<<
>>

10.3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура является разновидностью общей культуры, которой охватываются все достижения и ценности, появившиеся в результате деятельности человека.

Зародившись на заре человеческой истории, право тоже не стоит на месте, оно «развивается», все более и более обогащается новыми идеями и практикой.

В связи с этим оно также представляет одну из общечеловеческих ценностей, являясь, таким образом, компонентом (составной частью) общей культуры, прежде всего духовной культуры.

В литературе даются различные определения правовой культуры. Одни авторы определяют правовую культуру как качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы.

242

Другим, на наш взгляд, наиболее полным является определение правовой культуры как качественного состояния правовой жизни общества, что выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правового развития личности, а также степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Таким образом, в данном определении указываются слагаемые элементы правовой культуры:

1) достигнутый уровень совершенства правовых актов;

2) правовая практика;

3) правосознание;

4) степень свободы человека и его взаимоотношения с государством.

Для оценки состояния правовой культуры в обществе необходимо учитывать следующее:

— знание населением законодательства;

— развитость правотворческого процесса, т.е. процедуры подготовки и принятия актов законодательства;

— степень соответствия актов законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

— соответствие практики законодательству;

— степень уважения населением норм права.

Различают правовую культуру отдельного человека и общества в целом. В первом случае мы оцениваем личностные свойства конкретного лица, во втором - общества в целом.

Оценивая правовую культуру, можно говорить о различных ее уровнях, например, высоком, среднем, низком. На ее развитие самым непосредствен-

243

ным образом влияют такие элементы правового сознания, как правовая идеология и правовая психология.

В качестве важнейшего элемента правовой культуры является уровень развития всей системы правовых актов, т.е. законов Парламента, декретов, указов Президента, постановлений Правительства, решений министерств, решений местных Советов депутатов и др.

От того, насколько разумны по своему содержанию правовые акты, помогают они развитию экономики, развитию свободы человека, судят о влиянии актов законодательства на правовую культуру общества. Очень важно, чтобы акты законодательства готовились с учетом необходимости уважения личных прав человека (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли, взглядов и суждений и др.), т.е. тех прав, которые человек получает не от государства, а в силу рождения. По тому, насколько законодательство отвечает этим требованиям, можно оценивать его прогрессивность.

Основу законодательства, ядро правовой системы составляет Конституция Республики Беларусь. По своему содержанию, с точки зрения соответствия ее норм (статей) важнейшим международно-правовым документам (Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах), она является демократической и создает все условия для развития правовой культуры, отвечающей международным стандартам. В Конституции предусмотрен политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, возможность создания политических партий, многообразие форм собственности (может существовать

244

не только государственная, но и частная форма собственности), закреплены важнейшие принципы правового государства (разделение властей, связанность государственных органов и должностных лиц правом, т.е.

принятыми правовыми решениями, право на судебную защиту и др.).

Показателем высокой правовой культуры общества и государства является обязательность для него международно-правовых соглашений, их исполнение. Республика Беларусь стремится выполнять взятые на себя международные обязательства. Развитию правовой культуры содействует своевременное обновление актов законодательства, приведение их в соответствие с требованиями общественного развития. Среди законов важное место занимают кодексы, которые содержат в систематизированном виде нормы, относящиеся к той или иной отрасли права. К концу 2001 г. белорусский парламент принял и ввел в действие около 20 новых кодексов. Среди них -Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Гражданский, Гражданский процессуальный, Жилищный, Трудовой, Избирательный и др.

Уровень развития всей системы законодательства может быть оценен и с позиций того, насколько оно полно и непротиворечиво регулирует общественные отношения, доступны ли для ознакомления и пользования акты законодательства гражданам, в том числе насколько понятен текст нормативных правовых актов.

Основой развития правовой культуры могут быть не только юридические (правовые) акты, которые всегда фиксируются в письменном виде, но и правовые обычаи, некоторые другие правовые источники. В странах континентальной Европы правовые обычаи занимают подчиненную по

245

отношению к актам законодательства (нормативным актам) роль.

Когда говорим о правовой культуре, то предполагаем, что человек, не являющийся профессиональным юристом, имеет достаточные знания актов законодательства, понимает основные принципы и задачи права, знает свои основные права, свободы и обязанности.

Особые требования предъявляются к тем, чьей профессией является правоохранительная и правоприменительная деятельность. От того, насколько глубоко и правильно эти лица усвоили правовые нормы и предписания, во многом зависит исполнение правовых предписаний.

Когда речь идет о правовой культуре, то имеется в виду не только процесс создания законов и других нормативных правовых актов, но и то, как эти акты реализуются в жизни.

Учитывается также уровень правового сознания, исходя из того, какие ценности доминируют в государстве и обществе, какие складываются традиции, реальное положение личности в обществе, ее взаимоотношения с государством.

Таким образом, правовая культура проявляется не только в писаных нормах, т.е. конкретных текстах, но и в практике их реализации, исполнения. Чем точнее правоприменительная практика соответствует содержанию норм и принципов права, тем выше правовая культура.

Правовая культура зависит от правового сознания.

Мировой опыт показывает, что правовая культура выше там, где человек и государство выступают как равноправные партнеры, где существует их взаимная ответственность друг перед другом (см. ст. 2 Конституции Республики Беларусь).

246

В советский (социалистический) период государство явно доминировало в этих отношениях, обычно выступая в роли покровителя человека, нередко лишая его свободы выбора. В настоящее время ситуация изменилась, меняются нормы и принципы взаимоотношений. Нередки случаи ответственности государственных органов перед гражданином за неправомерные действия. Государство стремится создать условия для свободного и достойного развития каждого.

Повышению уровня правовой культуры содействуют многие факторы. Прежде всего это правовое воспитание, основная задача которого - выработать у гражданина чувство уважения к праву, понимание того, что право является мощным рычагом для преобразования общества.

В правовом, демократическом государстве правовое воспитание является одной из приоритетных задач. Это необходимо для того, чтобы граждане могли защитить свои права, а также компетентно судить о праве, действующих в стране законах.

Указанным целям служит и своевременное совершенствование законодательства с целью приведения его в соответствие с потребностями современного развития. Для любого демократического правового государства характерно выполнение требования об обязательности опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом содержания принятых нормативных актов.

Такое требование предусмотрено и в белорусской Конституции (ст. 7). И это вполне обоснованно, так как важнейшим каналом воздействия на правовую культуру является правовая информация.

В качестве антипода правовой культуры можно отметить правовой нигилизм, т.е. отрицание ценно-

247

стей права, непризнание его в качестве основного регулятора общественных отношений, игнорирование требований закона. Правовой нигилизм имеет различные формы проявления, в том числе безразличное отношение к роли права либо явно негативное отношение к нему. Правовой нигилизм девальвирует право и законность, проявляется в отрицании созидательной роли права.

Крайним проявлением правового нигилизма является совершение правонарушений, в том числе и преступлений.

Нельзя рассматривать в качестве правового нигилизма критические замечания в адрес правовой системы (действующих норм права). Конструктивная критика, наоборот, направлена на совершенствование права и, таким образом, на повышение его роли.

<< | >>
Источник: Тиковенко А.Г.. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2006

Еще по теме 10.3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА:

  1. § 4. Правова культура: зв'язок із загальною культурою. Види правової культури
  2. Лекция 3. Правовая культура: понятие, уровни, формы. Функции правовой культуры
  3. Тема 20. Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
  4. 12.4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. Формы правового воспитания
  5. Тема 20. Правовое сознание и правовая культура
  6. Глава 20. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
  7. Правовая культура и правовое воспитание граждан.
  8. § 4. Правовая культура и правовое воспитание
  9. Правовая культура и правовое воспитание
  10. Тема 39 ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРАВОСОЗНАНИЕ», «ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ» И «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»
  11. 4.Правовая культура.
  12. Правовая культура и правовое воспитание.