§ 1. Условия и предпосылки происхождения права
Регулирование поведения людей - одна из объективных потребностей существования и развития общества.
На начальном этапе истории человечества поведение людей осуществлялось преимущественно на основе их человеческих инстинктов.
Страх перед непонятными силами, окружающими человека, обеспечивал в тех условиях безотказное действие обычаев и запретов. Постоянно сфера неосознанного (биологического) поведения людей сужалась, а социальное регулирование получало все больше упрочение, что необходимо было в целях сохранения целостности общества.Возникновение новых правил поведения и поддержание их обществом было необходимо, чтобы выработать в характере каждого человека такие черты, без которых невозможна была бы совместная жизнедеятельность. Правила поведения в человеческом обществе постепенно входят во внутренний мир человека, и некоторые из них становятся нормой общения. Поведение индивида ставится под контроль общества. Постепенно появляется определенная стандартность, предсказуемость поведения человека, что давало каждому человеку определенную гарантию безопасности.
Правила поведения людей стали входить в повседневность и путем подражания передавались из поколения в поколение. Таким путем у первобытных людей начало складываться мировоззрение, которое в последующем превратилось в ядро их духовной культуры. Мировоззрение составляет не только система взглядов на объективный окружающий мир и место в нем человека, но и обусловленные этими взглядами ценностные ориентации, т. е. представления о должном, о том, каким должно быть поведение человека. Конечно, социальные регуляторы не сняли борьбу людей, но притупили ее в случаях возникновения конфликтов. Столкновение же интересов людей неизбежно.Социальное регулирование поведения людей стало осуществляться через социальные нормы (правила поведения, определяющие взаимоотношения между людьми), которые необходимы для поддержания порядка в обществе, поскольку они ограничивают непомерные притязания каждого отдельного человека.
Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Именно это их отличает от несоциальных норм (биологических, химических, физических и др.), которые регулируют отношение человека к природным, материальным объектам. Они регламентируют повторяющиеся, типичные ситуации, рассчитанные сразу на многих людей, и устанавливают ответственность за несоблюдение правил поведения.
Социальные нормы, как правила поведения, имеют определенную форму выражения, проявляясь либо в действиях, либо в словах. Вначале они выступали в виде действий и выражались в ритуалах и обычаях, а затем стали формулироваться словесно. Так, социальными нормами первобытного общества являлись: ритуалы; обряды; мифы; обычаи; религиозные нормы; нормы этики; моральные нормы.
Ритуалы - это правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму их исполнения. Целью любого ритуала является внушение определенных чувств, для того чтобы у людей вызвать определенное психическое настроение. Например, ритуал вступления в брак преследует цель внушить нерушимость брачного союза.
Обряды - это правила поведения, которые заключались в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникали в психологическую сферу человека.
Если ритуалы позволяли людям выразить свои эмоции биологического характера (страх, гнев, голод и т. д.), то обряды давали возможность выразить более сложные чувства, носящие социальный характер (скорбь по умершему, заботу о тех, кто нуждается в помощи, и т. д.). В обрядах выражалось сопереживание между людьми.
Мифы - это образные примеры (сказки, былины), которые учат людей, что следует делать и чего делать не следует.
В мифах на примере конкретных людей и конкретных ситуаций излагались правила поведения. Главное в мифах - это нормативная, предписывающая сторона, которая аккумулировала опыт человечества.
У первобытных людей абстрактное мышление только начинало формироваться, и должно было пройти много времени, прежде чем человеку стало присуще логическое мышление, абстрактные понятия.
Мифы объясняли мир. Они предшествовали науке. Развитие человеческого общества, познание закономерностей объективного мира, рост господства человека над внешними силами подрывали основу, на которой вырастает мифология. На базе первобытных мифов при достижении человеком уровня развития логического мышления (с учетом, конечно, причин социально-политического характера) происходил процесс формирования национальных и мировых религий.Обычаи - это правила поведения, сложившиеся исторически на протяжении нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения.
Обычаи регулируют устойчивые общественные отношения, которые складываются на протяжении длительного периода времени, в течение жизни нескольких поколений. Они выражают жизненную закономерность, и их надо рассматривать как универсальное средство регулирования.
Религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми с учетом требований божественного характера.
Религия (лат. religio - святыня, предмет культа) - духовный союз человека с Богом (богами). Этот союз состоит в том, чтобы открывать человеку свою сущность и свою волю (отсюда «божественное откровение»), и человек, вступая в этот союз и пребывая в общении с Богом, делает его волю своей нормой и отдает свои силы на ее осуществление. Смысл божественных заповедей в том, что человек должен прежде всего служить Богу, а потом людям и обществу.
В первобытном обществе было много богов. По-видимому, столько, сколько было неведомых и страшных для человека сил. Позднее, когда общество стало подниматься на более высокую ступень экономического развития, возникла потребность в единении людей. Тогда и возникает единобожие.
Языческая религия выступала как спасение первобытных людей от их повседневных страданий. Религиозные нормы способствовали упорядочению поведения людей и постепенно становились орудием укрепления стабильных отношений в первобытном обществе.
Поскольку религия есть отражение действительности (пусть даже фантастическое), она изменяется вместе с изменением действительности, т.
е. с развитием человеческого общества.С развитием религиозной мифологии связано и выделение профессии колдунов, знахарей, шаманов, жрецов, которым соплеменники доверяли роль посредника в контактах с Богом, духами, со сверхъестественным миром.
На заключительном этапе развития первобытного общества, когда начинает зарождаться государство, религиозные нормы стали выдвигаться в разряд основных социальных норм.
Нормы этикета - это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, располагающего к общению.
Целью правил этикета является приобретение человеком навыков установления контакта с другими людьми. Общение людей друг с другом требует от каждого человека желания и умения соотносить свои интересы и потребности с интересами и потребностями других людей, иначе контакт вряд ли возможен. Такого рода правила первобытным людям давались с трудом и они мало использовались в общении, поскольку сознание людей еще не было к этому готово. И тем не менее правила этикета существовали прежде всего по отношению к вождю племени, жрецу, совету старейшин и т. д. В последующем они стали иметь место и во взаимоотношениях людей одинакового социального статуса.
Моральные нормы - это правила поведения, позволяющие различать добро и зло.
Моральные нормы характеризуются следующими признаками:
• основаны на представлениях о добре и зле. Поступки людей изначально оцениваются как добрые или злые. Их критерий: способствуют они или препятствуют удовлетворению прогрессивных потребностей общества;
• не навязываются извне, а основываются на самостоятельном убеждении каждого человека о том, что есть добро, а что есть зло;
• люди, находящиеся в приблизительно одинаковых жизненных условиях, обладают в какой-то мере одинаковым уровнем морали. В связи с этим постепенно формируются общие моральные нормы, т. е. нормы, которые приемлют многие люди. Так создаются общечеловеческие нормы морали. Однако в первобытном обществе человек еще не поднялся до понимания многих общечеловеческих норм морали. Ему были присущи лишь интересы своей семьи, рода, племени;
• особенностью моральных норм является то, что они исполняются добровольно, т. е. нет специальных органов принуждения, поскольку эти нормы получили всеобщее признание;
• контроль за осуществлением моральных норм происходит через самооценку поведения, через понимание чувства долга;
• санкция за нарушение моральных норм состоит в укорах совести, в чувстве вины и переживаниях нарушителя.
Вместе с тем за нарушение общепризнанных моральных норм санкции все-таки могут последовать. Они выражаются в общественном осуждении поступков человека.
Еще по теме § 1. Условия и предпосылки происхождения права:
- Предпосылки права на предъявление иска и условия его реализации
- 2.2. Причины и условия происхождения государства и права
- Происхождение государства: социокультурные предпосылки
- 2.2. Предпосылки происхождения государства
- § 1. Предпосылки и условия ответственности соучастников
- ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА АНТИЧНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ВЕНЕДСКАЯ ПРОБЛЕМА (I-V ВВ.)Глава I. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Теории происхождения права: теологическая, естественно – правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др.
- ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА
- § 2. Происхождение права
- Лекция 12 Теория права. Происхождение, понятие и сущность права
- 1. Происхождение государства и права
- Исторические предпосылки возникновения права
- 12.1 Происхождение права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- 17. Основные пути происхождения права
- Глава третья ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА
- Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА