<<
>>

§ 2. Способы приобретения церковно-монастырской земельной собственности

В современной науке существуют различные классификации оснований и способов приобретения права собственности: необходимые и производные, посредственные и непосредственные, возмездные и безвозмездные.

Несмотря на это в теории гражданского права общепринятой и наиболее распространенной остается классификация способов приобретения права собственности на первоначальные и производные.

В дореволюционной цивилистике характеристика основных способов приобретения вещных прав, среди которых можно выделить право собственности, давалась в соответствии с классификацией, существующей в римском праве, в основе которой лежал принцип правопреемства. Так, к первоначальным основаниям приобретения права собственности относились - спецификация, оккупация, клад, приобретательная давность, а к производным - traditio - передача права собственности приобретателю от отчуждателя. Особое значение придавалось владению, которое могло существовать вне права собственности и являлось реальным господством лица над вещью.

Основными способами приобретения владения считался самовольный захват владения, завладение, приобретение через третьих лиц.

В дореволюционной цивилистике, начиная с XIX в. активно обсуждался вопрос о юридической сущности церковного имущества в России, большое внимание уделялось и способам его приобретения. Этой проблеме были посвящены работы В.О. Милютина «О недвижимых имуществах духовенства в России», А.Н. Горбунова «Льготные грамоты, жалованные монастырям и церквам в XIII, XIV и XV вв.», М.И. Горчакова «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и св. Синода» и других авторов.[249] [250] [251]

Одни ученые, рассматривая основания возникновения вещных прав, выделяют критерий воли (К.А. Неволин), а другие, придерживаясь традиций римского права, критерий правопреемства (М.Ф.

Владимирский-Буданов,

Λ

В.И. Сергеевич, И.А. Исаев, Т.Е. Новицкая, А.Е. Русецкий).

Е.А. Шитова в своем исследовании, изучая вопрос о способах приобретения вещных прав в Московском государстве XVI-XVII вв., обращала внимание на отсутствие единства мнений относительно критерия классификации. В то же время она указывала, что отдельные исследователи при характеристике оснований возникновения вещных прав наряду с правом собственности учитывали владение (Д.И. Мейер), а также конкретные виды объектов недвижимого имущества - вотчину, поместье, тяглые имущества, дворы и

дворовые места в городах (К.А. Неволин, Н.П. Павлов-Сильванский).

Рассматривая основные способы приобретения церковной земельной собственности в XV-XVII вв. в соответствии с общепринятой классификацией, отметим наиболее распространенные из них.

Анализ жалованных грамот XV-XVII вв. позволяет заключить, что одним из главных способов приобретения права собственности на землю были

пожалования, которые осуществлялись, как правило, при основании монастыря и подтверждались жалованной грамотой. Великие и удельные князья, цари, а в вольных городах правительства, жаловали церквям и монастырям недвижимое имущество. «Се яз князь Юрий Иванович пожаловал в дом Пречистые Сторожевского монастыря старца Варсунофья да келаря и казначея и всю братью, дал есми Пречистои в дом на Сторожы в Звенигородском уезде в Городцком стану в Заретцкой стороне деревню Куницыно да селищо Вахреево, да селищо Потапово, да селищо Долгушино с лесы и луги и с пожнями и со всеми угодьи...».[252] [253]

Часто жалованные грамоты подтверждались, как правило, это было при смене царей, либо в случае пожара или иного случая утраты жалованной грамоты. Особенно практика подтверждения грамот получила распространение в Смутное время (Грамота жалованная на рыбные ловли в реке Волге Костромскому Ипатьевскому монастырю 4 октября 1605 г.; Грамота жалованная на рыбную ловлю Саввину Сторожевскому монастырю 27 марта 1615 г.).2

Еще одним производным способом приобретения церковного и монастырского имущества были вклады (вклады по душе и вклады при пострижении).

Что касается вкладов по душе, то духовенством была выработана сложная система строения души. Строить душу означало обеспечить человеку молитву церкви о его грехах, о спасении его души. Ближе всего к церковному учению о молитве за усопших были вклады по душе для заупокойного поминовения.

Вклады при пострижении - это определенный взнос, который должен был сделать в монастырскую казну вновь вступающий в монастырь. Таким образом, обеспечивалось пожизненное содержание постриженика. Как правило, знатные и состоятельные люди постригались перед смертью, тем самым отписывали часть своего имущества монастырю.

Вклады по душе и вклады при пострижении относились к специфическим способам, характерным лишь для приобретения монастырской собственности. Они регламентировались отдельными частноправовыми актами, о чем свидетельствует вкладные книги и данные грамоты.

В этих источниках мы находим подтверждение существования такого способа увеличения монастырского имущества, как вклады. Так монахи покупали имущество у разных лиц на свои собственные деньги, а затем жертвовали его монастырю: «Далъ старецъ Сабуров полъ села Сабурова; Далъ старецъ Федоритъ Еремеевъ деревню Чернятино; Купилъ старецъ Иларионъ в монастыръ две деревни, деревню Иванцово да деревню Ораное.. .ж[254]

Вклады в монастырь делались не только знатными и состоятельными людьми, но и представителями различных категорий населения: патриархом, царем, князьями, боярами и даже крестьянами: «.пожаловал великий государь святейший патриархъ Филаретъ Никитичъ... дал вкладом в дом Живоначальныя Троицы и преподобному чудотворцу Антонию 100 рублевъ денег.»; «Дал вкладомъ Челмохоцкой волости крестьянинъ Евсевей Яковлевъ Кошуковыхъ по верхнюю сторону Гостилова ручья пожня, а другая пожня новочищенина.».[255]

Интересна данная грамота князя Ивана Ивановича Пронского Саввино- Сторожевскому монастырю на деревню Филимонову в Городском стану Звенигородского уезда от 1541-1542 г., который купил указанную деревню у архимандрита Симонова монастыря Филофея и отдал ее по душе в дом Пречистои на Сторожи.[256] Земельный участок, характеризующийся правовым режимом вотчины, был дважды отчужден: первоначально в результате купли-продажи, а затем в результате вклада.

Однако этот специфический способ был ограничен постановлениями Соборов 1572, 1580 и 1584 гг., в частности пожертвования недвижимых имуществ подлежали ограничению относительно архиерейских домов, монастырей и церквей.[257]

Монастыри и церкви приобретали обработанные земли (пашни), леса, рыбные ловли и солеварни. Имущественные отношения исключительно по поводу недвижимых вещей оформлялись в купчих грамотах. Монастыри с XIV в. особенно активно начинают использовать этот способ для увеличения своих земель. Однако постановления Стоглавого собора 1551 г. ввели ограничения и на этот вид, так покупка недвижимого имущества церковью без разрешения государя запрещалась.[258] С этого времени в Приказе Большого дворца должны были регистрироваться «купли» с «доклада государю». А с 1580 г. купчие приобретали силу лишь на основании специальной жалованной грамоты царя.

Еще одним основанием возникновения монастырской собственности была мена вотчинами. Монастырь покупал малоценную землю и менял ее на более ценную, доплачивая разницу стоимости деньгами.

Вплоть до XVI в. очень широко использовался монастырями такой способ увеличения имущества, как наследование по завещанию. Наряду с ним существовало наследование по закону, известное еще со времен Русской Правды: «А же кто умирая разделит дом своим детям; на том же и стояти; паки ли без ряду умрет, то всем детем, а на самого часть дати души».[259] Таким образом, в соответствии со статьей 87 Русской Правды часть наследства выделялась в пользу церкви на помин души.

В 1551 г. в отношении этих способов вводятся ограничения, а с 1580 г. монастырям запрещалось приобретать земли без доклада государю.[260]

Право владения землей закреплялось в писцовых книгах и писцовых наказах, в них также регистрировались изменения в землевладении. Приходские церкви и монастыри основывались свободно, не было ограничений ни по церковным канонам, ни по законам государства. Но уже в XVII в. появляется специальное требование со стороны церковной власти - обязательное отведение участка земли под строительство храма и притча.

В связи с этим появляется еще один способ приобретения церковно-монастырской земельной собственности - надел или отвод земельных наделов. Так, в ф. 235 Российского государственного архива древних актов находим ряд дел, которые свидетельствуют о приписывании земли к вновь возведенным церквям (Дело о постройке, освящении и приписке земли к церкви Николая Чудотворца в деревне Пельтме Саранского уезда; Дело о постройке Воскресенской церкви в селе Воскресенском-Полом Саранского уезда и о приписи к ней земли из того же уезда и др.).[261]

До XVII в. земли церковных установлений могли увеличиваться и за счет присоединения земель закрывающихся монастырей. Но уже с конца XVII-начала XVIII вв. эти земли переходят в собственность государства.[262] [263]

Относительно способов приобретения церковного имущества в дореволюционной и современной литературе нет единства.

Рассматривая церковное имущество, М.Ф. Владимирский-Буданов выделял

основные, гражданские и особые способы приобретения имущества. Среди основных способов приобретения имущества церковью он отмечал пожалования со стороны государства, к которым примыкала заимка пустых земель, также требовавшая пожалования со стороны государства; дарение или завещание со стороны частных лиц. К гражданским способам он причислял - куплю и залог. Несмотря на запреты, церковные учреждения занимались ростовщичеством. Давая деньги в рост под залог вотчины, в случае просрочки они получали на нее право собственности (1517-1518 гг. Закладная кабала Г.В. Чертова казначею митрополита Варлаама Макарию в пяти рублях денег на деревню Алешово, в Дмитровском у.).[264] К особым способам приобретения имущества монастырями

М.Ф. Владимирский-Буданов относил вклады, обязательное дарение при вступлении лица в монастырь.[265]

Критикуя существующие классификации способов приобретения имущества, Д.И. Мейер, в основу своей классификации положил владение, мотивируя это возможностью приобретать право собственности, не вступая во владение, и наоборот.

Таким образом, автор выделял «способы, требующие посредства владения, и способы, не зависящие от владения». При этом он отмечал, что большое значение имеет не общая классификация, а определение каждого способа в отдельности. В свою очередь, к первой группе он относил следующие способы - передача, давность, военная добыча и находка, а ко второй - пользование, приращение и смешение.[266] [267]

Рассматривая способы возникновения церковных имуществ, В.О. Милютин, в основу своей классификации положил критерий важности. В результате он выделял следующие способы приобретения: важные способы - пожалование от правительства, дарение от частных лиц (дарение по случаю смерти; дарение при жизни), наследство по завещанию; менее важные способы - наследование по закону (в собственность монастыря поступало имущество, оставшееся после

монаха), купля (мена), приобретение по закладным (овладение) и по давности.

Русский историк В.О. Ключевский, обращаясь к вопросу монастырских вотчин, большое внимание уделил земельному обогащению монастырей. Он представил подробную характеристику основных способов приобретения церковного имущества, среди которых им выделялись земли жалованные, вклады по душе, вклады для пострижения, купли, мена вотчинами. При этом В.О. Ключевский ограничился их перечислением, отметив, что вотчины жалованные и вклады по душе, составляли основной фонд земельного богатства монастырей.[268]

При изучении способов приобретения церковных имуществ К. Высоцкий акцент сделал на недвижимых имуществах, в частности на земле. Им были выделены следующие способы приобретения: пожертвования со стороны князей и вклады со стороны частных лиц; покупка, наследование по завещанию, наследование по закону (вклад на помин души), отвод земельных наделов и присоединение.

Церковный историк И.К. Смолич, рассматривая правовые источники, подтверждающие права церкви и монастырей на земельные владения, особое внимание уделил способам приобретения новых земель. В соответствии с источниками по государственному праву и частноправовыми актами он выделил следующие способы: пожалования великого князя или царя, подтверждавшиеся жалованной грамотой; земельные или денежные дары от частных лиц, которые подтверждались данными грамотами или завещанием; покупка обрабатываемой земли, лесов, рыбных ловлей и солеварен, которые фиксировались в купчих; обмен земельными владениями; получение владений в залог, которое регулировалось закладными записями.[269] [270]

Исследуя жалованные грамоты монастырям и церквям, А.Н. Горбунов выделял следующие способы приобретения прав на имущества:

• естественные способы приобретения, среди которых основным он считал завладение, когда самовольно заселялась та или иная территория и земля обрабатывалась. Этот способ получил распространение в период, когда существовало большое количество пустующих земель;

• юридические способы приобретения - дарение в виде пожертвования и пожалования;

• самостоятельные договоры, заключенные монастырями - купля, мена, займ, найм имущества, личный найм, поручительство. 2

Ю.В. Готье указывал три основных источника приобретения церковных и монастырских имуществ:

• Жалования князей. Сами князья строили церкви и монастыри, обеспечивая их крупными земельными вкладами, право монастыря или церкви на имущество закреплялось в жалованных грамотах.

• Земельные вклады частных лиц, чаще всего это были вклады «на помин души». Наряду с землей были и денежные вклады, которые монастыри и церкви очень активно использовали как для приобретения земель (купчие), так и давая деньги под залог вотчинной земли (закладные).

• Самостоятельное приобретение земель посредством колонизации.[271] [272] [273]

По мнению А.А. Савича «заимка и право давности», подтвержденные

жалованной грамотой великого князя или царя являлись главными факторами в образовании монастырской земельной собственности.2

Исследуя крупную вотчину Северо-Восточной Руси, Л.И. Ивина утверждала, что монастыри расширяли свои земельные владения за счет покупок, обмена, вкладов и ростовщичества. Владения крупных и мелких светских феодалов - один из источников роста монастырской вотчины. Другим важным источником роста земельных владений монастыря были волостные земли, которые захватывались монастырями в моменты социальных потрясений в стране. Освоение запустевших земель, возрождение пустошей - еще один

источник обогащения монастырей.

Историк русской церкви А.В. Карташев среди способов приобретения земель в собственность церковью выделял следующие: пожертвования князей, покупка земли на церковные средства и на личные средства священника, после смерти которого, имущество должно было оставаться при церковной кафедре.[274]

Вышеизложенный материал позволяет сделать следующий вывод относительно способов приобретения церковной собственности. В период становления Московского централизованного государства распространяются акты, которые становятся основными документами, подтверждающими право собственности и владения. Анализ этих документов позволяет выявить основные способы приобретения права собственности в исследуемый период.

На наш взгляд, перечень основных способов приобретения права собственности находился в прямой зависимости от места собственников и владельцев в феодальной иерархии.

Анализ актового материала позволяет говорить, что основные способы приобретения имущества церковными учреждениями были аналогичны способам, характерным для приобретения этих прав другими собственниками и владельцами. Среди них можно выделить следующие: пожалования со стороны князя или царя; дарение или завещание частных лиц; заимка, завладение или захват пустоши.

В период складывания монастырского землевладения были распространены такие специфические способы приобретения имущества, характерные только для церкви и монастырей, как вклады на помин души и вклады при пострижении. Церковные учреждения приобретали земли и гражданскими способами, такими, как купля, мена, залог, найм, приобретение земельных владений по давности.

В период XV-XVII вв. в отношении некоторых способов приобретения права собственности вводятся ограничения. Так, вклады в монастырь и на помин души ограничиваются постановлениями соборов 1572, 1580, 1584 гг. С 1551 г. вводятся ограничения на купли и наследование по завещанию. Также вводился запрет на покупку и продажу земли монастырям без разрешения государя.

<< | >>
Источник: АЛЕКСЕЕВА Наталья Ивановна. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В РОССИИ В XV-XVII ВВ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 2016. 2016

Еще по теме § 2. Способы приобретения церковно-монастырской земельной собственности:

  1. § 2. Церковная и земельная собственность в России XV-начала XVII в.: соотношение государственного и церковного регулирования
  2. Статья 7.34. Нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность Комментарий к статье 7.34
  3. 5.8. Другие способы приобретения права собственности.
  4. § 3. Субъектный состав церковно-монастырского землевладения
  5. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
  6. § 1. Классификация церковных и монастырских земель в XV-XVII вв.
  7. § 3. Церковное и монастырское землевладение по Соборному уложению 1649 г.
  8. § 2. Понятие правового режима церковно-монастырских земель и его элементы
  9. Раздел V. Способы приобретения права собственности на жилые помещения и особенности их реализации
  10. ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЦЕРКОВНЫХ И МОНАСТЫРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В XV-XVII ВВ.
  11. ГЛАВА 2. ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ В XV- XVII ВВ.: ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  12. Основные способы такого приобретения определены в ст. 28 ЗК РФ. Из содержания данной статьи можно сделать вывод о том, что земельные участки предоставляется за плату (по общему правилу) и бесплатно.
  13. Статья 30.2. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности
  14. АЛЕКСЕЕВА Наталья Ивановна. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В РОССИИ В XV-XVII ВВ. диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 2016, 2016
  15. Способ оценки по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО)
  16. 2.4. Земельная рента как форма реализации земельной собственности
  17. 11.2. Приобретение и прекращение права собственности
  18. § 3. Приобретение и утрата права частной собственности