<<
>>

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА КИТАЯ

В истории правовой системы Древнего Китая определяющими факторами стали этико-политические догмы конфуцианства и политико-правовые концепции ле- гизма, повлиявшие на поступательное развитие права, его идейные основы, принципы и институты, механизм правоприменения и традиционное правопонимание китайцев

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа.

На первом этапе в шанско-иньском и раннечжоуском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли) Они определяли отношение членов китайского общества к правителю — вану — и регулировали внутрисемейные отношения . Эти нормы строились на почитании родителей, старших, преклонении перед знатностью и преданности вану

Правовые нормы в это время еще не вычленялись из общей массы религиозноэтических норм, с которыми они составляли единое целое . Вместе с тем все большее значение по мере укрепления власти ванов приобретали распоряжения и приказы правителя, его приближенных и высших чиновников, исполнение обеспечивалось принуждением

В VI в .

до н . э . великий философ Конфуций создал свое учение . Авторитет этого философа стал непререкаемым и пережил в китайском обществе века

Основная философская идея конфуцианства — гармония. Она считалась главным условием всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей . Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция являлся не закон, а соблюдение традиций и моральных норм (ли) . Именно они закрепляли некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении меры во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам

Требование строгого соблюдения ли, находящего выражение в скрупулезно разработанном ритуале, определяло особое, принципиально отличное от предлагаемого легистами отношение к законодательной форме Конфуцианцы считали правовую норму неким мерилом, образцом правильного поведения, не требующим во всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты

На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V-III вв .

до н . э . ), усилилась роль права со стабильным комплексом наказаний. В этот период было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством.

Наиболее яркий представитель легизма — Шан Ян, отстаивавший абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определял всю жизнь подданных. Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний; исходили из обязательности превентивных мер; считали, что только коллективная ответственность обеспечит хорошее управление; отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления

Жестоко карать, по мнению легистов, следовало даже за малейшее нарушение приказов государя. Проповедуя своеобразное равенство перед законом и неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты стремились лишить знать и чиновничество различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти Не случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства

Во второй половине III в до н э произошло обострение противоборства двух идеологий, что дало новый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права

Легизм в его крайней форме стал официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221 -207 гг. до н . э . ) . Легисты пришли к власти и начали претворять в жизнь свои правовые воззрения . Делали они это путем многих безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догмы с помощью преследования их поборников и носителей, уничтожения книг и пр. Согласно легенде, циньский император Шихуанди в 213 г . до н . э . приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-конфуцианцев .

С утверждением династии Хань на последнем, третьем этапе формирования древнекитайского права (III в .

до н. э . — III в . н . э . ) — этапе формальной победы конфуцианства — произошло слияние легизма и конфуцианства в новое учение, получившее название ортодоксального ханьского конфуцианства. Главным назначением его стало осмысление позиций знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества

Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой и строгой карой закона (фа), что нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства

♦ Там, где недостает ли, следует применять фа.

♦ То, что наказуемо по фа, не может быть дозволено по ли .

♦ То, что позволено по ли, не может быть наказуемо по фа

Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы ли приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени конфуцианских произведений — « Чжоу ли», «И ли» и «Ли цзы». В этих трудах еще в начале второй половины І тысячелетия до н э были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали

Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань в Х в . до н . э . В Чжоу существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тыс статей

Законодательная деятельность усилилась в период Чжаньго — Воюющих царств в V-III вв . до н . э. Ее усиление было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной и непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой . Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом «Обозрения законов», относящийся к 536 г. до н . э . Его основой стало понятие у син — пяти видов наказаний за преступления, таких как:

1) клеймение;

2) отрезание носа;

3) отрубание одной или обеих ног;

4) кастрация;

5) смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием

Лишь на рубеже V-IV вв .

до н . э . появился один из первых сводов законов — «Книга законов царства Вэй». Она была составлена Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков, и содержала правоположения о ворах, разбойниках, заключении в темницу, поимке преступников, орудиях казни и пыток. Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов

В ханьском Китае в III-II вв . до н . э . проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов . «Книга законов царства Вэй» была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, государственном коневодстве и финансах.

Появление писаных законов не могло изменить порядок, свойственный праву Древнего Китая, согласно которому непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлений Конфуцием и его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений

<< | >>
Источник: Рубаник В. Е.. История государства и права зарубежных стран. 2011. 2011

Еще по теме СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА КИТАЯ:

  1. В юридической литературе по истории государства и права сложилось представление о следующих основных чертах традиционного права и правовой культуры традиционных обществ:
  2. Формы традиционных государств и их историческая специфика
  3. 2. В чем специфика Китая?
  4. 4. Специфика культуры цивилизации Китая
  5. Характер выполняемой человеком деятельности определяет специфику формирования и проявления психологической компетентности.
  6. 7. Семья традиционного (обычного) права.
  7. Семья религиозно-традиционного права
  8. 1.1 Специфика теории государства и права
  9. Наука государственного права в России в традиционной интерпретации: П.Е. Казанский и Н.А. Захаров
  10. 3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества
  11. Раздел II. Объекты жилищного права и их специфика Глава 1. Жилые помещения
  12. Периодизация исламского права и ее значение для формирования семейного права
  13. Соотношение нравственности и формального права (государственного закона), традиционное для русской политико-правовой мысли, основывалось славянофилами на следующих началах.
  14. Формирование древнего права.
  15. Право собственности на жилое помещение: понятие, содержание и специфика 1. Права и обязанности собственника жилого помещения.