<<
>>

§ 7. Преступления и наказания

Афинское право в вопросах о преступлениях и наказаниях сохраняло немало пережитков родового строя. Это сказывалось прежде всего в том, что убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не органы государства.

Считалась вполне допустимой сделка родственников убитого с убийцей о вознаграждении за убийство. При отсутствии ближайших родственников это вознаграждение получали 10 членов той фратрии, к которой принадлежал убитый. B тех случаях, когда родственники возбуждали преследование против убийцы, их иск носил характер частного обвинения (dike), а не обвинения, затрагивающего интересы государства (graphe). Убийца мог также избегнуть наказания, добровольно удалившись в изгнание. Однако в случае возвращения он считался стоящим вне закона и мог быть убит безнаказанно.

Архаическим пережитком являлось также право оскорбленного мужа убить любовника жены, застигнутого на месте преступления. Наконец, самое различие двух форм уголовного обвинения — dike и graphe объясняется легко тем, что Афинское государство вышло непосредственно из родового общества.

B обоих случаях обвинение возбуждалось и поддерживалось потерпевшим. Однако при dikai обвинитель искал возмещения ущерба или штрафа, и лишь при graphai дело шло собственно о наказании виновного.

K числу dikai относились весьма серьезные правонарушения, такие, как убийство, похищение девушки, отравление, поджог. Они стали предметом композиций еще в период родового общества, и та санкция, которая сложилась еще при родоплеменных отношениях, сохранилась за этими посягательствами на личность и с образованием государства.

B ряде случаев потерпевший получает возможность выбирать между dike и graphe. Он может остановиться на той или другой форме жалобы, в зависимости от того, предпочитает ли он искать возмещения ущерба или наказания виновного.

Так, из одной речи Демосфена (L IV, I) мы узнаем, что некий жалобщик, потерпевший оскорбление действием и ограбленный, предпочитает искать лишь возмещения убытков, а не наказания оскорбителя.

Наказания практиковались в Афинах следующие. При наиболее серьезных преступлениях, таких, как предумышленное убийство, государственная измена, безбожие, назначалась смертная казнь, причем осужденному предоставлялось привести приговор в исполнение путем принятия яда. Иногда для этой же цели ему на выбор предоставлялись меч и веревка. B некоторых случаях преступников продавали в рабство. Так поступали с профессиональными разбойниками и грабителями (kakourgoi), которые считались как бы стоящими вне закона. Наказания для рабов и свободных были не одинаковы. B тех случаях, когда свободный отделывался небольшим штрафом, раб подвергался телесному наказанию. Телесные наказания применялись лишь в отношении рабов. Обычным наказанием свободных были штрафы и конфискации. Лишение свободы применялось лишь как мера пресечения в целях предупреждения побега.

Широко применялось в качестве наказания бесчестье — amu- мия, состоявшая в лишении некоторых политических прав и сопровождавшаяся в некоторых случаях конфискацией имущества.

Различалось полное лишение гражданских прав и лишение отдельных прав. При полном лишении прав осужденный не мог занимать никаких общественных должностей, не мог участвовать в народном собрании, не мог посещать храмы и празднества, не мог обращаться в суд. B других случаях атимия приводила лишь к лишению отдельных прав, например, права занимать жреческие должности, права выступать в народном собрании, права обращаться в суд и т. п.

Андокид указывает на три категории граждан, которые подвергались в Афинах атимии: граждане, задолжавшие государству и не погасившие добровольно своего долга, лица, подвергшиеся позорному приговору, например, за совершение кражи, занятие проституцией и т. n., и граждане, лишенные каких-либо особых прав, например, те лица, которые злоупотребляли своим правом возбуждать обвинение.

Широко применялись также штрафы и конфискации. Конфискация присоединялась обычно в качестве дополнительного наказания к смертной казни.

Остановимся теперь на отдельных преступлениях. Большое место в карательной политике Афин занимали государственные преступления: государственная измена, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание и др. Измена, включая в это понятие покушение на существующий строй, давала основание для двух форм преследования: katalysis tou demou и eisangelia. K последней форме прибегали в тех случаях, когда действия виновного создавали серьезную опасность для государства. Обычным наказанием при эйсангелии была смертная казнь. После свержения олигархического правительства четырехсот в 411 г. до н. э. была принята псефизма Демофанта, согласно которой всякий, кто будет содействовать уничтожению демократии или займет должность после ее уничтожения, объявляется врагом афинян и подлежит смертной казни с конфискацией имущества в пользу государства и храма богини Афины.

