<<
>>

СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА

Древнейшим источником права Древнего Рима являлся правовой обычай (mores) . Поскольку для обычного права не характерно выражение его требований в ясных и точных постановлениях, нормы, вытекавшие из правовых обычаев, являлись особыми по содержанию и характеру — главным образом, это были предписания, указывающие на границы или тип дозволенного правового поведения .

В римской юридической традиции обычаи могли играть двоякую роль: во-первых, они заменяли указания других источников права (прежде всего законов); во-вторых, обычаи свидетельствовали о способе применения законов и других форм права в юридической практике

Обычай признавался источником права в случае, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями», а «укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» .

Римская юриспруденция выработала ряд требований, которые обусловливали применение обычая

♦ Обычай должен был не противоречить закону, а дополнять его.

♦ Обычай не мог отменить указание закона.

♦ Обычай должен был отражать достаточно продолжительную и единообразную правовую практику, как правило, в пределах жизни более одного поколения

♦ Не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требование обычая

♦ Ссылающийся на обычай обязывался сам доказывать факт его наличия .

Значимой особенностью римского правового обычая было понимание его неразрывности с нравственной основой Считалось, что предписания обычая — это молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами.

ЗАКОНЫ

Основной формой писаного права в римской правовой культуре выступали законы (leges) .

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы оно исходило от имеющего соответствующие полномочия органа (так или иначе отражало волю всего римского народа) и было надлежащим образом обнародовано . Тайный правовой акт не мог получить юридическую силу .

В истории сохранились полулегендарные сведения о законах, издававшихся от имени римского народа первыми царями-рексами — Нумой Помпилием, Сервием Туллием и др . Однако важнейшим моментом в становлении римского законодательства стало создание в середине V в . до н . э . Законов XII таблиц . Этот свод, по словам римского историка Тита Ливия, даже спустя несколько веков признавался в качестве «источника всего публичного и частного права» (fons omnis publici privatique juris) . Законы были выставлены для обсуждения народом (по обычаю на деревянных выбеленных досках), утверждены народным собранием и приняты в качестве действующего свода права. Несколько позднее Законы XII таблиц были запечатлены в виде своеобразного памятника — двух (или трех) медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме, но уничтоженных, по-видимому, около века спустя во время вторжения галлов

К числу законов относились и постановления принцепсов (императоров), именовавшиеся конституциями и подразделявшиеся на четыре вида:

1) эдикты — общие распоряжения, обращенные к населению;

2) рескрипты — распоряжения по отдельным делам;

3) мандаты — инструкции императоров своим чиновникам;

4) декреты — решения по спорным делам, которые поступали на рассмотрение императора

ДЕятЕЛьность римских юристов

К началу II в . до н . э . мнения и произведения юристов стали фактически источником права, из которого римские граждане и суды черпали знания о правовых нормах «Придавая своим толкованием законов определенный смысл правовым нормам, юристы в своей деятельности фактически создавали нормы, приобретавшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью», — замечает И . Б. Новицкий[18].

Придание правовым позициям римских юристов характера источника права было вызвано рядом факторов Во-первых, по законам римского государства судьей мог стать любой гражданин, не обладавший какими-либо познаниями в области права, поэтому он вынужден был просить совета у авторитетных римских юристов, которому и следовал при разрешении того или иного дела[19] . Во-вторых, право, исходящее от Римского государства, за редким исключением было недоступно для всеобщего сведения, поскольку издаваемые акты находились в особых государственных архивах — храмах Сатурналий. В связи с этим право из поколения в поколение зачастую передавалось в устной традиции — сначала понтификов, а потом и светских юристов, а также в их многочисленных письменных произведениях По этой причине римские суды применяли римское право не непосредственно, а на основе его изложения римскими юристами в своих тракта- тах[20] . Юридическую обязательность мнений римских юристов подтверждают слова

Помпония: «Таким образом, в нашем государстве (право) устанавливается или на основании права, то есть закона, или имеется свойственное (нашему государству) цивильное право, которое состоит лишь в толковании опытными (юристами) без записи...»[21]. В-третьих, цивильное право просто не могло учесть всего многообразия ситуаций, которые возникали в жизни и требовали юридического разрешения, не будучи охваченными содержанием правовых обычаев и законов . При таких обстоятельствах лишь юристы-ученые могли обеспечить удовлетворение интереса общества в адекватных времени правовых нормах .

Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела. Благодаря своему авторитету и глубокому пониманию законодательства профессиональные юристы (Лабеон, Прокул, Сабин и др . ) весьма заметно влияли на развитие римского права. Консультации юристов, их научные и учебные труды также получили правовую силу

В 426 г.

н . э . был издан специальный закон, регулировавший значение деятельности юристов для судебной практики. Согласно ему только высказывания пяти юристов: Эмилия Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина — признавались обязательными для судей В случае разногласий приоритет принадлежал Папиниану, в прочих ситуациях соответствие праву решалось по условному большинству голосов

КОДЕКСЫ римского ПРАВА

В имперский период, особенно в Восточной Римской империи, значительно усилилась потребность в обобщении источников права и унификации правоприменения, поэтому в правление императора Юстиниана (527-565 гг. н . э . ) была проведена всеобъемлющая кодификация права. В 528 г . н . э . была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана . В апреле 529 г. н . э . комиссия опубликовала Кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты утратили юридическую силу

В 530 г. н . э . была назначена новая комиссия из 16 юристов под руководством того же Трибониана. Эта комиссия осуществила грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г. н . э . под названием Дигесты (от лат. digesta — «собранное»), или Пандекты (от греч . pandectac — «все вмещающее») .

Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить в учебных целях общие принципы римского права . Результатом этой работы стали Институции, написанные известным римским юристом Гаем

В 534 г. н . э. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором обобщалось право преимущественно христианской эпохи

После выхода в свет Кодекса императорских конституций законодательная деятельность Юстиниана продолжилась — все крупные изданные им акты позднее составили так называемые Новеллы, систематизированные уже после смерти императора

С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Корпус гражданского права (Corpus juris civilis) .

Подлинные тексты Свода Юстиниана не сохранились; наиболее авторитетные греческие и латинские рукописи относятся к VI-XI вв . н . э .

Институции (Institutions), написанные Гаем, стали учебником для римских юридических школ . Данный труд случайно обнаружил под текстом сочинения богословского содержания историк Нибур в 1816 г . в итальянском городе Вероне . Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи чернильное пятно, обнаружил под богословским другой — юридический — текст; это и было сочинение Гая

Институции представляли систематизированное изложение основ права. Они подразделялись на 98 титулов и четыре книги:

♦ книга 1 — общее учение о праве и субъектах права (лицах);

♦ книги 2 и 3 — общие институты вещного и обязательственного права;

♦ книга 4 — учение об исках и принципах правоприменения в суде .

С этого времени аналогичная схема систематизации права стала называться институционной .

Самой объемной частью Свода Юстиниана были Дигесты, или Пандекты. Они представляли систематическую компиляцию цитат — отрывков из работ наиболее известных римских правоведов

Всего в составе Дигест насчитывают до 9200 отрывков из 2000 работ, принадлежавших перу 39 известных юристов I-V вв . н. э . Весь материал условно подразделялся на семь частей

♦ В первой части (книги 1-4) рассматривались общие вопросы права и учение о субъектах права — лицах.

♦ Во второй (книги 5-11) — «о праве лиц на свои собственные и чужие вещи, о защите права собственности», то есть вещное право.

♦ В третьей (книги 12-19) — о двусторонних обязательствах или возникающих из «взаимного доверия».

♦ В четвертой (книги 20-27) — об обеспечении обязательств, исковых требованиях из обязательств и обязательствах, связанных с реализацией семейных и опекунских прав

♦ В пятой (книги 28-36) — о завещаниях.

♦ В шестой (книги 37-43) — о самых разнообразных правовых коллизиях, разрешаемых по судейскому усмотрению

♦ В седьмой (книги 44-50) трактовались вопросы, связанные преимущественно с уголовным и публичным правом, а последняя книга посвящалась старым юридическим выражениям, терминологии, высказываниям, пословицам и т п

При обнародовании Дигест император Юстиниан запретил даже писать к ним комментарии.

Разрешалось только делать извлечения из Дигест и переводить их на греческий язык

Кодекс был систематизацией 4600 императорских конституций начиная со 117 г . н . э. в 12 книгах и 765 титулах .

♦ В 1-й книге содержались постановления по церковному праву, в отношении источников права, а также государственной службы и обязанностей чиновников

♦ Во 2-8-й книгах в основном были обобщены акты императоров по гражданскому праву и судопроизводству

♦ В 9-й книге — по уголовному праву .

♦ В 10-12-й книгах — по государственному управлению, финансам и т . д.

При систематизации сохранялись даты издания конституций и имена даровавших их государей

Собрание новелл (Novellae), которые условно считаются дополнительной четвертой частью Свода Юстиниана, было связано уже с частной систематизаторской деятельностью после смерти императора

Сохранилось три сборника. Первый из них был составлен в 556 г . н . э . и включал 122 конституции . Два других (содержащие 134 и 168 актов) относятся ко второй половине VI в . н . э .

2.

<< | >>
Источник: Рубаник В. Е.. История государства и права зарубежных стран. 2011. 2011

Еще по теме СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА:

  1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА
  2. Периодизация истории права Древнего Рима
  3. Развитие римского государства и права в эпоху Древнего Рима
  4. 17.1 Понятие формы (источника) права. Система форм (источников) права
  5. § 5. Право Древнего Египта. Источники права
  6. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
  7. 1.1. Коллегии адвокатов Древнего Рима
  8. ХАРАКТЕР и источники ПРАВА ДРЕВНЕй ИНДИИ. ЗАКОНЫ МАНУ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРиСТиКА.
  9. Петров И.В.. Государство и право Древней Руси (до эпохи Русской Правды). Теории происхождения государства и права. Античные письменные источники и венедская проблема (I—V вв.). Древнейшие письменные известия о славянах и денежные рынки Восточной Европы (VI—VII вв.). 2016— 420 с., 2016
  10. ПРАВ О ДРЕВНЕГО РИМА
  11. ГОСУДАРСТВО ДРЕВНЕГО РИМА