<<
>>

Девятнадцатый век в истории русской юриспруденции

можно назвать веком юридического самопознания. Если в XVIII в. доминировало подражательство Европе, ведущей концепцией была естественно-правовая теория, то XIX в. прошел под знаменем исторического познания права.

Российская юриспруденция пыталась объяснить генезис и корни русского права, определить свое место в отношении европейского права и юридической науки.

На поворот в сторону исторического изучения права значительным образом повлияла государственная идеология и правительственный курс. Если в эпоху Александра I витали идеи конституционной монархии и естественного права, готовился проект первой конституции России М.М. Сперанским, то с царствования Николая I резко изменилось отношение к философии как вольнодумству и естественно-правовой теории. С подачи министра народного просвещения С.С. Уварова было принято решение об исключении естественного права из числа правовых дисциплин, преподаваемых в университетах Российской империи. В 1835 г. новый университетский устав уже не предусматривал естественного права как самостоятельной дисциплины.

Официальная идеология того времени видела опасность естественно-правовой теории в отрыве от религии и этики, отвлеченности от юридического и исторического быта народа[852].

Вместо естественно-правовой концепции в юридическом образовании стал утверждаться историко-юридической подход в изучении и объяснении русского и зарубежного права. Следует согласиться с суждением В.А. Томсинова по данному поводу: «Вытеснение естественно-правовых доктрин из университетской программы обучения юридическим наукам и придание большего значения историческому методу изучения права выражало не только стремление самодержавной власти предотвратить распространение в российских университетах революционных идей, но и новое понимание сущности юридического образования и научной юриспруденции, появившееся под влиянием осуществленной в начале 30-х годов XIX века систематизации российского законодательства.

Русские правоведы стали видеть в юридическом знании явление комплексного характера – науку, соединяющую в себе свойства теоретического правоведения и прикладной дисциплины, идеологии и искусства»[853].

Наиболее весомый вклад в историческое познание русского права внесли такие ученые как Ф.Л. Морошкин, Н.В. Калачов, И.Д. Беляев, С.В. Пахман, К.П. Победоносцев. Благодаря им и другим историкам права были найдены и опубликованы памятники русского права – Русская Правда, Уставы Владимира Святого, Судебники, Кормчая книги и пр. Усилиями юристов-историков была показана собственная богатая и интересная история русского права. Главное то, что историческое направление в юриспруденции обосновало самобытные начала русского права и открыло настоящее сокровище русского права - неписаное обычное право русского народа, отдельные аспекты которого приобретали время от времени отражение в писаных актах.

В настоящем кратком очерке хотелось бы упомянуть лишь несколько ученых – Н.В. Калачова, И.Д. Беляева и К.П. Победоносцева. В 1840-е гг. наибольший вклад в изучение источников русского права внес Н.В. Калачов, который еще в студенческие годы подготовил серьезную статью о Судебнике Ивана Васильевича. 1846 г. вышла в свет Русская Правда в 4 списках с комментариями Н.В. Калачова. В 1847 г. он напечатал новую работу «О значении Кормчей в системе древнего русского права», в которой доказал применение Кормчей светскими судами. Среди методов анализа источников русского права Н.В. Калачов использовал филологический и юридический методы толкования права. Кроме того, он выделял систематический (прагматический) способ изучения права, когда источник права рассматривается наряду с другими источниками познания истории и в применении к народной жизни. Другой способ познания памятника права направлен на изучение внутреннего содержания акта, рассмотрение его отдельных аспектов и нюансов. Неоценима работа Н.В. Калачов по публикации исторических и правовых актов: три книга сборника «Архив историко-юридических сведений, относящихся до России 1850-1854 гг., 12 книг сборника «Архив исторических и практических сведений до России 1859-1864 гг., издание журнала «Юридический вестник».

