<<
>>

2. Естественное право, религия и мораль

В любом объединении людей действуют различные социальные нормы, регулирующие их взаимоотношения. В семье, в армии, в тюрьме, в научно-исследовательских экспедициях и в других стихийно создаваемых и возникающих социальных группах каждый индивид со временем начинает действовать по определенным правилам, которые признаются большинством данного объединения.

В любой нормальной семье детей учат уважать старших, отрицательно относиться к алкоголю, воровству, в тюрьме заставят уважать сильных, в армии подчиняться отважным и решительным командирам.

Люди с древнейших времен отличали доброе от злого, справедливое от несправедливого, стыдливость от бесстыдства. Эти основы морали усваивались с детства каждым членом семьи, рода, общины. Под влиянием норм морали осуществлялось познание мира, формировались представления о чести, долге и т.д. Люди выработали целый комплекс норм морали, обеспечивший взаимопонимание и согласие между ними. Общие моральные правила поведения консолидировали семьи, роды, племена.

С течением времени формировалась неповторимая духовно-нравственная культура народности, нации. В мужчинах в первую очередь ценились мужество и благородство, в женщинах – верность семье, дому, навыки кулинарии. В зрелом возрасте люди жили интересами семьи, рода, общины, народности. Комплекс моральных правил и воззрений передавался от поколения к поколению.

Большая часть моральных правил составило естественное право. Возникшие государства создали кодексы обычного права, которые закрепляли в качестве норм позитивного права ряд моральных и естественно-правовых норм. Основатели мировых религий не могли не учесть общепризнанные нормы морали при написании своих священных книг. Поэтому мораль, право и религия взаимосвязаны. Библейские заповеди и суры Корана имеют моральное происхождение.

Реализация христианской максимы «Богу богово, а кесарю кесарево» привела к новым проблемам и созданию в пределах одного государства двух властей – светской и духовной. В средневековой политико-правовой мысли, по мнению И. И. Царькова, так и «остался нерешенным вопрос, кому из этих политий человек обязан в первую очередь подчиняться? Кого он должен в первую очередь слушать? Как подданный – своего суверена или как христианин – церковь, если между церковью и государством назревает конфликт? Примирить церковь и государство теологии не удалось».

Неизменными оставались лишь основы народной морали и такие ее ценности, как стыд, честь, достоинство, долг, благородство, скромность, чуткость к людям и т.д. (Хотя есть различия в морали разных народов. На Руси всегда честь ценилась больше самой жизни. Известные выражения: «Жизнь – царю, честь – никому», «Береги рубаху снову, а честь смолоду» достаточно хорошо характеризуют русскую мораль.) Грубость, эгоизм, непочтительное отношение к старшим, излишняя болтливость, измена, предательство всегда рассматривались либо как неразумность, либо как неуважение к обществу. Лиц, грубо нарушивших моральные нормы и закон отцов, подвергали позорящим наказаниям, им отказывали в помощи, в обычных визитах вежливости, не являлись на их похороны и т.п. Предприимчивые отцы мировых религий не оставили этих индивидов, как правило небедных, без внимания и защиты. Церковь могла отпускать им грехи, а они за это всячески поддерживали церковь.

Многие нормы морали были заимствованы религиозными писателями при сочинении священных книг либо санкционированы государственной властью, приобретя статус религиозных или правовых. До этого не было никаких мононорм, а были лишь мораль, нравы. В силу этого проблема соотношения и разграничения права и морали, естественного и позитивного права является одной из самых тонких и глубоких в этике, теологии и правоведении. Главное, чтобы законодатели говорили о моральном долге соблюдать лишь справедливые законы, т. е. те, которые поддерживает подавляющее большинство народа.

Прав был Л. И. Петражицкий, который считал нормы морали императивными, а нормы права императивно-атрибутивными (есть права и обязанности у обоих субъектов).

<< | >>
Источник: Иванников И.А.. Теория государства и права. 2012

Еще по теме 2. Естественное право, религия и мораль:

  1. 8. Религия, мораль и преступность
  2. § 3. Право і мораль
  3. § 3. Право і мораль
  4. 13.7 Право и мораль
  5. § 3. Право и мораль
  6. § 2. Право и мораль
  7. § 3. Право и мораль
  8. § 2. Право и мораль
  9. IL ПРАВО TA МОРАЛЬ
  10. Право і мораль
  11. ГЛАВА V ПРАВО И МОРАЛЬ
  12. Новое естественное право
  13. «Возрожденное естественное право» П.И. Новгородцева
  14. § 8. Возрожденное естественное право
  15. § 9. Естественное право. Требования справедливости
  16. §9. Естественное право. Требования справедливости
  17. Просвещение и естественное право.
  18. § 6. Право и религия