землю, обязано было уплачивать собственнику ежегодный взнос, а также заботиться о сохранении и улучшении недвижимости. Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости

Значительное внимание законодатель уделил преступлениям против христианской религии Суровым наказаниям подлежали лица, дававшие ложную клятву на божественных евангелиях, поднимавшие руку на священника во время молитвы, отрекшиеся в плену от непорочной христианской веры, колдуны, знахари, изготовители амулетов, приверженцы враждебных христианству религий и участники языческих или еретических движений (в частности, манихеи и монтанисты)

В подавляющем большинстве статей Эклоги уголовная ответственность не ставилась в зависимость от социального положения виновного лица По мнению ряда исследователей, в этом проявилось стремление создателей Эклоги несколько смягчить социальные противоречия, существующие в Византии. Напротив, социальное неравенство закрепилось в Эклоге в тех положениях, которые посвящены доказательствам . Например, в титуле XIV прямо указывалось, что свидетели, имеющие звание, или должность, или занятие (или благосостояние), наперед считаются приемлемыми . Что же касается свидетелей неизвестных, то есть лиц низшего социального положения, то они, если данные ими показания оспаривались в суде, подвергались допросу под плетьми

Несмотря на то что Эклога пользовалась большой популярностью, получила широкое распространение и вне Византии, краткость и чрезмерная сжатость изложенных в ней норм, отсутствие урегулирования таких важных вопросов, как способы приобретения и утраты права собственности, давность и пр , приводили к тому, что судам по целому ряду дел в последующем приходилось обращаться к Своду Юстиниана.

Для преодоления этого было создано приложение (Аппендикс) к Эклоге, содержавшее более 100 норм . При императорах Исаврийской династии в состав Аппендикса стали включаться четыре достаточно объемных и относительно самостоятельных закона — Земледельческий, Морской, Военный и Моисеев.

Различаются две основные версии (редакции) Земледельческого закона: ранняя (наиболее ценная как источник обычного права) и поздняя, отразившая более высокую ступень социальной дифференциации .

Время и место составления ранней редакции являются спорными: некоторые исследователи относят ее к концу VII в . , то есть к Юстиниану II, другие настаивают на ее южноиталийском происхождении . Однако господствующей является точка зрения, согласно которой Земледельческий закон был составлен в Константинополе при императорах Исаврийской династии в 20-е гг. VIII в . , примерно в одно время с Эклогой, в качестве приложения к которой он обычно и переписывался Ранняя редакция Земледельческого закона насчитывала 85 статей. Более поздние редакции, относящиеся к XIV в . , насчитывали уже 103 статьи, сгруппированные в 10 титулов

Важное значение имел Морской закон (его составление относится к VII-VIII вв .), получивший в Западной Европе известность как Родосский морской закон, в котором были собраны правовые обычаи, сложившиеся в практике античной и средневековой морской торговли, правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию груза в случае опасности на море (так называемая авария), дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза, ответственности судовладельца и др

В Военном законе устанавливалась ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений Моисеев закон представлял собой несколько сокращенное и стилистически отредактированное Пятикнижие .

В правление Македонской династии (867-1056) появились новые руководства для судей и законодательные сборники — Прохирон, Эпанагога и Базилики.

Изданный в 879 г. Прохирон по сравнению с Эклогой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по четкости расположения правового материала его редакции он уступал последней Следующим актом стала «Ревизия древних законов», опубликованная в 884 г. Документ содержал совокупность норм Свода Юстиниана, которые сохранили силу и могли быть использованы в судебной практике

В период между 884 и 886 г было издано новое руководство по праву, получившее название Эпанагога. В нем более подробно, а в некоторых деталях и по-новому, излагался ряд вопросов частного права

При императоре Льве VIМудром (около 890 г.) были составлены Базилики (Ва- силики) — царские законы, призванные заменить собой становившиеся все более труднодоступными для понимания нормы Свода Юстиниана

Базилики включали 60 книг, разделенных на титулы и фрагменты . Каждый титул начинался с фрагмента текста одного из римских юристов, цитируемых в Дигестах, затем следовали соответствующие дополнения из Кодекса, Институций и Новелл .

Базилики включали в себя обширный правовой материал, относящийся прежде всего к публичному и церковному праву:

♦ книги 1, 3-5 — о церкви;

♦ книга 6 — о государственных должностях;

♦ книги 7-9 — о судебном процессе;

♦ книга 60 — о преступлениях и т . д .

