<<
>>

РИМСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОй СИСТЕМЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО фЕодальноГо ОБЩЕСТВА

Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миром, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли собой жизнь человека феодальной эпохи от рождения до самой смерти .

Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник — Папа, имевший собственное государство в Средней Италии; ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы . Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшие к верхушке общества

Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку и грамотность, церковь обладала значительными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпали ее подарками и привилегиями, старались купить ее расположение и содействие.

В то же время церковь умиротворяла общество: стремилась сглаживать социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным, прекращению беззаконий и раздаче милостыни беднякам . Бедности даже отдавался нравственный приоритет . Церковь привлекала под свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян, предоставляла им земли для поселения, поощряла освобождение чужих рабов, попадавших при этом в зависимость от нее[23] .

В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря, который был и самым взыскательным хозяином, сохранявшим наиболее тяжелые формы феодальной эксплуатации Церковь являлась крупнейшим землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные богатства Монастыри одними из первых перешли к товарному хозяйству и производству для рынка, они брали на хранение сокровища и деньги, предоставляли ссуды .

Под покровительством духовенства, соединяясь с церковными праздниками, возникли ярмарки и рынки, паломничество к святым местам слилось с торговыми путешествиями Продолжая использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII вв . фактически возглавила торговое и колонизационное движение европейцев на Восток, прикрываясь крестовыми походами и организовав для их финансирования огромные денежные сборы После прекращения походов эти средства, пополнившие папскую казну, стали использоваться для финансирования политики Ватикана

Наивысшего могущества церковь достигла в XII-XIII вв . , превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью над своими структурами

и исключительным политическим влиянием . Стоя на консервативных позициях, церковь учила, что каждый член общества должен жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не добиваться его изменения . Идеология трех сословий, распространившаяся в Европе X в., выдвигала на первое место монахов — людей, возносящих молитвы, а потому стоящих над обществом . Со временем происходила постепенная аристократизация духовенства и монашества

Наряду с официальной церковной доктриной в Средние века широко была распространена и народная религиозность, выходившая далеко за рамки церкви и христианской догмы. Бог воспринимался как таинственная сила, присутствующая в священных местах, олицетворение блага и справедливости . Эта народная религиозность разделялась и основной массой священников, за исключением церковной элиты — епископов и аббатов.

Нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской доктрины в становлении средневековой цивилизации. Церковь заботилась о больных, бедных, сиротах и стариках. Она контролировала образование и производство книг. Благодаря влиянию христианства к IX в . в средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и брака. В эпоху раннего Средневековья практиковались браки между близкими родственниками, обычным явлением были многочисленные брачные связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям по своей силе и влиянию Именно с этим боролась церковь, и проблемы повышения значимости брака как одного из христианских таинств с VI в.

стали чуть ли не главной темой многих теологических сочинений . Принципиальным достижением церкви этого периода следует считать создание супружеской ячейки как нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор

Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению многих ученых, с распространением христианской доктрины и, как следствие, с изменением отношения человека к природе. Речь идет, в частности, об отказе от дохристианской системы запретов и табу, сдерживавших развитие сельского хозяйства, вследствие чего природа перестала быть объектом религиозного поклонения и источником страхов

Средневековье явилось закономерным и необходимым этапом развития христианской цивилизации Именно в Средние века личность человека стала цениться выше, чем в Античности . На Западе Европы церковь играла стабилизирующую, консервативную роль, то есть как раз обеспечивала благоприятные условия для развития личности Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно, и именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты, книгопечатание и многое другое, создавая тем самым западную цивилизацию

Важное значение в этом процессе имело действие еще одного фактора, получившего название «коммунальной революции» . Средневековый город, который в первое время еще оставался в политическом и административном подчинении у поместья- сеньории, а в идеологическом — у монастыря, с течением времени начинал играть возрастающую роль В дальнейшем именно с развитием города связано зарождение политико-правовой системы Нового времени, а значит, и новых представлений о взаимоотношениях личности и социума, гражданина и государства. Этот процесс традиционно воспринялся как следствие создания и развития городских коммун, отстаивавших свои вольности в борьбе с сеньором .

Именно в городах складывались элементы правосознания, которые принято называть демократическими . Однако, как считают современные историки, искать истоки современных правовых представлений лишь в городской среде было бы неверно . Важную роль в становлении правосознания позднего Средневековья сыграли и представители других сословий . Так, например, формирование представлений о достоинстве личности происходило главным образом в сословном сознании феодалов и изначально носило аристократический характер — следовательно, демократические свободы вырастали также и из аристократического вольнолюбия

3.

<< | >>
Источник: Рубаник В. Е.. История государства и права зарубежных стран. 2011. 2011

Еще по теме РИМСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОй СИСТЕМЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО фЕодальноГо ОБЩЕСТВА:

  1. § 1. Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества
  2. Тема 8. Римско-католическая церковь и каноническое право, и их влияние на эволюцию западной государственности (2 ч)
  3. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ B РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ И КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕФОРМА
  4. Зарождение и развитие власти в варварском обществе Рабство в деревнях • Восстание укрепленных городов: их освобождение; их хартии • Гильдии • Двойственное происхождение свободного средневекового города • Его автономный суд и самоуправление. Почетное положение, занятое трудом • Торговля, производившаяся гильдиями и городом
  5. Тема 3. Салическая правда – раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
  6. СОЦИАЛЬНАЯ, СОСЛОВНАЯ И ВАССАЛЬНО-ЛЕННАЯ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБщЕСтвА
  7. Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.
  8. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ И КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
  9. Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
  10. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ПАПСТВО
  11. Католическая церковь в Германии начала XYI в
  12. § 19. Католическая церковь в Средние века.
  13. Последний период западноевропейского средневековья
  14. 3. Влияние римской католической церкви на западную государственность. Кризис католицизма. Реформация
  15. Церковь к началу средневековья
  16. Глава 4. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ТИПЫ 4.1. Понятие и признаки правовой системы общества
  17. Церковь в период формирования феодальных отношений в Европе. Папское государство