<<
>>

§3. Теории договорного права гуманистов и протестантов.

3.1.

3.2. Отказ от схоластической договорной доктрины.

Идеологические установки правоведов-гуманистов побуждали их к полному разрыву со средневековой схоластической традицией изучения и комментирования Свода Юстиниана.

Авторитет Глоссы, Бартола и Бальда был заменен авторитетом римских юристов классического периода и иных древних авторов. В произведениях школы mos gallicus отсутствуют ссылки на комментаторов-бартолистов, их доктрины, основанные на превратном толковании Свода (такие, как «одеяние», деление пактов на голые и одетые), открыто критикуются, а новые выводы подтверждаются исключительно ссылками на древних авторов (римских юристов, Цицерона и т.д.). В целом такая перемена отражала установку mos gallicus на возрождение римского права классического периода.

Открытый разрыв правоведов-гуманистов со схоластикой подкреплялся обновленной методологией, которая позволила иначе представить систему цивильного права в целом, изложение отдельных тем, в том числе сути договора, исковой защиты неформальных соглашений, основания (каузы) договоров.

Однако несмотря на явный вызов, брошенный бартолистам, на деле разрыв гуманистов с более чем четырехвековой традицией изучения Свода не был окончательным. Школы mos italicus и mos gallicus продолжала объединять общность источниковой базы (Свод Юстиниана был и остается основным источником знаний о римском праве), концепция цивильного права как самостоятельной сферы знания, основанного на рациональных принципах, системного и изучаемого специалистами в рамках университетской системы образования, причем с помощью методологии, восходящий к Аристотелевской логике. Эти и некоторые менее важные признаки позволяют отнести и итальянское и галликанское обыкновение к традиции общеевропейского права и к западной традиции права в целом (Г. Берман).

Идеологические установки школы usus modernus не предполагали столь резкого отрицания схоластики. Напротив, связь многих представителей данной школы с практикой требовала от них избирательного подхода по отношению к двум направлениям в науке ius commune. Девизом правоведов XVI в. могла бы стать фраза «Мы все тщательно изучим и сохраним полезное». Полезным считалось необходимое для практических нужд того времени. Немало полезного представители usus modernus обнаружили в договорных доктринах комментаторов.

3.3.

<< | >>
Источник: Полдников Д.Ю.. Доктрины договорного права Западной Европы XI-XVIII вв.. 2012

Еще по теме §3. Теории договорного права гуманистов и протестантов.:

  1. §2. Теории договорного права usus modernus.
  2. §3. Договорные теории нового естественного права
  3. §4. Теории договорного права вторых схоластов.
  4. §3. Договорные теории классического периода
  5. Учебный материал состоит из пяти частей: общеметодологических вопросов теории государства и права, общего учения о государстве, теории права, теории правового поведения и теории правового государства ка
  6. з. 3. Основные термины договорной теории.
  7. Автором договорной теории происхождения государства является:
  8. Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и др.
  9. Предмет науки теории государства и права. Структура и функции теории государства и права какнауки и учебной дисциплины
  10. Гуманисты ______
  11. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.