<<
>>

Введение

Мусульманское право – заметная часть современной мировой правовой культуры. В настоящее время правовые системы большинства исламских стран испытывают влияние шариата и включают в себя его компоненты.

Вместе с тем в большинстве из указанных стран мусульманское право не является единственной системой действующих правовых норм. Однако во многих странах оно является господствующим.

В последние десятилетия в ряде государств наблюдается процесс формирования «современного» мусульманского права, основным источником которого является законодательство, в то время как в традиционном мусульманском праве эта роль отводилась религиозной доктрине. Теперь реализация принципов и норм мусульманского права в большинстве случаев зависит от их соответствия общим началам правовой системы, ориентированной не на ислам, а на западные правовые модели. Одна из примечательных черт «современного» мусульманского права – его тесное взаимодействие с европейской правовой культурой.[1]

К началу XX в.

лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально, в своем традиционном виде. К середине XX в. многие исламские страны отказались от шариата и их правовые системы с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому и англосаксонскому, кроме брачно-семейных и наследственных отношений.

Ни в одной мусульманской стране шариат не является единственным действующим правом. За исключением Саудовской Аравии, Ирана, Афганистана и некоторых княжеств Персидского залива, мусульманское право не занимает преобладающего места в их правовых системах. С другой стороны, ни в одной традиционной мусульманской стране, кроме Турции, оно не потеряло полностью своих позиций в качестве системы действующих правовых норм.[2]

В настоящее время наблюдается различное сочетание в государственных структурах светских и исламских элементов. По мнению В.Е.

Чиркина и Л.Р. Сюкияйнена, по степени влияния ислама на государственно-правовые системы мусульманских стран их можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют страны, конституционно-правовая структура и официальная идеология которых является по существу светской – Турция, Индонезия.

Ко второй группе относятся те страны, в государственную структуру которых, в основном светскую, включены некоторые исламские положения. Определенные исламские принципы государственной структуры и политики закреплены в конституциях Сирии, Алжира, Туниса, Судана, Египта и др. К этой группе относится большинство государств исламского мира.

Третью группу представляют страны, официальная идеология которых обосновывает необходимость полного соответствия государственной структуры принципам ислама (Иран, Афганистан). Многие из них – государства с монархическими режимами (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман). К этой группе относится Иран, в котором наиболее полно реализован на практике конкретный вариант шиитской модели «исламского государства».[3]

В настоящем пособии предполагается на примере отдельных стран – представителей каждой из указанных групп рассмотреть соотношение светского и религиозного в их правовых системах. Повышенное внимание уделяется уголовному праву и борьбе с преступностью в указанных странах, так как данное пособие предназначено для будущих сотрудников правоохранительных органов.

Целесообразно начать рассмотрение указанных вопросов на примере стран, конституционно-правовая структура которых является светской, но в силу многовекового исламского прошлого все стороны общественной жизни в той или иной мере содержат элементы исламских традиций. К этой группе стран, в первую очередь, необходимо отнести Турецкую республику.

<< | >>
Источник: Старостина С.А. История мусульманского государства и права.2002. – 106 с.. 2002

Еще по теме Введение:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. 8.5. Парентеральное введение антикоагулянтов
  3. § 2. Срок и основания введения наблюдения
  4. Последствия введения евро.
  5. Введение .................................................................... 7
  6. § 2. Порядок и основания введения финансового оздоровления
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. ВВЕДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА.
  9. Порядок перехода к внешнему управлению и его введению
  10. ВВЕДЕНИЕ 3
  11. Введение