<<
>>

В исторической практике известны два основных пути эволюции традиционных феодальных монархий

: «мягкий» (вариант «просвещённого абсолютизма» , при котором упор делался на медленные постепенные изменения политической системы с ликвидацией наиболее явных пережитков феодализма, особенно в правовой сфере, с сохранением всевластия монарха) и «жёсткий» (вариант «просвещённого деспотизма» , при котором по инициативе монарха проводились изменения политической, социальной и правовой системы в предельно короткий срок и деспотическими методами, и опять же, с сохранением всевластия монарха).

В обоих случаях цель была одна - сохранить монархический строй и предотвратить возможные революционные потрясения в будущем. Разница заключалась в темпах преобразований и социальной опоре реформ. При «жёстком» варианте реформирования монарх опирался не столько на корпоративное дворянство, сколько на просвещённую бюрократию. При этом иногда правящий режим не останавливался перед прямым попранием дворянских прав и привилегий, если они противоречили (в понимании монарха, конечно же) общегосударственным интересам.

Однако был и третий вариант выхода из государственно-правового тупика - вариант революционный . Он мог возникнуть (и возникал) в случае неспособности или нежелания правящего режима (прежде всего в лице носителя абсолютной власти) вовремя провести давно назревшие преобразования и хотя бы в минимальной степени привести в соответствие с новыми буржуазными реалиями фасад традиционной феодальной монархии. Многое здесь зависело от субъективных факторов и, прежде всего, от личных качеств, дальновидности и политических взглядов носителя абсолютной власти.

В результате сочетания объективных и субъективных факторов именно третий вариант выхода из кризиса традиционных абсолютных монархий оказался реализованным во Франции в конце XVIII в. В 1774 г. на престол вступил Людовик XVI - человек крайне консервативных взглядов и одновременно недалекий и слабовольный, всецело находившийся под влиянием своей жены Марии Антуанетты Австрийской, настроенной еще более консервативно.

Необходимости провести хотя бы минимальные реформы они не видели, к рекомендациям Вольтера, Монтескье, Руссо и других философовпросветителей не прислушивались, фактически реализуя принцип «нет пророка в своём Отечестве». В результате и политическая, и экономическая обстановка в стране ухудшилась до предела и в 1789 г. грянул революционный взрыв.

С 1791 г. по 1799 г. во Франции сменили друг друга четыре конституции, оказавшие, как и Американская Конституция 1787 г., огромное влияние на политическое и правовое развитие европейских государств последующего периода, включая и Россию. Учитывая географическую удалённость Соединённых Штатов Америки, следует признать, что именно французский конституционный опыт использовался авторами европейских конституций 1-ой четверти XIX в. (особенно в эпоху Реставрации) в наибольшей степени.

Поэтому мы считаем необходимым провести текстологический анализ Конституций Франции 1791, 1793, 1795 и 1799 гг., сравнить их между собой и выявить закономерности в характере изменений конституционных норм. До настоящего времени подобный анализ Французских конституций 90-х гг. XVIII в. не проводился.

Для удобства систематизации и сравнительного анализа Конституции будут рассмотрены по следующему плану :

1. Общая структура Конституции;

2. Характеристика раздела о правах и свободах человека;

3. Структура законодательной власти;

4. Структура исполнительной власти и местное управление;

5. Структура судебной власти;

6. Порядок пересмотра Конституции.

<< | >>
Источник: Виталий Юрьевич Захаров. Российский и зарубежный конституционализм конца XVIII - 1-й четверти XIX вв. Опыт сравнительно-исторического анализа. Часть 1 2017. 2017

Еще по теме В исторической практике известны два основных пути эволюции традиционных феодальных монархий:

  1. § 2. «Просвещенный абсолютизм» и «просвещенный деспотизм» как два варианта эволюции традиционных монархий
  2. РАЗДЕЛ II. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ПРАВО (ДВА ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ: ЗАПАДНЫЙ И ВОСТОЧНЫЙ)
  3. Два пути развития
  4. РАЗДЕЛ II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ, СУЩНОСТИ И социального НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  5. В юридической литературе по истории государства и права сложилось представление о следующих основных чертах традиционного права и правовой культуры традиционных обществ:
  6. Феодально-абсолютистская монархия.
  7. 2. Два пути формирования эллинической государственности
  8. Я думаю, что такой подход к Интенциональности позволит нам увидеть способ решения нескольких традиционно известных проблем, касающихся ментальных состояний.
  9. В XVII в. в Англии реально функционировало одновременно два хозяйственных уклада: капиталистический и феодальный.
  10. Формы традиционных государств и их историческая специфика
  11. Европа и Восток: две структуры, два пути развития
  12. Эволюция парламентской монархии
  13. Эволюция Английской МОНАРХИИ в ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVII в.
  14. 23. Историческая эволюция концепции сущности государства
  15. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике правоприменения.
  16. Тема 2. Эволюция управленческой практики и мысли
  17. СВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА C ПРАКТИКОЙ
  18. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОй МОНАРХИИ (XIV-XVI вв.). РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX (КАПЕТИНГА) И ФИЛИППА IV КРАСИВОГО
  19. § 2. Социальные причины появления уголовно-правового иммуни­тета и его историческая эволюция