<<
>>

Бытъ—соціальная среда, вылившаяся изъ семейнаго начала и опредѣляющая посредствомъ созданнаго эво­люціонно въ семьѣ обычая нормы безвредныхъ для жизни соотношеній между собой членовъ населенія и нормы выполненія индивидуальной жизни.

Бюрократія—безсословный и слѣдовательно функці­ональный, а не родовой правящій органъ государства съ матеріальной компенсаціей отъ государства въ формѣ жалованья.

Власть въ общемъ и широкомъ смыслѣ можетъ быть опредѣлена, какъ внѣшняя или внутренняя сила, приводящая человѣка къ опредѣленному поведенію.

Власть, какъ органъ государства, есть соціальная сила, сосредоточенная въ центрѣ государственной организа­ціи, которая въ предѣлахъ законовъ физической и соціальной природы приводитъ каждаго индивидуума къ опредѣленному поведенію. Въ большинствѣ случа­евъ, какъ факторъ настоянія на томъ или иномъ по­веденіи, она состоитъ изъ внѣшней силы и внутрен­няго индивидуальнаго самоопредѣленія.

Восходящая причинность есть формы состоянія явле­нія, предшествующія данному моменту.

Восходящія непремѣнныя условія. Это та же восхо­дящая причинность, безусловно необходимая для реа-

лизаціи явленія въ будущемъ.

Конечный предѣлъ вы­полненія восходящихъ непремѣнныхъ условій для че­ловѣческой жизни составляютъ научныя изслѣдованія.

Выполненіе потребностей жизни есть дѣянія, которыми человѣкъ фактически выполняетъ условія личнаго индивидуальнаго существованія.

Государство—есть соціальное явленіе кооператив­наго выполненія за счетъ населенія й для того же населенія настоящаго и будущаго данной территоріи непремѣнныхъ условій проявленія и развитія индиви­дуальной жизни, когда эти условія не могутъ быть выполнены въ надлежащемъ видѣ частичными или единичными усиліями населенія.

Гражданскій строй—соціальная среда опредѣленнаго типа, образуемая совмѣстной жизнью даннаго общества въ государствѣ. Гражданскій строй можно разсматри­вать, какъ бытъ, осложненный государственнымъ строемъ.

Государственный строй—форма построенія государ­ственнаго управленія, соотвѣтствующая государствен­ному дѣлу.

Государственный процессъ — сумма политическихъ дѣяній населенія государства, реализуемыхъ на протя­женіи опредѣленнаго времени и выполняющихъ опре­дѣленную государственную задачу. Этотъ процессъ опредѣляетъ типъ государства съ его строемъ.

Дѣянія—всѣ внутреннія и внѣшнія проявленія чело­вѣка въ бодрственномъ состояніи.

Жизнедѣятельность—сумма всѣхъ проявленій чело­вѣка за все или за часть его существованія.

Каста—есть сословіе съ исключительно строгимъ обособленіемъ семей и лицъ, принадлежащихъ къ нему, силой государственной власти.

Качество соціальной среды есть тотъ или иной ха­рактеръ соціальныхъ элементовъ, изъ которыхъ со­здается среда.

Классы суть органы государственнаго построенія при переходѣ къ правовому строю, состоящіе изъ группъ лицъ опредѣленной дѣятельности независимо отъ ихъ семейнаго обремененія, т.-е. лишенныхъ родового унаслѣдованія. Это работающая часть ор­гана сословія.

Кооперація есть соціальное явленіе выполненія за­дачъ жизни посредствомъ одновременнаго и послѣдо­вательнаго соединенія индивидуальныхъ дѣяній. Вы­полняя ту или иную задачу, кооперація должна въ силу этого являться организаціей.

Культъ—религіозное освященіе и закрѣпленіе быто­выхъ формъ жизни.

Культура состоитъ въ перестройкѣ физической среды, въ надстройкѣ человѣческаго организма и перестройкѣ его духовнаго строя посредствомъ предусмотрительной дѣятельности для улучшенія формъ проявленія чело­вѣческой жизни.

Непремѣнныя условія суть три космическихъ условія, необходимыхъ для продолженія всякаго явленія во вре­мени: цѣлость строенія, обезпеченіе функціонированія и измѣнчивость строенія.

Нисходящая причинность есть слѣдствія отъ даннаго явленія. Они могутъ быть и непремѣнными условіями существованія явленія.

Нравственность. Это слово имѣетъ два содержанія видовое и родовое. Какъ факторъ совмѣстной жизни людей, у всѣхъ народовъ это слово имѣетъ преиму­щественно видовое содержаніе, опредѣляясь формами поведенія для даннаго времени и народа. Общее ро­довое содержаніе понятія нравственности состоитъ въ обязательности существованія тѣхъ или иныхъ нормъ

совмѣстной жизни, которыя должны давать благіе ре­зультаты; при чемъ видовыя формы могутъ быть прямо противоположны по своему реальному содержанію у разныхъ народовъ или въ разныя времена одного и того же народа.