Другим крупным историком права в середине XIX в. стал И.Д. Беляев, который большую часть своей жизни посвятил изучению различных архивов – Московский сенатский архив, Архив старых дел, архив Коллегии экономии, Государственном архиве старых дел при московском департаменте сената, Древлехарнилище М.П. Погодина и др. В 1846 г. он был избран членом императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете. По его предложению Общество стало издавать Временник. 25 книг Временника редактировал именно И.Д. Беляев. В нем он опубликовал важный архивные материалы – Разрядные книги, Писцовые новгородские книги, Торговую книгу, Статуты Великого княжества Литовского и др.

В 1852 г. он наряду с работой в архиве был прикреплен за выполнения магистерской диссертации в Московский университет и для преподавания. После защиты диссертации он сосредоточился на изучении крепостного права в России. В 1860 г. он стал экстраординарным профессором и опубликовал книгу «Крестьяне на Руси», которая стала его докторской диссертацией. По своим взглядам он был славянофилом, что особенно проявлялось в его глубоком интересе к народной жизни и юридическому быту, в которых отражалось все своеобразие русской культуры. В своей работе о крепостном праве он назвал его болезнью русского общества, которое развивалось постепенно в течение трех веков. Итогом кропотливой работы по изучению русского права стала книга «История русского законодательства», в которой скрупулезно подвергнута анализу история русского права.

Еще одной заметной фигурой в изучении крепостного права был известный государственный деятель и правовед К.П. Победоносцев, известный своим многотомным курсом гражданского права. Кстати, в методологическом плане курс гражданского права К.П. Победоносцева отличался отсутствием общей части. К.П. Победоносцев был принципиально против всякого рода спекулятивных теоретических рассуждений при изложении российского права. Вместо теории он отдавал предпочтение факту, истории, жизни. Поэтому каждый институт права в его курсе отличался подробным анализом его истории и состояния в римском, французском, немецком и российском праве, но без какого-либо обобщения и навязывания читателям некой абсолютной и единственно верной модели.

<< | >>
Источник: В.В. Сорокин. История и методология юридической науки: учебник для вузов /под ред. д-ра юрид. наук, профессора В.В. Сорокина. – Барнаул,2016. – 699 с.. 2016

Еще по теме Девятнадцатый век в истории русской юриспруденции:

  1. Переломным стал девятнадцатый век.
  2. В истории западноевропейской культуры XVIII век известен как век Просвещения.
  3. Глава девятнадцатая РОЛЬ НАРОДНЫХ MACC И ЛИЧНОСТИ B ИСТОРИИ
  4. ЛЕКЦИЯ 5. Юриспруденция русского народа. Е.И. Пугачев
  5. § 75. Серебряный век русской культуры
  6. Причин такого рода подражательного, рабьего характера русской юриспруденции несколько:
  7. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ
  8. 2-й этап – XVIII век. – Компилятивно-подражательный стиль развития русской правовой культуры.
  9. И. E. Войнич, H. M. Волчёк. Всемирная история: Бронзовый век.2002, 2002
  10. XVIII век занимает особое место в истории человечества.
  11. A. H. Бадак, И. E. Войнич, H. M. Волчек. Всемирная история: Век железа 2003., 2003
  12. Роль и задачи истории юриспруденции России .
  13. 1 РОЛЬ РИМСКОГО ПРАВА В ИСТОРИИ ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
  14. Русская история доказала жизнеспособность самодержавия, выдержавшего войны, социальные конфликты, голод, стихийные бедствия.
  15. Представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что философско-историческая концепция русской революционной демократии 40-х гОдов к гегелевской философии истории не сводилась.
  16. (Здесь, несколько отступая от диалога, подчеркнем одно из проявлений меры в истории русской правовой мысли – это мера в сочетании морали и права).
  17. Глава девятнадцатая. Третья аксиома правосознания
  18. Глава девятнадцатая. Третья аксиома правосознания
  19. Положение об отрицании, критике, действии в истории заняло важнейшее место среди идей русских социалистов 40-х годов, идей, раскрывающих их концепцию закономерного движения общества к социализму
  20. Глава девятнадцатая. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