<<
>>

Главный методологический смысл философии

по отношению к юриспруденции воплощается в том, что философия указывает на существование двух принципиально различных подходов к пониманию механизмов теоретического познания, дает их характеристику и рассказывает о последствиях принятия того или иного из них.

Первый подход состоит в понимании познания как отражения существующей вне познающего субъекта объективной реальности. Второй подход, утвердившийся в философии после Канта, рассматривает познание как конструирование объекта познания познающим субъектом, сквозь призму практических интересов последнего. Если в первом случае знание получается максимально объективным из-за исключения всякой субъективности из процесса познания и его результатов, то во втором знание, напротив, отягощено ценностными предпочтениями субъекта. Лучший выход из этой дихотомии видится философией на пути включения субъекта в процесс познания, что не должно привести, однако, к нарушению принципа объективности истины.

Известно, что сначала появляется феномен права, а уже затем, по прошествии времени, он становится объектом познания, цель которого заключается в том, чтобы сформулировать понятие права.

В соответствие с этим, в большинстве работ по теории права распространен исторический подход к познанию права, в ходе которого реконструируется генезис права. Философская методология учит, что «поиск» в истории объекта познания невозможен, если нет предварительного понятия об этом предмете.

Методологический принцип единства логического и исторического устанавливает, что понятие права, конструируемое философией, затем уточняется и наполняется содержанием через сравнительно-исторические исследования. Именно поэтому с теорией права тесно связана история права. Философское понятие «права», предлагаемое философией науке о праве, обладает такими свойствами, как всеобщность, необходимость и объективность и позволяет рассматривать право как универсальный феномен.

Философия вырабатывает такие общетеоретические принципы познания, как объективность, всесторонность, дополнительность, принцип активности субъекта и некоторые другие, которые может и должна использовать теория права. Подробную формальную характеристику этих принципов и их содержательный анализ можно найти в любом учебнике по философии и методологии науки.

Традиционно к сфере компетенции философии относится и выработка универсальных, общелогических методов познания, которыми пользуются отрасли наук и конкретные научные дисциплины. Теория права также применяет при своей работе методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, экстраполяции, абстрагирования и другие. Выбор того или иного метода зависит от целей исследования и имеющегося в распоряжении теоретика права материала.

Философия не занимается созданием специальных правовых категорий. Это дело теории права. Но поскольку право включено в систему социальных отношений и институтов, непосредственно связано с бытием человека, теория права пользуется понятийным аппаратом, разрабатываемым философией и имеющим универсальное значение. Категория «бытия», являющаяся фундаментальной для философии, используется теорией права для понимания специфики правового бытия, с применением таких параметров, как пространство, причинность, развитие, уровень бытия. Другая основополагающая категория философии, «сознание», конкретизируется в теории праве в категории «правовое сознание». Теория права невозможна без опоры на такие понятия, как «человек», «свобода», «общество», «справедливость», «равенство». Эти понятия разрабатывает и наделяет основной смысловой нагрузкой философия, а социология, история, юриспруденция и другие социальные и гуманитарные науки используют этот первичный семантический словарь для своих познавательных целей.

Из указанных выше методологических уровней философии, методология познания разработана подробнее остальных. Но менее освещены, хотя имеют и большое значение, методологические проблемы правового творчества и применения права.

Область методологии охватывает не только вопросы познания права, но и вопросы правового творчества. Право не является раз и навсегда установленным социальным институтом, а изменяется вместе с изменениями общества, реагирует на самые незначительные социальные трансформации. Но если общественная динамика носит (на поверхности) спонтанный и неорганизованный характер, то изменения в праве, особенно в современном, являются результатом сознательной и планомерной работы.

Очевидно, что методология правотворчества – это сознательная и целенаправленная работа, исходным импульсом которой служит сознание того факта, что жизнь всегда богаче теории и потому необходимы постоянные усилия для корректировки существующих теоретических моделей. Право перманентно подвержено кризисам, которые вызываются различными причинами. Чаще всего речь идет о внешних факторах – кардинальных изменениях в социальной жизни в результате революций, войн, крупномасштабных экономических преобразований. В этом случае трансформации подвергается система права в целом, начиная от изменения задач, стоящих перед ним, способов социальной легитимации и заканчивая изменениями в конкретных правовых нормах и способах реализации права.

Право имеет смысл и значение лишь в том случае, если его наличие оказывает воздействие на поведение основных субъектов социальной жизни, придавая ему должное направление. Поэтому вопрос применения права является принципиально важным при рассмотрении методологических проблем. Применение права – это практическая деятельность, направленная на реализацию права в жизни. Разработка принципов и методов применения права также входит в круг методологии права.

Когда говорят о применении права, то имеют в виду чаще всего две возможных процедуры. Во-первых, речь идет в целом о существующей в обществе системе правоприменительной деятельности, включающей все действия, направленные на реализацию права, а также государственные инстанции, осуществляющие эти действия. Во-вторых, говорят о методах применения права в узком смысле этого слова, когда имеется в виду подведение конкретного случая под регулирующую его общую норму. В целом, методология применения права включает принципы, правила и методы, направленные на реализацию права.

<< | >>
Источник: В.В. Сорокин. История и методология юридической науки: учебник для вузов /под ред. д-ра юрид. наук, профессора В.В. Сорокина. – Барнаул,2016. – 699 с.. 2016

Еще по теме Главный методологический смысл философии:

  1. 3.Философия и наука. Методологическая функция философии.
  2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  3. 1. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники
  4. 1.7. Роль философии как методологического основания юридической науки
  5. Сущность человека и смысл его жизни в истории философии
  6. 8.1. Система философии: общий смысл и структура
  7. 8.1. Система философии: общий смысл и структура
  8. 1.1. Русская религиозная философия о смысле жизни и духовности человека
  9. Ha роль главного пророка беркианства в США претендовал и философ P. Керк
  10. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
  11. §1.1. Философия древности, средневековья, Нового времени и современной эпохи: становление и развитие проблемы смысла жизни
  12. Закон личной философии как осознание смысла жизни и путей достижения успеха
  13. Мудрость как смысл человеческой жизни, а поиск мудрости – сущность философии
  14. Глава 7 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМНОЙ ФИЛОСОФИИ И СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА В НОВЕЙШЕЙ НКМ
  15. Смысл небытия и смысл бытия.
  16. Семинар 1. Становление философии. Роль философии в жизни человека и общества
  17. Категории философии (развитие содержания в истории философии)
  18. § 36. Философия постмодернизма. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна