<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего изложенного выше нельзя не видеть, что система нашей государственной власти, насколько это можно вывести из общих постановлений наших законов, представляя в некоторых отношениях сходство как с теоретическими построениями, так и с постановлениями различных других конституций, нередко складывается в совершенно оригинальную форму.

Быть может, нам поставят в упрек, что мы в изложении строения власти не соблюли симметричность господствующей теории. Но жизнь выше теории. И жизнь сама постольку безжизненна, поскольку она теория, и, наоборот, теория постольку жизненна, поскольку она отражает жизнь. Вот почему мы старались вылить постановления наших законов в такую определенную форму, которая представляла бы известную систему, соответствующую реальной жизни. Мы старались избежать внесения в изложение политического элемента, а также и личных субъективных впечатлений и не задавались целью хвалить или критиковать тот или иной вопрос, стремясь лишь последовательно построить общую схему. Мы допускаем, что услышим упрек в том, что мы не придерживались господствующих юридических строений и в изложении основ власти часто наряду с юридическими нормами упоминали о нормах этических.
Но мы твердо верим, что моральное развитие человеческой личности, как продукт культурного развития, несет вместе с собой и моральное развитие общества, долженствующее заменить собой старую теорию homo homini lupus est, и что двигателем государственной жизни должна стать не столько сила и гарантия против произвола, сколько двустороннее доверие власти и подвластных, основанное на взаимном сознании своего долга, на общем стремлении к прогрессивному развитию всех сторон государственной жизни страны. Мы отлично видим и знаем, как много делает человечество в стремлении морально возвысить личность, и это социальное стремление, знаменующее собой глубокое внутреннее культурное развитие, должно найти выражение в идее об организованном обществе людей — государстве. Такая конституция, основанная на этических нормах, должна стать венцом развития культурной государственной жизни. Быть может, кому-нибудь покажется также странным, что мы не подчеркивали особенно недостатки нашего строя, как это принято делать в русских юридических монографиях, и не останавливались над их разбором. Но, во-первых, казалось бы странным, строя известную систему, начинать с ес критики: во-вторых, основы нашего государственного порядка столь много критиковались в различных юридических сочинениях, что чувство уважения к своему «я», олицетворяемому в своей народности, чувство собственного национального самолюбия считает этот вопрос исчерпанным; поэтому, памятуя «1е critigue est ais ёе, Г art est difficile», мы решились взять на себя трудную задачу нарисовать картину нашей государственной власти и, какова бы она ни была, мы должны ее знать и изучить такую, какая она есть, созданную нашим прошлым, нашей историей. Справились ли мы с нашей задачей достойным образом или нет, пусть судят другие.

<< | >>
Источник: Н. А. Захаров. Система русской государственной власти. — М.: Москва 2002. — 400 с (Пути русского имперского сознания).. 2002

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения Комментарий к статье 5.28
  2. Пишем заключение
  3. Имущество заключенных
  4. 94. Место заключения договора
  5. 1.5. УЧЕНИЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ
  6. Контакты заключенных-иностранцев
  7. 1.2. Заключение договора
  8. Посылки, поддерживающие заключения
  9. Размещение заключенных около дома
  10. Права, сохраняемые за заключенными