Обычай есть форма соотношеній между людьми даннаго населенія и выполненіе индивидуальной дѣя­тельности, эволюціонно пріобрѣтаемое людьми и дог­матически передаваемое отъ поколѣнія къ поколѣнію. Безсознательная эволюція обычая въ культурномъ че­ловѣчествѣ превратилась въ сознательную законода­тельную дѣятельность, а обычай въ законъ.

Организація, какъ явленіе жизни, неразрывно со­держитъ въ себѣ два неотдѣлимыя качества: строеніе и функцію. Въ силу этого организація есть мѣрное и связное проявленіе силъ для опредѣленной цѣли. Строе­ніе должно соотвѣтствовать таковому проявленію силъ. Если данной функціи не происходитъ, то зна­читъ и нѣтъ организаціи, какъ строенія.

Общество есть соціальная среда, образуемая отно­шеніями сожитія или отношеніями по функціямъ. Въ первомъ случаѣ это будетъ строй, а во второмъ со­ціальныя кооперативныя проявленія.

Общеніе—кратковременное пространственное сбли­женіе людей съ образованіемъ хотя бы одного соці­альнаго элемента.

Плотность соціальной среды есть количество соціаль­ныхъ элементовъ, приходящихся на индивидуума дан­наго населенія въ единицу времени.

Поведеніе есть сумма дѣяній, реализуемыхъ человѣ­комъ послѣдовательно за данное время.

Предусмотрительная дѣятельность можетъ быть инди­видуальнаго, соціальнаго, кооперативнаго или поли­тическаго характера, которая въ своихъ результатахъ должна имѣть содѣйствіе проявленію и развитію чело­вѣческой жизни.

Она заключаетъ въ себѣ продуктив­ную и правящую дѣятельность.

Политическій—это прилагательное, прилагаемое къ какому-нибудь факту, указываетъ только на связь этого факта съ жизнью всего населенія.

Печатное слово есть соціальный органъ для образо­ванія соціальной среды внѣ времени и пространства. Печатное слово нужно разсматривать, какъ эволюцію языка; оно образуется изъ комбинаціи рѣчи, зрѣнія, грамотности и письменности.

Родъ, племя и народность вообще обозначаютъ насе­леніе, распространившееся на данной территоріи подъ защитой бытовыхъ формъ жизни. Разница содержанія этихъ словъ заключается въ количествѣ населенія.

Семья, какъ явленіе человѣческой жизни, есть первая и наименьшая форма государства, которая развилась и реализовалась на выполненіи третьяго непремѣннаго условія—видоизмѣненія строенія чело­вѣка посредствомъ смѣны поколѣній.

Средства и цѣль—слова, которыя служатъ для обо­значенія причины и явленія, въ которыхъ принимаетъ участіе человѣкъ и которыя имѣютъ то или иное зна­ченіе для жизни.

Сожитіе.— Пространственное сближеніе людей на значительное время, реализующее рядъ соціальныхъ элементовъ различнаго типа.

Сословіе — органъ государственнаго строенія въ опредѣленной эволюціонной стадіи его развитія. Онъ состоитъ изъ группы семей однородной родовой дѣя­тельности, имѣющихъ корпоративное начало съ опре­дѣленнымъ отношеніемъ къ организаціи государствъ.

Соціальность—проявленіе человѣческой жизни, со­стоящее изъ прямыхъ и косвенныхъ соотношеній людей между собой психологическаго или вещнаго характера.

Соціальный элементъ, какъ фактъ реальнаго міра, есть одно реальное соотношеніе двухъ людей того или иного типа.

Соціальная волна — перемѣщеніе соотношенія отъ одного человѣка къ другому. Соціальной волной можно считать соотношенія посредствомъ печатнаго слова.

Соціальная среда—есть явленіе реализаціи группы соціальныхъ элементовъ и волнъ въ данномъ населеніи за опредѣленное время.

Соціальный, какъ прилагательное, приложимо ко всякому явленію человѣческой жизни, въ которомъ принимаютъ участіе соціальные элементы.

Соціологическій—терминъ, включающій въ себѣ по­нятія соціальный и политическій.'

Соціальный строй—установившіяся взаимоотношенія населенія въ государствѣ даннаго типа.

Соціальный процессъ —есть явленіе видоизмѣненія формъ общественнаго сожитія по тѣмъ или другимъ причинамъ.

Цехи суть сословія опредѣленной степени обособ­ленія исключительно для продуктивной дѣятельности.

Явленіе—есть такое бытіе, въ которомъ движеніе и измѣненіе его частей составляютъ сущность бытія. Болѣе строгое и научное опредѣленіе будетъ таково: явленіе есть бытіе, въ которомъ за данный періодъ времени происходятъ измѣненія, по своимъ размѣрамъ относящіяся къ порядку бытія (теорія явленій § 45).