“Обман” народа, сводившийся к “нечестному” поведению оратора в народном собрании, также мог повлечь за собой процесс о государственной измене — эйсангелии. Так, Мильтиад после неудачного похода на о. Парос подвергся обвинению в обмане народа и был присужден к уплате крупного штрафа.

Оскорбление богов, безбожие, нечестие считались тяжелыми государственными преступлениями, так как религиозная идеология и культ в Древней Греции были самым тесным образом связаны с государством. Религия носила государственный характер. Поэтому считались тяжелыми преступлениями, во-первых, извращение веры и отступление от служения национальным богам (примером может служить обвинение Сократа, повлекшее смертную казнь) и, во-вторых, посягательство на собственность богов, т. e. кража или присвоение храмового имущества.

Тяжелым преступлением считалось также внесение противозаконных предложений в народное собрание (см. выше, в главе “Государственный строй Афин”).

Обвинение в процессе graphe paranomon могло повлечь не только штрафы, но в наиболее тяжелых случаях посягательства на демократический строй — смертную казнь. Ложный донос по делам о политических преступлениях давал основание привлечь доносчика к суду по обвинению в сикофантии.

Преступления против семьи преследовались в некоторых случаях в порядке частного обвинения, а в некоторых — в порядке обвинения, представляющего государственный интерес, — graphe. Преступлением считалось дурное обращение детей с родителями, опекуна с сиротами, родственника с дочерьми-наследницами. При этом ущерб, причиненный имуществу указанных лиц, приравнивался к дурному обращению с личностью и также давал основание для предъявления соответствующего обвинения (k6kosis).

Небрежное отношение к семейным интересам, которое влекло за собой материальный ущерб для всей семьи, также признавалось преступлением.

Измена жены, как уже было указано выше, давала мужу право убить виновного на месте. Если же муж не учинил расправы, против виновного могло быть возбуждено обвинение — graphe moicheias. Однако если это обвинение оказывалось неосновательным и муж задерживал человека невиновного, то возможно было встречное обвинение по поводу неосновательного привлечения K ответственности. Уголовное преследование полагалось также за похищение девушки, причем жалобщику предоставлялась возможность выбирать в этом случае между dike и graphe. Публичный иск graphe предусмотрен был также для сводничества.

Из преступлений против личности, кроме убийства, предусмотрены были и другие посягательства на личность: нанесение ударов, брань, клевета, оскорбление и т. д. Умышленное нанесение оскорбления давало основание для обвинения в порядке graphe.

При кражах наказание было различно в зависимости от того, был ли вор застигнут на месте кражи или нет. Если вор был застигнут на месте преступления, его можно было схватить и подвергнуть заточению, а ночного вора в этом случае можно было даже убить. Если при преследовании вор скрывался в доме, расположенном по соседству, можно было подвергнуть этот дом обыску. Если же вору удавалось скрыться и обвинение предъявлялось спустя некоторое время после кражи, преступление могло дать основание для graphe лишь в том случае, если кража была совершена на базаре, в бане или в другом каком-либо общественном месте. B других случаях предъявлялся иск dike klopes, угрожавший виновному штрафом в размере не свыше двойной стоимости украденной вещи.

<< | >>
Источник: В. А. Томсинов.. Всеобщая история государства и права. Древний мир и средние века. 2011. — 640 с.. 2011

Еще по теме § 7. Преступления и наказания:

  1. О преступлениях и наказаниях
  2. Преступления и наказания.
  3. Преступления и наказания.
  4. Преступления и наказания.
  5. Преступления и наказания.
  6. § 7. Преступления и наказания [42]
  7. § 2. Применение наказания к лицам, прикосновенным к преступлению
  8. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ У САЛИЧЕСКИХ ФРАНКОВ
  9. Статья 103. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления
  10. Особенности исполнения исполнительных листов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления
  11. Глава IV ПРИМЕНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРИКОСНОВЕННОСТЬ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ
  12. Статья 103. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления