<<
>>

§ 51. Фазы причинности.

Познаніе явленія счи­тается вполнѣ законченнымъ, когда человѣкъ знаетъ причины, производящіе явленіе Л, самое явленіе и слѣдствія явленія. Причины, явленіе и слѣдствія и со­ставляютъ фазы причинности.

Въ виду существованія изложенной генеалогіи причинности, эти фазы имѣютъ относительное значеніе. Каждая причина на основа­ніи непрерывной генеалогіи причинности (3-я аксіома) должна имѣть свою причину и потому по отношенію къ ней можетъ разсматриваться, какъ явленіе. Точно также и слѣдствіе можетъ быть разсматриваемо и какъ явленіе, и какъ причина. Но во всякомъ случаѣ эти фазы причинности могутъ быть подраздѣлены на двѣ группы: субъективную и объективную. Субъективныя фазы причинности составляютъ психологическое явле­ніе, и оно состоитъ въ томъ, на какую часть цѣпи причинности обращено вниманіе человѣка. Эту часть цѣпи причинности нужно считать явленіемъ, преды­дущіе моменты—причиной, а послѣдующіе—слѣдствіемъ.
Объективныя фазы причинности будутъ тѣ фазы, которыя независимо отъ человѣческаго мышленія соз­даютъ опредѣленные типы бытія во времени. Дере­вянный домъ, разбросанныя въ немъ стружки, сухая погода, брошенная горящая спичка суть объективныя причины для созданія бытія—явленія пожара; картина разрушенія явится слѣдствіемъ. Это примѣръ объек­тивныхъ фазъ причинности. Всѣ три фазы въ реаль­номъ мірѣ въ сущности являются тоже бытіями. Край­нія фазы могутъ быть и явленіями, и состояніями, а средняя фаза обязательно должна быть явленіемъ.

Для практической жизни человѣка весьма важно знать всѣ три фазы проявленія причинности, но для изученія жизни космоса достаточно установить общіе принципы первыхъ двухъ фазъ причинности. Пере­двигаясь вверхъ и внизъ по цѣпи причинности парой фазъ, мы изучимъ всю цѣпь причинности.

Слѣдо­вательно, установленіе общихъ принциповъ первыхъ двухъ фазъ причинности, проявляющихся на фонѣ времени, должно составить руководящее начало для познанія жизни космоса. Фазы эти, какъ сказано вы­ше, суть „причина1' и „явленіе", т.-е., другими слова­ми, онѣ являются бытіями, связанными между собой или находящимися между собой въ тѣхъ или иныхъ соотношеніяхъ.

Въ силу этого на разрѣшеніе долженъ быть по­ставленъ общій и широкій вопросъ о соотношеніяхъ бытій между собой.

§ 52. Общія формы соотношенія бытій мірозданія, или двухъ фазъ причинности. Соотношенія какъ фактъ мірозда­нія должны представлять изъ себя опредѣленной фор­мы бытіе и, слѣдовательно, подчиняться опредѣленію первой аксіомы. Это подчиненіе выразится: а) въ про­явленіи пространственныхъ формъ, Ь) въ соотношеніи энергіи по третьей аксіомѣ и с) въ соотношеніи во времени. Въ этомъ порядкѣ мы и разсмотримъ соотно­шенія бытій, предпославъ сначала общую ихъ харак­теристику.

Общая характеристика. Мы разсмотрѣли причин­ность, какъ принадлежность неорганическаго міра. Эта причинность есть форма соотношеній энергіи во времени и пространствѣ, вытекающая изъ закона со­храненія энергіи. Она рисуетъ намъ цѣлую область явленій, гдѣ каждое настоящее по извѣстнымъ зако­намъ можетъ быть выведено изъ предыдущаго. Но этой формой соотношеній захватывается только часть міровыхъ явленій. Болѣе широкая форма соотношеній между бытіями, которая исчерпываетъ все мірозданіе,— это соотношеніе бытій по пространству и времени. Разобранная нами причинность есть только частная форма всеобщихъ соотношеній по смежности и послѣ­довательности.

Само собой разумѣется, что въ разсужденіяхъ все время имѣются въ виду соотношенія категорій одного порядка, которыя и могутъ только приводить къ явле­ніямъ. Если же принимать соотношенія низшихъ по­рядковъ, то въ такомъ случаѣ во всей вселенной нѣтъ двухъ бытій, не вліяющихъ другъ на друга, и только на безконечныхъ предѣлахъ это вліяніе должно быть равнымъ нулю.

На земной поверхности всѣ тѣла взаим­но и непрерывно притягиваются. Оторванная капля воды на столѣ моментально превращается въ шарикъ. Каждая безконечно удаленная звѣзда непрерывно по­сылаетъ въ глазъ каждаго наблюдателя свои лучи, которые опредѣляются въ настоящее время въ своихъ величинахъ точно.

Космическая всеобъемлющая форма соотношеній бы­тій только- по пространству и времени можетъ быть формулирована такъ: гдѣ бы въ пространствгь и въ какое угодно время пи находились два явленія, между ними должно быть всегда реальное соотногаенІе по пространству гі вре­мени, выражаемое точными цифрами, хотя они между собой по энергіи могутъ бытъ совершенно независимы. Но чело­вѣческій умъ всегда можетъ сравнить и найти между ними соотношенія по времени и пространству, т.-е. указать, какая фаза одного явленія соотвѣтствуетъ другой по времени или по пространству. Это можно назвать субъективными установленіями соотношенія между независимыми явленіями по времени и пространству.

Этимъ свойствомъ бытія человѣкъ воспользовался для нуждъ своей жизни и создаетъ искусственно рядъ бытій—предметовъ, проявленія которыхъ находятся въ независимомъ соотвѣтствіи съ вращеніемъ земли,—это часы. Но если независимыя явленія А, В, С и т. д. производятъ соотвѣтствующія слѣдствія а, 3, 0-» «1 ?і

її— «2 Ї2- и эти слѣдствія приходятъ во взаимоотно­

шеніе въ данной средѣ, то они придаютъ ей тотъ или иной колоритъ или характеръ. Эти соотношенія между собой слѣдствій а ,3 у... CG у,... а2 у, обу­словливаются только положеніемъ въ пространствѣ и во времени независимыхъ явленій А, В, С и т. д. и они даютъ начало обширному ряду, такъ называемыхъ, случайныхъ явленій. Отсюда случайныя явленія могутъ быть опредѣлены такъ: явленіями случайными будутъ тѣ, которыя въ своемъ появленіи обусловливаются не взаимнымъ воздгъйствіемъ энергіи, а только расположеніемъ бытій во времени и пространствѣ.

Само собой очевидно, что какъ только по случайнымъ причинамъ началось явле­ніе, то дальнѣйшее его существованіе обусловливается закономъ сохраненія энергіи. Случайныя явленія мож­но еще характеризовать, какъ объективныя независи­мыя соотношенія явленій А, В, С и т. д. въ ихъ слѣд­ствіяхъ. Эти явленія непрерывно наполняютъ среду и даютъ ей тотъ или иной характеръ, реализируя по­слѣдовательность явленій безъ указанной выше законо­мѣрной причинности по 3-й аксіомѣ.

§ 56. Формулируемъ общую классификацію соотно­шенія бытій. Соотношенія бытій классифицируются по одновременности и послѣдовательности. Одновремен­ность выясняетъ, преимущественно, ихъ построеніе, а послѣдовательность—развитіе ихъ формъ.

Одновременныя соотношенія могутъ выражаться иногда только въ пространственномъ заполненіи среды безъ взаимодѣйствій. Это будетъ пространственная, свободная, независимая, случайная форма соотношеній. Она можетъ на основаніи первой и второй аксіомы реализировать взаимодѣйствія бытій, которыя характе­ризуются поэтому тѣми же эпитетами: случайный, независимый, свободный. Во времени эти независимыя свободныя пространственныя формы проявленія бы­тій создаютъ послѣдовательность тоже независимую и случайную, хотя эта послѣдовательность можетъ быть и правильной.

Но какъ эти свободныя независимыя формы проявле­нія бытій во времени и пространствѣ приводятъ къ слу­чайнымъ дѣйствіямъ, то даютъ начало закономѣрной причинности наравнѣ съ взаимодѣйствіями, происхо­дящими по закономѣрному принципу или по компро­миссу того и другого принципа, образуя цѣпь при­чинности съ фазами объективнаго и субъективнаго характера. Закономѣрныя проявленія двухъ фазъ при­чинности выражаются въ разнообразныхъ организо­ванныхъ и стихійныхъ пространственныхъ формахъ; соотношенія ихъ по отношенію количества движенія подчиняются неравенству: количество движенія при­чины всегда больше количества движенія явленія.

Фазы закономѣрной причинности всегда раздѣльны во времени. При образованіи между фазами посред­ника, можетъ быть реализована полусвободная или полузависимая форма соотношеній, т.-е. компромиссъ случайнаго и закономѣрнаго принципа соотношеній.

§ 57. Функціи явленія и варіаціи явленій и состояній. Бытія, какъ намъ извѣстно, по отношенію къ конечному времени, подраздѣляются на двѣ группы: на состоянія и явленія. Между этими двумя группами существуетъ еще промежуточная группа стаціонарныхъ состояній, какъ качаніе маятника заведенныхъ часовъ, теченіе рѣки, движеніе земли вокругъ солнца, которыя мо­гутъ разсматриваться и со стороны установившагося движенія и со стороны самаго движенія, творящаго это бытіе. Въ первомъ случаѣ будетъ состояніе, а во второмъ—явленіе. Эта послѣдняя группа бытій является связующимъ звеномъ между состояніями и явленіями. Явленія и стаціонарныя состоянія создаются движеніемъ и перемѣщеніемъ движенія въ размѣрахъ порядка бы­тія. Движеніе и перемѣщеніе движенія составляютъ сущность явленія. Уничтожая его въ явленіи А, мы уничтожаемъ самое явленіе, оставляя послѣ него слѣд­ствія а, р, у, 3, которыя будутъ новыми состояніями или явленіями. Эти движенія и перемѣщенія движенія, опредѣляющія физіономію явленія, и составляютъ функ­ціи явленія. Но помимо этихъ функцій, которыя въ своемъ послѣдовательномъ циклѣ создаютъ явленіе, можетъ быть еще и другое движеніе, а именно: измѣ­неніе формъ явленія. Это второе движеніе и будетъ варіаціей явленія или стаціонарнаго состоянія.

§ 58. Теперь мы приступимъ къ изложенію нѣко­торыхъ теоремъ по теоріи явленій. Прежде чѣмъ при­ступить къ изложенію, я позволю напомнить нѣкото­рыя изложенныя нами выше положенія.

Доказывать какія бы то ни было положенія науки— это значитъ раскрыть передъ умомъ человѣка, что эти положенія есть не больше какъ замаскированныя аксіо­мы. Аксіомы же суть точки соприкосновенія чело­вѣческаго ума съ сотвореннымъ міромъ.

Онѣ являются откровеніемъ міра человѣческому духу въ основныхъ его свойствахъ и законахъ построенія. Изъ этого ясно, что ни одно положительное знаніе о природѣ не мо­жетъ обойтись безъ точекъ соприкосновенія съ нею. Это фундаментъ каждой науки. Въ противномъ слу­чаѣ это будетъ вольный и дерзкій полетъ ума или матафизика. Этотъ полетъ тогда только даетъ благо­пріятные результаты, когда попадаетъ на истинный путь. Въ наукѣ объ общихъ явленіяхъ природы и аксіомы должны быть этой же категоріи. Эти аксіомы были формулированы при изложеніи общихъ свойствъ бытій, и мы ихъ повторимъ:

1- я аксіома опредѣляетъ общія свойства всякаго реальнаго бытія. Онъ читается такъ: Всякое бытіе опре­дѣляется шестью независимыми и одной зависимой пере­мѣнной: время съ однимъ перемѣннымъ или измѣре­ніемъ, пространство съ тремя измѣреніями, энергія съ двумя измѣреніями — массой и движеніемъ и зави­симымъ перемѣннымъ перемѣщеніемъ движенія;

2- е аксіомное положеніе опредѣляетъ свойства среды или реальнаго пространства и читается такъ: нѣтъ пи одной матеріальной точки пространства, т. е. имѣющей три измѣренія, хотя и безконечно малыхъ, безъ бытія.

3- є аксіомное положеніе опредѣляетъ основное свой­ство энергіи, проявляющейся во времени и простран­ствѣ. Это законъ сохраненія энергіи. Третья аксіома читается такъ: энергія, неразрывно опредѣляемая двумя перемѣнными — массой и движеніемъ—не уничтожаема въ своихъ качествахъ ни въ качествѣ движенія, ни въ качествѣ

массы.

Мы доказали, что изъ послѣднихъ двухъ аксіомъ логически слѣдуетъ необходимость перемѣщенія дви­женія.

Человѣческая мысль о природѣ на основаніи законовъ логики не можетъ одновременно выходить изъ двухъ противорѣчивыхъ и взаимно уничто­жающихъ принциповъ, а именно: принципа суб­станціи силы и закона сохраненія энергіи, такъ какъ въ самой природѣ нѣтъ такихъ противорѣчій. Одно и то же бытіе-явленіе или соотношеніе явленій, не мо­гутъ въ одно и то же время быть и не быть. Въ из­ложеніи своемъ въ конечныхъ человѣческихъ предѣ­лахъ мы отбрасываемъ совершенно принципъ субстанціи силы и всѣ разсужденія основываемъ на законѣ сохра­ненія энергіи, оставляя открытымъ вопросъ за этими конечными предѣлами, хотя терминъ „силы41 нами и будетъ употребляться, но только въ смыслѣ перемѣ­щенія движенія.

§ 59. Теоремное положеніе. Если въ данной средѣ бытія а, Ь, с, d, сгруппировавшись, образовали явленіе А, то гдѣ бы гі сколько бы разъ ни образовывалась подобная сгруп- пировка въ пространствѣ,—обязательно должно появиться явленіе А.

Данную теорему мы можемъ назвать закономъ непремѣнныхъ условій явленій. Этотъ законъ, естественно, распадается на двѣ части:~на законъ непремѣнныхъ данныхъ а, Ъ, с, d, — и на законъ непремѣнной ихъ сгруппировки.

Изслѣдованіе указаннаго закона непремѣнныхъ условій, проявляющагося въ двухъ формахъ — непре­мѣнныхъ данныхъ и непремѣнной сгруппировки — прольетъ свѣтъ на характеръ причинности этой твор­ческой части мірозданія.

Законъ непремѣнныхъ условій мы можемъ выра­зить математическими терминами. Въ самомъ дѣлѣ,

12

если явленіе А образовано сгруппировкой данныхъ а, Ь, с, d,— то можемъ сказать, что явленіе А есть функція отъ данныхъ и написать А=-'(р (а, &, с, d), гдѣ tp обозначаетъ до нѣкоторой степени форму не­обходимой сгруппировки.

§ 60. Разсмотримъ болѣе подробно оба закона не­премѣнныхъ условій явленій, а именно: законъ непре­мѣнныхъ данныхъ и законъ непремѣнной сгруппи­ровки. Начнемъ съ вопросовъ о сгруппировкѣ. Ка­кимъ путемъ могутъ въ данной средѣ сгруппировы­ваться данныя а, J, с, d, для того, чтобы образовы­вать явленіе А? С группировка данныхъ это—послѣдній актъ природы для начала явленія А. Но данныя и сгруп- пировка ихъ въ явленіе А суть соотношенія бытій или двѣ фразы причинности. Во всей вселенной эта сгруп- пировка можетъ происходить только по тремъ принци­памъ: по случайному, закономѣрному и по компромиссу изъ этихъ принциповъ. Эти принципы, комбинируясь между собой въ томъ или иномъ размѣрѣ, создаютъ въ разнообразныхъ компромиссахъ фактическую причин­ность мірозданія, при благопріятствующихъ и неблаго­пріятствующихъ условіяхъ среды.

Закономѣрная сгруппировка бытій происходитъ и можетъ происходить изъ той или иной взаимной связи энергіи въ пространствѣ. Она даетъ основаніе для точныхъ наукъ въ разныхъ категоріяхъ бытій (фи­зики, химіи).

Случайная сгруппировка не обосновывается на взаимной связи энергіи, а только на независимомъ про­явленіи ея во времени и пространствѣ. Эта случайная причинность—сгруппировка не должна быть принима­ема въ обыденномъ смыслѣ, какъ нѣчто не поддающееся учету. Послѣдовательность независимыхъ явленій и ихъ пространственныя соотношенія могутъ быть точно установлены теоретически, а природа фактически со­здаетъ это соотношеніе, реализуя явленія среды. Такъ, стаціонарное состояніе льющихся лучей солнца и вра­щеніе земли создали нашу физическую среду, въ ко­торой мы живемъ, и наши формы органической жизни являются продуктами этой комбинаціи.

§ 61. Обратное теоремное положеніе: если гдѣ-либо появилось явленіе А, то обязательно тамъ были со­блюдены непремѣнныя его условія. Эта теорема логи­чески вытекаетъ изъ третьей аксіомы и доказанной теоремы. Обѣ теоремы можно назвать общимъ постула­томъ явленія А. Всякая теорема вообще говоритъ о связности двухъ бытій или ихъ качествъ: величинъ, пространства, движенія и энергіи—слѣдовательно, въ существѣ своемъ является изслѣдованіемъ соотношенія двухъ фазъ причинности. Разница между прямой и обратной теоремой заключается въ томъ, какая фаза служитъ исходной точкой для человѣческой мысли.

Данныя нами теоремы суть абстракція, уста­навливающая общіе принципы двухъ фазъ причинно­сти, т.-е. независимо отъ времени. Но фактическая реализація закона непремѣнныхъ условій, т.-е. опредѣ­ленной формы соотношенія въ той или иной группѣ явленій, не можетъ иначе реализоваться, на основаніи первой аксіомы, какъ только во времени и простран­ствѣ. Пространственное качество этого соотношенія при непремѣнной сгруппировкѣ является величиной постоянной, — (въ предѣлахъ отъ и до), но по отно- ношенію къ времени доказанныя теоремы имѣютъ слѣдующія два положенія:

1) если въ настоящемъ мы имѣемъ явленіе А, то въ прошедшемъ обязательно были соблюдены и реали­зованы его непремѣнныя условія;

2) для того, чтобы явленіе А реализовалось въ бу­дущемъ, обязательно должны быть реализованы не­премѣнныя условія въ настоящемъ.

Оба положенія опредѣляютъ отношеніе „настоя- щаго“ въ явленіи А къ будущему и прошедшему.

Первое положеніе можно назвать постулатомъ про­шедшаго явленія А, а второе постулатомъ будугцаго явле­нія А. Какъ объектъ мысли, т.-е. съ точки зрѣнія абст­рактной теоретической между двумя этими положеніями нѣтъ существенной разницы,—но со стороны реальнаго проявленія космоса между ними громадная несоизмѣри­мая разница: въ первомъ положеніи первая фаза причин­ности, т.-е. первый членъ соотношенія—безвозвратно въ прошедшемъ, а во второмъ положеніи первая фаза въ настоящемъ, а вторая фаза въ будущемъ, которая обязательно будетъ настоящимъ.

Въ послѣднемъ положеніи реализація въ настоя­щемъ непремѣнныхъ условій не ограничивается ни во времени, ни въ пространствѣ, ни въ способахъ. Здѣсь можетъ проявиться полный просторъ въ формахъ. Непремѣнныя условія могутъ быть извлечены изъ ка- кого-угодно пространства и въ какое угодно время, какими угодно способами и по какимъ угодно прин­ципамъ—случайнымъ, закономѣрнымъ, компромисснымъ или разумнымъ. Для реализаціи явленія А это безразлич­но. Эти два положенія, по преимуществу, относятся къ реальному проявленію космоса и имѣютъ громадное значеніе въ практической мысли человѣка о природѣ въ связи съ собственнымъ существованіемъ. Первое положеніе является крупнымъ духовнымъ орудіемъ для анализа явленій, а второе для предусмотрѣнія и созда­нія ихъ восходящей линіи причинности, т.-е. въ гене­алогіи бытій.

§ 62. Обобщая всѣ формы причинности, законо­мѣрной, случайной и компромиссной сгрушіировки, нельзя считать, чтобы моментъ окончанія сгруппировки былъ только моментомъ начала явленія. Вопросъ стоитъ шире и моментъ окончанія сгруппировки данныхъ abed нужно считать моментомъ начала вообще новой формы бытія, причемъ могутъ быть и явленія и состоянія. Состоянія могутъ быть статическія и динамическія. Въ свою очередь, всѣ явленія, образованныя сгрупппров- ками, могутъ быть подраздѣлены на стихійныя и орга­низованныя.

Къ организованнымъ явленіямъ принадлежитъ весь органическій міръ, а къ стихійнымъ- -всѣ явленія не­органическаго міра.

§ 63. Теперь разсмотримъ законъ непремгънныхъ дан­ныхъ, т.-е. вторую часть закона непремѣнныхъ условій. Это разсмотрѣніе должно состоять въ уясненіи соот­ношеній между данными а Ъ с и образованными изъ нихъ, при помощи сгруппировки, явленіями и состоя­ніями типа А.

Прежде всего мы должны доказать весьма важное положеніе объ обязательности существованія предѣ­ловъ измѣненія данныхъ а Ъ с для образованія явле­нія типа А. Эту теорему можно формулировать такъ: всякое явленіе А можетъ появиться, какъ реальный фактъ изъ данныхъ только тогда, когда его появленіе возможно не въ матемагпически точныхъ величинахъ данныхъ, а въ пре- отъ отъ'іЪ^ отъіс,

дѣлахъ ихъ возможныхъ измѣненій отъ и до а \ь с цоа2 ДОіЬ2 ДОС,

Въ самомъ дѣлѣ: предположимъ, что явленіе А мо­жетъ образовываться только при точныхъ математи­чески данныхъ а 6 с, но данныя а Ъ с суть бытія и, слѣдовательно, должны обладать движеніемъ и пере­мѣщеніемъ движенія и потому во всякомъ конкрет­номъ времени будутъ переходить свои точныя мате-

О1], гдѣ А с3І

матическія величины. Эти точныя величины возможны только, какъ предѣлы при нулевомъ времени. Это есть чистая абстракція. Слѣдовательно, предѣлы измѣненія данныхъ для образованія явленія А обязательны, иначе оно превратится въ нуль или небытіе. Математи­чески это можно написать такъ: А =

<< | >>
Источник: А. ПАРШИНЪ.. Что такое Государство? МОСКВА. 1907. 1907

Еще по теме § 51. Фазы причинности.:

  1. Экономический цикл: понятие, фазы, причины и типы
  2. 12.3. Экономический цикл: понятие, фазы, причины колебаний
  3. Фазы деполяризации потенциала действия
  4. Фазы реполяризации потенциала действия
  5. 2.4. Фазы протекания конфликта в производственной ситуации
  6. Циклический характер экономического развития и принципы. Фазы и виды циклов.
  7. Фазы процесса преображения
  8. Фазы процесса преображения.
  9. Фазы процесса преображения
  10. Классический цикл и его фазы