Языкъ. Языкъ—органъ образованія и развитія со­ціальной среды, обусловленный пространствомъ и вре­менемъ. Онъ состоитъ изъ комбинаціи органа рѣчи и слуха. Природа его дуалистична.

<< | >>
Источник: А. ПАРШИНЪ.. Что такое Государство? МОСКВА. 1907. 1907

Еще по теме Бытъ—соціальная среда, вылившаяся изъ семейнаго начала и опредѣляющая посредствомъ созданнаго эво­люціонно въ семьѣ обычая нормы безвредныхъ для жизни соотношеній между собой членовъ населенія и нормы выполненія индивидуальной жизни.:

  1. Сумма опредѣленнаго количества соотношеній совмѣстно живущаго населенія составитъ то, что обыкновенно назы­ваютъ соціальной средой.
  2. § 3. Отъ этой метафизической точки зрѣнія на проблему цѣнности перейдемъ теперь къ реальной почвѣ жизни. Философское понятіе цѣнности распадется здѣсь на два понятія, согласно различію субъекта и объекта—индивида, оцѣнивающаго вещи, и вещей, подлежащихъ оцѣнкѣ.
  3. § 28. Опредѣливъ такимъ образомъ нашу задачу, приступимъ теперь къ обсужденію основного постулата Маркса—къ вопросу объ измѣреніи цѣнностей трудомъ въ опредѣленіи его временемъ.
  4. § 4. Собственно говоря, казалось бы, что идея цѣнности всего полнѣе и шире умѣщается въ психологическомъ выраженіи. Вѣдь, источникъ всякой оцѣнки вестаки пребываетъ въ субъектѣ, въ мірѣ человѣческихъ желаній. Только то, что мвѣ желательно, есть для меня цѣнность
  5. § 35. Ввиду столь сильно бьющаго въ глаза противорѣчія между теоріей Маркса и опровергающей ее дѣйствительностью современной экономической жизни,—слѣдуетъ задаться вопросомъ:какииъ образомъ такой великій умъ могъ построить такую ложную съ перваго же взгляда теорію.
  6. § 12. Мы должны на минуту остановиться въ нашемъ анализѣ, чтобы оцѣнить тѣ затрудненія, съ которыми имѣлъ дѣло Марксъ, приступая къ разсмотрѣнію проблемы цѣнности.
  7. § 13. Кромѣтого, предпринятыйвътакомъпорядкѣанализъ идеи цѣнности обнаруживаетъ сразу всю непригодность навязыванья изслѣдователю въ качествѣ единственнаго регулятора цѣнности — труда — и quasi единственнаго мѣрила этого послѣдняго—времени, т. e. выясняется неразрѣшимость загадки въ духѣ Маркса.
  8. § 2U. Въ актѣ обмѣна замѣчается какъ будто противопоставленіе, а затѣмъ сближеніе, путемъ заключенія договора, между спросомъ и предложеніемъ, требованіемъ и удовлетвореніемъ—покупателемъ и продавцомъ.
  9. § 1. Однимъ изъ самыхъсложныхъвопросовъчеловѣческоймыслиявляется проблема цѣнности.
  10. Цѣнность выдѣляется на психологическомъ фонѣ въ качествѣ субъективной потребности, желанія. Безъ потребности нѣтъ цѣнности.
  11. § 6. IIe слѣдуетъ думать, что между обоими идеалами цѣнности, установленными такимъ образомъ, существуетъ какое-то основное противорѣчіе—непроходимая пропасть
  12. § 23. Изъ всего этого можно было бы, кажется, вывести слѣдующіе законы вліянія спроса и предложенія на цѣну.
  13. § 2. Понятіе цѣнности, взятое въ самомъ общемъ смыслѣ, есть понятіе въ высокой степени философское и даже метафизическое—и поэтому a priori уже становится очевидном принципіальная неразрѣшимость проблемы цѣнности самой въ себѣ.
  14. § 17. Мы не можемъ подвигаться далѣе въ своихъ разсужденіяхъ, не уяснивъ себѣ точнѣе вопроса о взаимоотношеніи спроса и предложенія, и о вліяніи ихъ на цѣну
  15. Опредѣленіе соціологичеекихъ терминовъ, употре­бляющихся въ данной етатьѣ.
  16. § 25. Является вопросъ, какимъ образомъ капиталъ становится тѣмъ могущественнымъ факторомъ цѣпы, какимъ считаетъ его даже Марксъ въ III томѣ «Капитала», если онъ конкурируетъ самъ съ собою, и обладаетъ разнб- родньши тенденціями: противопоставляясь въ качествѣ торговаго капитала промышленному при куплѣ, потребительному — при продажѣ *).
  17. § 22. Объективная рыночная цѣна будетъ, слѣдовательно, колебаться между четырьмя пунктами: