<<
>>

На протяжении длительного времени регулирование семейно-брачных отношений в России базировалось, прежде всего, на религиозных нормах, являлось важнейшей функцией церкви.

В Повести временных лет подчеркивается верховенство христианских идей и принципов положенных в основу христианских браков и семейных уз.

Формой древней русской семьи была патриархальная, основанная на духе традиций, опирающихся на авторитет старших, отсутствие индивидуальной инициативы и преобладание в частной жизни групповых интересов над личными.

Такая модель семьи повторяла характерные формы, характерные черты русского средневекового общества, где каждый индивид был интегрирован в социум[251].

В Российской империи брак воспринимался как нравственно-правовое отношение между мужчиной и женщиной и складывался под влиянием веры. Для православных, составлявших основное население страны, брак являлся таинством, в котором жених и невеста перед священником и церковью давали добровольное обещание взаимной супружеской верности и получали благословение своего союза. Основой брачного права в России стала православная этика, отраженная в Кормчих книгах - сборниках церковных и светских законов, появившихся на Руси в XIII в.

Последнее издание Кормчей книги было осуществлено в 1816 г.

С принятием христианства на Руси заключение брака стало находиться в юрисдикции церкви. Церковь всячески стремилась укрепить брак как социальный институт и придать ему осмысленное духовное начало, то есть значение таинства. Формирование основ брачно-семейного права происходило двумя путями. С одной стороны, шел активный процесс формирования правовых обычаев из семейно-брачных обрядов путем их социального закрепления и придачи им универсального и всеобъемлющего характера, а с другой стороны, принятие церковью новых узаконений1.

В силу подчиненности русской православной церкви византийской, византийское законодательство о браке и семье оказало значительное влияние на формирование важнейших правовых институтов брака и семьи, в частности, придало славянской процедуре заключения брака рациональную природу, заключая брачную процедуру в форму договора, облекая ее в юридическую конструкцию, имеющую свои средства обеспечения.

Многие исследователи справедливо полагают, что в основе семьи лежит прежде всего кровное начало, а в основе брака - договорное[252] [253].

Правовые формы брачно-семейных отношений в эпоху средневековья эволюционировали через следующие виды: ритуально-символическую, вербальную и непосредственно текстуальную. Огромное влияние на становление формы права оказали нормы христианской этики и византийского канонического законодательства. Заимствование происходило в виде свободной рецепции с учетом традиций, в народе.

Сравнивая византийскую и средневековую русскую юридическую конструкцию брака, можно отметить тот факт, что византийская юридическая конструкция брака как договора столкнулась с русской средневековой юридической конструкцией, в основу которой были положены прежде всего нормы христианской этики, которые оказались более мощным правообразующим фактом, потеснив формальную договорную природу отношений в византийском браке на второе место после духовной. Это обстоятельство характерно для всего спектра объема правового регулирования в браке[254].

Российское законодательство в течение XI-XIX вв., регулирующее порядок и условия заключения брака также претерпевало постепенную трансформацию. Условия заключения брака постепенно усложнялись. К основным относились: достижение брачного возраста; согласие сторон - в начале согласие родителей жениха и невесты, после реформы Петра I - согласие самих лиц, вступающих в брак. Препятствиями к заключению брака являлись: нахождение в другом зарегистрированном браке; духовный сан и монашество; различие вероисповеданий; родство и свойство; психическое нездоровье.

В конце XX в. тенденции развития семейного права - развитие свободы, равенства и секуляризации получили новое продолжение.

Ислам ставит во главу угла создание крепкой семьи. Мусульманам предписано строить семью на основе взаимного согласия и любви. Мусульманский брак - это договор между мужчиной и женщиной, согласно которому они начинают совместную жизнь, проявляя по отношению друг к другу взаимную любовь, доверие, содействие, понимание.

Семья для человека должна быть источником радости, спокойствия, наслаждения жизнью.

«Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих»[255].

Только в семье, где правят любовь и взаимное уважение, могут сформироваться личность с высокой нравственностью, к которой призывает ислам. Поэтому семья и является ячейкой общества, тем строительным материалом, благодаря которому строится успешное общество.

Что касается многоженства, то ислам разрешает мусульманину заключать повторный брак. Но в Коране оговорены жесткие условия, которые должны быть соблюдены при заключении таких браков. Во-первых, разрешается иметь не более четырех жен. Во-вторых, должно быть равноправие среди всех жен, и мужчина должен относиться к своим женам одинаково, никого не обделяя вниманием и любовью.

Иметь двух или более жен может позволить себе только тот мусульманин, который твердо стоит на ногах и имеет достаточно средств, чтобы обеспечить всех своих жен, и который уверен, что ни одна из жен не будет обделена его любовью и заботой. Поэтому в мусульманских странах таких семей немного, не каждый может взять на себя такую ответственность.

Самая главная радость в жизни мусульманина - это его праведная жена. Она хранит семейный очаг, заботится о своем муже и детях. В обществе жены мусульманин находит покой и утешение, он всецело полагается на нее, когда его настигают беды, несчастья, усталость.

В исламе женщина вправе сама выбирать себе мужа. Никто не может принудить ее выйти замуж за человека, который ей не нравится. Но это не значит, что мусульманка не должна слушать советы родителей, которые накопили богатый жизненный опыт.

Самые главные качества, по которым мусульмане выбирают себе спутника жизни, - это отношение к религиозным обязанностям и нрав человека, т.е. характер. Если выбор сделан осмысленно, основываясь на этих двух качествах, то семья будет крепкой и счастливой.

Долг супругов состоит в рождении детей и воспитании их в духе богобоязненности и нравственности, которые являются основными принципами ислама.

Дети, в свою очередь, должны почитать своих родителей. Вот что предписал Господь Всевышний об отношении к родителям:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!». Не кричи на них и обращайся почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»[256].

Особое место ислам отводит матери. «Рай находится под ногами ваших матерей», - говорил Пророк Мухаммад.

Итак, в основе мусульманской семьи лежит ненасильственный, добровольный, свободный брак между мужчиной и женщиной. Основными принципами семейной жизни являются: вера в единого Бога, покорность Ему во всех делах, любовь между супругами, уважение по отношению к родителям и воспитание достойных и благонравных детей.

В исламе развод разрешается, но является самым нелюбимым деянием перед Богом. В Коране указывается на святость и неразрывность супружеских уз. Ислам призывает к терпению и согласию супругов.

<< | >>
Источник: ВАЛЬКО ОЛЕСЯ ЮРЬЕВНА. ИНСТИТУТ БРАКА В ПРАВЕ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ . Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 2016. 2016

Еще по теме На протяжении длительного времени регулирование семейно-брачных отношений в России базировалось, прежде всего, на религиозных нормах, являлось важнейшей функцией церкви.:

  1. Суть противостояния «троцкизма» и «ленинизма» для Сталина заключалась прежде всего в отношении к государству и власти.
  2. Прежде всего мы должны определить и анализировать вкратце могущественный, всего чаще бессознательный, всегда немного загадочный фактор, которым мы объясняем общественные явления, – подражание.
  3. VI.1. Правовое регулирование брака и семейных отношений
  4. Брачно-семейное право.
  5. Брачно-семейное право
  6. Брачно-семейное право
  7. Брачно-семейное право.
  8. Семейно-брачное и наследственное право.
  9. Эволюция брачно-семейного права
  10. Брачно-семейное право.
  11. Семейно-брачное право.
  12. Брачное и семейное право.
  13. Брачно-семейное право.
  14. Основные изменения коснулись прежде всего:
  15. Брачно-семейное право
  16. Семейное и брачно-наследственное право.