По этой причине первыми творцами права в России с точки зрения отбора источников и техники их преобразования в акты государственные были практики – государственные служащие, отправлявшие правосудие.
За первыми юристами, подьячими в отечественной науке закрепилось название законоискусников. В самом деле, в отсутствие юридической науки и юридического образования создание и применение нормативно-правовых актов скорее напоминало искусство – творческую деятельность, нежели теоретически осмысленную обработку действующего права.
Говоря о развитии законодательства и юриспруденции в XVII-XVIII вв. В.А. Томсинов отмечает: «При таком характере законотворческой деятельности русская юриспруденция рассматриваемого периода могла существовать лишь в качестве законоискусства и воплощаться в исключительно в совокупности сугубо практических навыков формулирования и толкования правовых норм, технических приемов и способов обработки правового материала, его упорядочения или систематизации. Знание законов и умение с ними обращаться приобретались в этих условиях почти исключительно в процессе практического осуществления правосудия и при составлении различного рода деловых бумаг. Соответственно главными носителями юридических знаний, а также навыков и умений обращаться с законами – законоискусниками – становились лица, занятые в судопроизводстве и делопроизводстве. Ими были по преимуществу служащие государственного аппарата – так называемые приказные: докладчики, рассказчики (стряпчие), казначеи, дьяки и подьячие»[837].Следует отметить, что зачатки специальной юридической подготовки и образования появились еще в XVII в. Хотя, навыки работы с законом приказные приобретали непосредственно при осуществлении своих должностных обязанностей, уже в 20-е гг. XVII в. появляются специальные школы для обучения подьячих при приказах. Так, в 1621 г. появилась такая школа в Посольском приказе. Позднее крупной школы по подготовке служащих к работе в приказном делопроизводстве стала школа при Поместном приказе.
Здесь обучалось около 30-90 человек. В течение 2 лет обучающиеся приобретали навыки быстрого и красивого письма, знакомились с Соборным Уложением. Специальных учителей здесь не было, а обучающихся прикрепляли к опытным подьячим.В царствование Федора Алексеевича в духовной академии при Ставропигиальном Заиконоспасском монастыре могло появиться преподавание юриспруденции. В 1682 г. Симеон Полоцкий подготовил проект устава Заиконоспасской академии «Академический привелей». Академия должна была стать автономным образовательным учреждением, которые бы управлялось советом профессоров под руководством ректора. В Академии могли получить образование выходцы из всей сословий. Обучение в академии должно было позволить занять любые должности на государственной службе. В программу обучения входили не только духовные, но и светские науки. Специально в учредительной грамоте оговаривалось преподавание правоведения (правосудия духовного и мирского). Однако, Академии не было суждено появиться. Вскоре царь умер, а грамота не была подписана.
Тем не менее незадолго до смерти по поручения царя была направлена просьба к православным патриархам с тем, чтобы прислать в Москву опытных учителей. В ответ на просьбу в Москву были отправлены греки Иоанникий и Софроний Лихуды. В марте 1685 г. Лихуды основали в Богоявленском монастыре школу греческого языка. В 1686 г. школа Лихудов переместилась в Заиконоспасский монастырь и получила название «Славяно-латинской академии», а с 1775 г. – Славяно-греко-латинской академии. В программе обучения в академии было предусмотрено преподавание светских наук. Однако, юриспруденция в качестве самостоятельной дисциплины не была выделена[838].
В XVIII Россия вступила на путь преобразований по западному образцу (Швеции, Голландии, германских княжеств) государственных и общественных форм жизни. В правовом отношении реформы Петра I стали причиной:
Во-первых, стремления государства к детальной регламентации юридическими актами всех сфер общественной жизни – вмешательства государства в быт, духовную жизнь русского человека по образу подобию полицейского государства Западной Европы, построенного на началах абсолютизма и обеспечения действия формального права как единственного регулятора общественной жизни[839].
Как следствие, государство стало выхолащивать духовные основания русской правовой культуры, пытаясь насадить европейские ценности индивидуализма, юридического закона, свободы и мелочной государственной опеки. Не случайно, Пётр I получил в народе прозвище Антихриста, поскольку стал проводником секуляризации не только церкви, но и общественной жизни, оставив патриарший престол без митрополита и лишая православную церковь всех её прав[840]. Впервые в истории России царём стал протестант, противившийся православному образу жизни и культуре[841].Вместе с тем, заимствование европейской правовой культуры в истории России было внешним, касаясь государственного законодательства и устройства аппарата государственной власти, не затрагивая сокровенных и вечных основ русского права – правовой ментальности народа, продолжающего следовать традициям предков и православной религии;
Во-вторых, реформирование общества и появление многочисленных и противоречивых юридических документов потребовали введения в России юридического образования, которое могла дать стране юристов, способных воплотить в жизнь замыслы государства путём разработки положительного права.
В результате в 1725 году была открыта Академия наук в Санкт-Петербурге, при которой был основан первый в истории России университет, где среди прочих предметов стали преподавать политику, этику и «право натуры»[842].
Позднее в 1755 году открывается Московский университет по инициативе М.В. Ломоносова, в состав которого вошёл юридический факультет. Обучение юриспруденции было подвержено влиянию европейского правового опыта. В курс обучения входили три дисциплины «Натуральные права и узаконения древнейшей и новой истории», «Юриспруденция Российская и внутренние государственные права» и «Политика». Преподавателями права были иностранцы – немцы, австрийцы. Так, венский профессор Ф.-Г. Дильтей, преподававший десять лет на французском языке «право натуральное и право естественное», И.
Пургольд читал курс «учёной истории прав», Ф. Баузе – юриспруденцию, Х. Шлетцер – почти все науки (1806-1812)[843]. Лишь, позднее обучение праву стало обеспечиваться силами русских профессоров С.Е. Десницкого и И.А. Третьякова. В 1790 г. в университет был принят З.А. Горюшкин – профессор практического законоискусства, привнесший в образование дух практики и своеобразие русской правовой культуры[844].Первым в истории России самобытным юридическим произведением стала работа С.Е. Десницкого «Слово о прямом и ближайшем к научению юриспруденции 1768 года, посвящённая изучению причин возникновения законоучения, сравнению философии и юриспруденции и истории юриспруденции в Риме и России. Впоследствии С.Е. Десницкий издал такие произведения как «Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются 1772 г., «Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов и о совершенстве, к какому оное приведённым быть кажется последовавшими народами просвещеннейшими 1755 г., а также «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи», направленное императрице Екатерине II[845].
До С.Е. Десницкого его приверженец в политико-правовых идеях В.Т. Золотницкий в 1764 году выпустил в свет работу «Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы Российского общества, которая на русском языке передавала идеи западноевропейской концепции естественного права, но не содержала оригинального осмысления русского права[846].
Очевидно, что в XVIII в. развитие юридической науки и образования в России носило компилятивно-подражательный характер по отношению к европейскому праву. Весь этот период можно назвать словами Л.А. Тихомирова «ученичеством» России у Европы. По существу работы по праву и преподавание юриспруденции состояло в переводе иностранных юридических трудов, подборке из них необходимых теоретических постулатов и использовании в собственных сочинениях. Работы по праву в России носили характер прямого, неискаженного плагиата (заимствования) работ европейских юристов – Г. Гроция, С. Пуфендорфа, Д. Локка, Ш. Монтескье и др.
Еще по теме По этой причине первыми творцами права в России с точки зрения отбора источников и техники их преобразования в акты государственные были практики – государственные служащие, отправлявшие правосудие.:
- 7.3. Понятие «государственный служащий» и виды государственных служащих
- Проекты государственных преобразований в России.
- С юридической точки зрения, в период исламского халифата правовая и государственная система Египта была смесью арабской и исламской традиций
- Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего Комментарий к статье 19.29
- 9.3. Права и обязанности государственного гражданского служащего
- Тема 7. Государственные служащие 7.1. Понятие государственной службы, ее сущность
- 29.3. Права и обязанности государственных служащих
- Тема 29. Государственная служба во Франции 29.1. Понятие и виды государственных служащих
- §5. Опыт Франции и Великобритании с точки зрения посткоммунистической России
- 13. Государственная служба: понятие и система. Государственный служащий. Бюрократия.
- Бондарь Н.С.. Конституционная модернизация российской государственности: в свете практики конституционного правосудия. 2014, 2014