<<
>>

11.1 Сущность и историческая природа правового государства

Особая модель государства раскрывается понятием "правовое государство". Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями.

Следует отметить, что сама идея правового государства имеет давнюю историю. Уже древние мыслители пытались найти разумную, справедливую организацию общества и государственной власти. Идею единства власти и права развивал греческий мыслитель и государственный деятель Солон (УI в. до н.э.). Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке, поскольку беззаконие представляет собой наибольшее зло для общества. Значение разумных и справедливых законов подчеркивал величайший философ античности Платон (427–347 гг. до н.э.). А основоположник античной политической науки Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обосновал идею господства права и правовой законности, идею права как критерия справедливости.

Наибольшие заслуги в разработке теории правового государства принадлежат немецкому философу И.

Канту (1724–1804 гг.). Опираясь на теорию естественных, неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для государства опираться на право и ориентироваться на него во всех своих действиях. При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как обеспеченные государством естественные права и свободы человека.

Правовое государство в трактовке И. Канта есть идеальная теоретическая модель, которой следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, - это сфера долженствования (как должно быть).

Другой немецкий мыслитель - Г. Гегель (1770–1831 гг.) рассматривал правовое государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал право и закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе разумно, поэтому государство, принимая законы, должно ориентироваться на право как идею свободы и справедливости, как "царство реализованной свободы".

Сам же термин "правовое государство" ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль.

<< | >>
Источник: Ахмеджанова Г. Б., Олжабаев Б. Х.. Теория государства и права (курс лекций). 2010

Еще по теме 11.1 Сущность и историческая природа правового государства:

  1. § 1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  2. Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  3. 23. Историческая эволюция концепции сущности государства
  4. РАЗДЕЛ II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ, СУЩНОСТИ И социального НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  5. Юридическая природа и сущность правовой системы
  6. (История государства и права зарубежных стран — общественная историко-правовая наука. C исторической точки зрения она воссоздает картину конкретных исто- рическихсобытий, формирования государств, правовых систем общества начиная с древнейших времен
  7. ГЛАВА 6. Природа государства, его понятие, сущность и социальное назначение.
  8. Глава 5. Экономическая сущность и правовая природа секьюритизации
  9. 5. Исторические типы государства. Формирование правового государства
  10. Правовая природа государства в традиционных обществах
  11. Возникновение права и государства, исторические этапы их развития, назначение, сущность и содержание, иные вопросы этих базовых социальных явлений и категорий юриспруденции изуча­ются уже не одно тысячелетие.
  12. ГЛАВА 2Сущность, происхождение и правовая природа государства
  13. 11.2 Сущность и определение правового государства