7.Сущность государства
- принадлежность власти, т. е. кто ею обладает (формальная сторона) и
- интерес, защищаемый государственной властью, т. е. чьим интересам служит государство (содержательная сторона).
Существует несколько теорий, обосновывающих принадлежность власти: теория элит, технократическая теория, демократическая доктрина, марксистская теория и др.
Теория элит утверждает, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна принадлежать верхушке общества, т.
е. элите.Технократическая теория заявляет, что властвовать, управлять должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны находить оптимальные пути развития общества.
Демократическая доктрина исходит из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть должна осуществляться в интересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что государственная власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах (классовая теория).
Чаще всего сущность государства определяется тем, чьим интересам служит государственная власть. Исходя из этого критерия, сущность государства может быть:
1.классовой, в ее рамках государство рассматривается как организация политической власти, закрепляющей интересы определенного класса, политической силы;
2.общесоциальной, в ее рамках государство определяется как организация политической власти, обеспечивающая общественные интересы, концентрирующая интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.
Узкоклассовый подход к определению понятия государства и к сущности является крайностью.
Однако, другой крайностью является и "общечеловеческий" подход к определению этого понятия. Отказываясь от одной, "чисто" классовой крайности, осознанно или неосознанно авторы, приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов, впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность крайность.В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а, следовательно, соответствующих им определений понятия государства. Истина, как это нередко случается, находится где-то на "золотой" середине, т. е. сущность государства носит двойственный характер.
Третий подход к сущности (двойственный характер) представляется наиболее верным. Обе характеристики верны для любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах его развития. Это обусловлено множеством факторов. Очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже будут присутствовать общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.
Еще по теме 7.Сущность государства:
- 3.Российское государство: сущность, форма и функции. Сущность государства
- 3.Сущность государства. Эволюция понимания сущности государства.
- 4.1. Сущность государства и ее проявления. Классовое и общесоциальное в государстве
- Проблемы сущности и типологии государства § 1. Государство и его основные признаки
- 1. Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства
- 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
- Сущность социального государства определяется не политическим режимом, а признанием и закреплением со стороны государства социальных обязанностей перед гражданами.
- Раздел 3 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
- Раздел третий ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА Глава 9 ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУЩНОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
- ГЛАВА 4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
- Раздел II СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВО В ЕДЕНИЯ Тема 3 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРИЧИНАМ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