Большая часть Базилик посвящена, однако, вопросам частного права, в том числе правовому положению лиц (книга 46 — о статусе свободных людей, книга 48 — о рабах, книга 55 — о крестьянах и т. д.), хотя в этой сфере, так же как и в наследственном праве (книга 45), в связи с развитием феодальных отношений многие положения римского права утратили свое былое значение. Чаще всего в судебной практике использовались нормы Базилик, регулирующие обязательственные отношения (книга 19 — о купле-продаже, книги 23 и 25 посвящены закладным операциям, книга 26 — о поручительстве и уплате долга)

В большинство рукописей наряду с текстом Базилик включены пояснения к ним (схолии) византийских юристов VI в . , а также XI-XII вв. (так называемые древние и поздние схолии). Схолии не имели официального значения, но принимались во внимание в византийских судах

Анализ правовых установлений, созданных византийским законодателем после Эклоги, позволяет прийти к выводу: если в Эклоге и Земледельческом законе защищались крестьянская община и статус свободного крестьянина, то Прохирон, Эпанагога и особенно Базилики были направлены на закрепощение свободных крестьян-общинников

В период после Базилик византийское право развивалось посредством издания законодательных актов императоров — новелл и хрисовул (императорских золотопечатных грамот)

Существенное влияние на развитие поздневизантийского права оказали некоторые частные юридические компиляции, среди которых особенно выделялось «Руководство к законам, или Шестикнижье» Константина Арменопуло (около 1345 г.), содержавшее нормы гражданского и уголовного права и имевшее широкое распространение

Значимой составной частью системы византийского права выступало церковное право, складывавшееся в основном из постановлений вселенских соборов и патриархов . Вселенский Трульский собор (конец VII в . ) утвердил официальный корпус канонов и запретил использовать «ложные каноны», или каноны, не санкционированные каким-либо другим вселенским собором

Получила распространение практика составления особых сборников — Номоканонов, создаваемых на основе признанных норм церковного права, а также частично императорского права, содержание которых периодически обновлялось

Гражданское право. С началом истории Византии после краха Западной Римской империи происходил процесс приспособления права к развивающимся феодальным отношениям . Прежде всего стала формироваться поземельная собственность. Магнаты владели своими поместьями на праве частной собственности и феода. Широкое распространение среди дворянства получили проники (бенефиции), большая часть которых со временем превратилась в феоды. Феодалы (в том числе прониары) осуществляли на территории своих владений судебные и административные функции

Крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить им оброк и отбывать барщину.

Основные институты вещного права, регламентированные в Своде Юстиниана, были сохранены в византийском праве, где, например, говорится о добросовестном и недобросовестном владении (possessio) .

В праве Византии сохранилось деление обязательств на обязательства из договоров и обязательства из деликтов (правонарушений) . Например, в кодексах говорилось о договорах купли-продажи, дарения, мены, займа, найма, хранения (поклажи) и товарищества. С подробностью излагались вопросы залогового права, причем отмечалось два вида залога: один с передачей заложенной вещи кредитору и другой без таковой (ипотека), когда в виде залога выступала земля . Подробно регулировался договор займа, по которому был установлен максимальный размер процента (12 % годовых) . При этом запрещалось взимание процентов на проценты .

Договоры, как правило, заключались в письменной форме.

Брак в Византии регулировался нормами православного церковного права, согласно которому браку предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом Обручение могло быть расторгнуто по причине:

♦ нежелания обрученных вступить в брак;

♦ совершения обручения без согласия родителей и опекунов;

♦ близкой степени родства (ближе седьмой) между обрученными;

♦ неспособности к сожительству после вступления в брак;

♦ развратного поведения жениха или невесты;

♦ совершения преступления женихом или невестой;

♦ безвестного отсутствия в течение трех лет;

♦ тяжелой болезни;

♦ сумасшествия в течение двух лет;

♦ желания уйти в монастырь .

Брак совершался путем венчания Для признания брака действительным необходимо было соблюдение следующих требований

♦ Жених и невеста должны достичь брачного возраста (12 лет для невесты и 14 лет для жениха) .

♦ Жених и невеста, их родители или опекуны должны дать согласие на брак.

♦ Жених и невеста не должны состоять в другом браке.

♦ Между женихом и невестой должно отсутствовать духовное и кровное родство и свойство в определенных степенях (до седьмой)

В брак разрешалось вступать не более трех раз.

Византийское право разрешало прекращение брака путем развода при таких обстоятельствах, как:

♦ совершение государственного преступления;

♦ покушение одного супруга на жизнь другого;

♦ истребление утробного плода;

♦ прелюбодеяние;

♦ легкомысленное поведение жены:

• если жена участвовала в пирах с посторонними мужчинами;

• если жена мылась с другими мужчинами в бане;

• если жена хотя бы одну ночь переночевала не в доме мужа и не в доме своих родителей;

• если жена посещала без ведома мужа публичное зрелище (театр);

♦ неспособность к брачному сожительству;

♦ длительное безвестное отсутствие одного из супругов;

♦ пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом);

♦ психическое заболевание;

♦ уход одного из супругов в монастырь;

♦ посвящение в сан епископа.

Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях:

♦ если муж оскорбил ее, стараясь свести с другим мужчиной;

♦ без основания обвинил в прелюбодеянии.

Развод производился только по судебному решению .

Что касается имущественных отношений между супругами, то речь прежде всего о приданом и предбрачных дарах, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключениями:

♦ для приобретения нового имущества, которое могло дать более крупный доход;

♦ уплаты долгов жены;

♦ пропитания родителей, мужа или брата .

Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого . Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое

В византийском праве выделялось наследование по закону и по завещанию. В первом случае устанавливалось четыре ступени законных наследников:

1) нисходящие (сыновья и дочери, внуки);

2) восходящие (отец и мать);

3) близкие родственники (брат, сестра);

4) вдова наследодателя в половинной части (вторую часть получает казна) . Выморочное имущество полностью переходило казне

Завещание оформлялось в письменном виде и должно было подтверждаться подписями свидетелей Завещание было недействительным, если оно сделано:

♦ лицом, не достигшим возраста 14 лет;

♦ глухонемым;

♦ слабоумным;

♦ пьяным;

♦ находившимся под опекой за расточительство;

♦ совершившим преступление;

♦ отрекшимся от христианства.

Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом.

Приданое и предбрачные подарки были собственностью жены .

Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно было лишить наследства детей и родителей:

♦ оскорбительное отношение к завещателю;

♦ совершение преступления;

♦ позорное поведение;

♦ отступление от православной веры .

Уголовная ответственность наступала для лиц, достигших семилетнего возраста

В системе наказаний закреплялось социальное неравенство: так, пособники похищения свободных женщин подвергались телесному наказанию, острижению и изгнанию, а раб наказывался сожжением . Господин мог безнаказанно убить своего раба

Византийское право учитывало формы вины, знало понятие невменяемости. В двух случаях разрешался самосуд. Можно было на законных основаниях убить ночного вора и любовника жены, застигнутого с поличным на месте свидания

Наказывалось не только оконченное преступление, но и покушение на него, если имел место факт приготовления . Умысел в совершении государственных и религиозных преступлений был наказуемым

За соучастие (подстрекательство, попустительство, укрывательство и пособничество) было установлено такое же наказание, как и за само преступление.

При назначении наказания учитывался рецидив: так, за кражу в первый раз вор подлежал телесному наказанию, а во второй раз ему отсекали руку

Византийское право предусматривало следующие виды преступлений

♦ Государственные преступления:

• измена;

• заговор против императора;

• другие действия, направленные против государства и царя (например, выдача неприятелю военной тайны)

За все эти деяния наказанием служила смертная казнь путем сожжения .

♦ Религиозные преступления:

• вероотступничество;

• совращение в иудейскую религию;

• раскол;

• святотатство, кража мертвых, колдовство, лжеприсяга

Наиболее тяжкие религиозные преступления наказывались смертной казнью путем отсечения головы или повешения. Клятвопреступление и лжесвидетельство грозили отсечением языка

♦ Преступления против личности:

• убийство;

• причинение телесных повреждений;

• побои;

• истязания;

• клевета;

• продажа свободных людей в рабство.

Убийство наказывалось смертной казнью путем отсечения головы, а за убийство родственников следовало сожжение . За нанесение телесных повреждений назначались членовредительские наказания

♦ Преступления против собственности:

• кража;

• грабеж;

• разбой;

• поджог;

• неосторожное обращение с чужим имуществом

За совершение кражи грозило бичевание и штраф в двойном размере цены похищенного имущества, за грабеж — штраф в четвертном размере, за разбой — сажание на кол .

♦ Преступления против нравственности и семьи:

• прелюбодеяние;

• кровосмешение;

• изнасилование;

• растление малолетних;

• мужеложство;

• скотоложство;

• многобрачие;

• насильственный брак;

• обольщение

Некоторые из этих преступлений наказывались смертной казнью, другие — членовредительством (за половые преступления полагалось отсечение носа, за скотоложство — кастрация), изгнанием За похищение женщин следовало отсечение руки

В византийском уголовном праве закреплялась множественность наказаний за одно и то же преступление В качестве дополнительного наказания нередко применялась конфискация имущества (например, имущество государственных преступников) Кроме того, имущество умерших еретиков, дети которых не являлись православными, или замужней женщины, находившейся в связи со своим рабом, подлежало конфискации

Изгнание чаще всего применялось как дополнительное к членовредительскому наказанию; острижение — только как дополнение к членовредительскому наказанию

По уголовным делам в византийском праве усиливались начала следственноразыскного инквизиционного процесса. При рассмотрении гражданских дел закреплялась состязательная форма процесса

<< | >>
Источник: Рубаник В. Е.. История государства и права зарубежных стран. 2011. 2011

Еще по теме ПРАВО ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ГРЕКО-РИМСКОГО (ВИЗАНТИЙСКОГО) ПРАВА, ОБЩАЯ хАРАКтеРИСтИКА ИнститутОВ ПуБличнОГО И чАСтнОГО ПРАВА:

  1. Глава 1 ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА § 4. Исторические системы римского частного права
  2. ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  3. § 43. Судебно-правовая система Византийской империи
  4. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ РИМСКОЕ ПРАВО.
  5. ГЛАВА 2. ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВО, KAK ИСТОЧНИК СОБОРНОГО УЛОЖЕНИЯ 1649 Г.
  6. § 15. Деление права. Право публичное и частное
  7. 1.2. Источники римского права: Обычное право
  8. Раздел I ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  9. Раздел IV СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Глава 11 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА
  10. Раздел VI НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Глава 18 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА
  11. § 4. Исторические системы римского частного права
  12. Глава 1 ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА