<<
>>

Надстройка человѣческаго организма.

Культура въ этомъ направленіи идетъ параллельно свойствамъ и потребностямъ организма. Прежде всего создается одежда. Одежда, преимущественно удовлетворяя тепло­вой экономіи тѣла, по закону боковой утилизаціи, слу­жить для половыхъ, общественныхъ и государствен­ныхъ цѣлей.

Къ этой же категоріи культуры нужно отнести надстройку органовъ зрѣнія въ формѣ очковъ, телескоповъ, микроскоповъ ит. д., надстройку спосо­бовъ передвиженія въ формѣ прирученія лошади

устройства экипажей, лодокъ, пароходовъ, паровозовъ и т. д.; затѣмъ къ этой же категоріи культуры должны быть отнесены всѣ машины, которыя въ тѣхъ или иныхъ случаяхъ замѣняютъ человѣческую дѣятель­ность рукъ и тѣлъ.

Перестройка физической среды состоитъ въ устройствѣ жилищъ, общественныхъ помѣщеній, желѣзныхъ до­рогъ, каналовъ, плотинъ, орошенія, въ превращеніи пустынь въ культурныя земли и т. д.; все это будутъ культурныя пріобрѣтенія человѣчества, чтобы наиболь­шее количество солнечныхъ лучей проходило черезъ разумную организацію — черезъ человѣка.

Соціально-духовная перестройка личности составитъ третью категорію человѣческихъ культурныхъ пріобрѣ­теній. Она должна состоять въ совлеченіи ветхаго че­ловѣка, какъ было возвѣщено почти 2 тысячи лѣтъ тому назадъ, т.-е. въ перевоспитаніи человѣка, развив­шагося въ узкихъ семейныхъ, родовыхъ и національ­ныхъ условіяхъ, для правильнаго общественнаго и го­сударственнаго сожитія. Таковое сожитіе должно пред­ставлять благопріятныя условія для кооперативнаго выполненія непремѣнныхъ условій человѣческой жизни, невозможныхъ для выполненія единичными усиліями.

Охарактеризовавъ, хотя въ общихъ чертахъ, вы­полненіе трехъ непремѣнныхъ условій индивидуальнаго существованія, я коснусь нѣсколько вопроса объ отно­шеніяхъ между предусмотрительнымъ и фактическимъ ихъ выполненіемъ, т.-е.

между выполненіемъ жизнен­ныхъ потребностей и продуктивной дѣятельностью. Возьмемъ ряды человѣческихъ дѣяній въ послѣдова­тельной ихъ группировкѣ для выполненія непремѣнныхъ условій. Обезпеченіе человѣческаго организма совер­шается пріемомъ пищи. Этотъ актъ состоитъ въ томъ, что дѣло обезпеченія энергіей передается автоматиче­скому завѣдыванію организма.

Рядъ человѣческихъ дѣяній, который предшествуетъ этому акту, состоитъ въ приготовленіи обѣда, по­купкѣ провизіи, полученіи провизіи изъ имѣній, культурѣ этой провизіи на поляхъ, изслѣдованіи удобрительныхъ туковъ, изученіи физики и химіи, спроса и предложенія. Актъ пользованія жилищемъ и одеждой имѣетъ аналогичную линію восходя­щей причинности въ человѣческихъ дѣяніяхъ. Акты выполненія потребностей жизни, какъ-то: лѣченіе бо­лѣзней, воспитаніе дѣтей, защита оть враговъ, для культурнаго своего выполненія должны имѣть рядъ предшествовавшихъ продуктивныхъ дѣяній. Всѣ эти ряды въ разумномъ человѣческомъ обществѣ сво­дятся къ научнымъ дѣяніямъ, къ изученію явленій органическаго и неорганическаго міра. Такимъ обра­зомъ, вся масса человѣческихъ дѣяній имѣетъ два ко­нечныхъ пункта: первый пунктъ реализуетъ одно­образіе человѣческихъ дѣйствій, но питаетъ эгоизмъ, разъединяющій людей; второй пунктъ реализуетъ раз­нообразіе дѣйствій, но объединяетъ людей наукой въ одну семью; первый—реализуетъ выполненіе потреб­ностей жизни въ трехъ категоріяхъ, но на второмъ— происходитъ объединеніе людей въ познаваніи и изу­ченіи міра. Между этими конечными пунктами ле­житъ безконечно разнообразная продуктивная дѣятель­ность людей, которая по близости къ тому или иному пункту имѣетъ непрерывные переходы. Для опредѣле­нія мѣста, къ которому нужно отнести данное дѣяніе по отношенію этихъ конечныхъ пунктовъ, обыденная жизнь имѣетъ грубую терминологію, выражаемую сло­вами „практичный" и „научный".

Чѣмъ ближе резуль­таты дѣятельности къ удовлетворенію личныхъ потреб­ностей жизни, тѣмъ эта дѣятельность считается прак­тичнѣе. Употребляемое въ этихъ случаяхъ прилага­тельное внравственный“ оттѣняетъ то положеніе вещей, когда благими результатами дѣянія будутъ пользо­ваться иные люди безъ соотвѣтствущей компенсаціи. Въ заключеніе объясненія смысла выраженія „непре­мѣнныхъ условій индивидуальной жизни", которое мной употреблено въ опредѣленіи природы государства, я постараюсь отвѣтить на слѣдующій вопросъ: которое изъ трехъ непремѣнныхъ условій человѣческой жизни важнѣе и, слѣдовательно, требуетъ преимущественнаго внимательнаго отношенія къ себѣ со стороны инди­видуальныхъ усилій, а также со стороны обществен­ной и государственной дѣятельности? Такіе вопросы задавались и задаются теперь по вопросу о назначеніи государства. Жители историческихъ государствъ не сомнѣвались въ назначеніи государствъ, и слѣдова­тельно, въ обязанности гражданъ. Безъ этого они и не могли бы составить государство того или иного типа. Въ патріархальныхъ государствахъ съ опредѣленнымъ культомъ точно регламентируется выполненіе непре-

мѣнных’ъ условій индивидуальной жизни. Создаются и наблюдаются государствомъ нормы этого выполненія. Всякій гражданинъ, чтобы принадлежать къ данной общинѣ, обязательно долженъ знать ритуалъ ихъ вы­полненія. Это трактуется, какъ государственное дѣло, и для всѣхъ, конечно, ясно назначеніе государства. Въ глазахъ гражданъ военнаго государства, т.-е. та­кого, которое состоитъ въ кооперативномъ выполненіи за счетъ всего населенія обезпеченія жизни гражданъ отъ внѣшнихъ враговъ, — главная цѣль государ­ства будетъ военное дѣло, и безусловное подчиненіе государству есть непремѣнная обязанность каждаго гражданина, какъ его база. Современное ученіе марк­систовъ говоритъ, что борьба съ капиталомъ должна составлять преимущественное содержаніе и назначеніе государственной дѣятельности.

Но послѣ всего изложеннаго совершенно становится ясно, что постановка вопроса о томъ или иномъ преиму­щественномъ назначеніи государства съ соотвѣтствую­щими отвѣтами является совершенно нелогичной. По­становка такихъ вопросовъ доказываетъ только, что природа государства до сихъ поръ была неясно опре­дѣлена. Никому въ голову не придетъ поставить во­просъ, что важнѣе при постройкѣ дома, высота, длина или ширина его? Точно также никто не поставитъ вопроса, что важнѣе для произрастанія растеній, сол­нечный свѣтъ, влага или почва питательная. Точно также будетъ странно звучать вопросъ, поставленный въ абсолютной формѣ, что важнѣе для человѣка въ смыслѣ развитія и продолженія его жизни на земной поверхности, сохраненія цѣлости его организма, обез­печеніе его функціональности или измѣненіе формъ организаціи, предполагая, что окружающая среда из­мѣняется непрерывно. Раціональный отвѣтъ на поста­вленный такимъ образомъ вопросъ будетъ таковъ: въ явленіи продолженія и развитія человѣческой жизни на земной поверхности самымъ важнымъ и непремѣн­нымъ условіемъ для даннаго времени будетъ недостаю­щее условіе. Это общій законъ продолженія всѣхъ явленій. Этотъ законъ недостающаго условія долженъ быть выполняемъ въ каждомъ явленіи, которое чело­вѣкъ желаетъ продолжить, слѣдовательно, и въ явле­ніи человѣческой жизни, которую онъ беретъ подъ свое наблюденіе и попеченіе въ индивидуальной, об­щественной и государственной формѣ. Въ силу этого и всякое государство должно въ направленіи своей дѣятельности руководствоваться закономъ недостаю- щаго условія. Недостающее условіе должно сдѣлаться доминирующимъ и придавать тотъ или иной характеръ проявленію, и, слѣдовательно, построенію государства.

Если населеніе данной страны тѣми или иными обстоятельствами попадетъ на вѣрный путь разрѣше­нія назначенія государства и создастъ его въ этой формѣ, то успѣхъ и прогрессъ становится очевид­нымъ, и современники не могутъ опредѣлить природу государства иначе, какъ въ тѣхъ формахъ, которыя они реализуютъ сами своею жизнью.

Для нихъ нѣтъ достаточной исторической перспективы, чтобы обнять сущность государственнаго явленія. Дѣло въ томъ, что государство, какъ явленіе, вызывается къ жизни вы­полненіемъ такихъ задачъ, которыя недоступны для единичныхъ усилій. Таковыя задачи выполняются на­селеніемъ большею частью на пространствѣ отъ 200 до 300 лѣтъ, т.-е., обнимаютъ въ себѣ жизнь почти 10 поколѣній. Естественно, что современники реали­зуютъ это государство по фиксированнымъ формуламъ долга, чести, нравственности, а потому представить иного построенія государства не могутъ. Съ точки зрѣнія практической государственной политики это даже вредно и опасно, потому что вызываетъ сомнѣ­нія и неувѣренность въ строѣ современнаго имъ государ­ства, потому что всякое сомнѣніе есть одно изъ усло­вій неудачъ въ практическихъ дѣлахъ, такъ какъ ли­шаетъ всякое дѣло твердыхъ и увѣренныхъ дѣйствій, хотя всегда надо помнить, что увѣренность не гаран­тируетъ правильности.

Теперь для полноты и ясности сдѣланнаго мной опредѣленія природы государства необходимо остано­виться на значеніи словъ: „соціальный “, „кооператив­ный “ и „явленіе".

Слова „соціальный", „соціализмъ", „соціальная среда" имѣютъ распространенное употребленіе. Ими пестритъ литература и разговоры, если дѣло касается общественныхъ и государственныхъ вопросовъ. Оче­видно, необходимо точно разобраться въ томъ реаль­номъ содержаніи, которое должно заключаться въ этихъ словахъ. Очевидно, что если существуетъ прилагатель­ное „соціальный", то долженъ быть и объектъ, кото­рый и придаетъ явленіямъ соотвѣтствующій характеръ на подобіе того, какъ краснота или красный цвѣтъ присоединяетъ прилагательное „красный" тому пред­мету, въ которомъ будетъ находиться. Назовемъ та­ковой объектъ „соціальностью". Въ силу сказаннаго, свойство ея должно быть таково, что ко всѣмъ явле­ніямъ жизни, въ которыхъ соціальность будетъ при­нимать участіе, приложимо и прилагательное соціаль­ный.

При внимательномъ отношеніи къ поставлен­ному вопросу совершенно ясно обрисовывается, что основной и первичный элементъ соціальности состоитъ въ прямомъ или косвенномъ взаимоотношеніи, хотя ■бы двухъ индивидуумовъ. Прямое взаимоотношеніе обусловливается пространственною близостью людей и временемъ и можетъ быть названо взаимодѣйствіемъ. Косвенное взаимоотношеніе людей происходитъ неза­висимо отъ пространства и времени—что можно на­звать взаимовліяніемъ. Очевидно, что косвенное взаимо­отношеніе должно имѣть посредниковъ. Первымъ и могущественнымъ посредникомъ косвеннаго соотноше­нія людей, т.-е. взаимовліянія нужно считать печатное слово.

Вторымъ также могучимъ факторомъ или посред­никомъ взаимоотношенія являются результаты продук­тивной дѣятельности (обмѣнъ). Взаимоотношенія, какъ соціальные элементы, могутъ быть симметричныя, двух­стороннія, когда взаимныя воздѣйствія совершенно

одинаковы. Несимметричныя взаимоотношенія характе. ризуются тѣмъ, что состоянія людей, входящихъ въ со­отношенія, совершенно разныя (наказующій и нака­зуемый, учитель и ученикъ). Затѣмъ соотношенія мо­гутъ быть односторонними, когда вліяніе производится, не замѣчая его. Взаимоотношенія людей могутъ быть соподчиненными.

Таковые соціальные элементы обязательны для вся­кой общественной организаціи.

Я не буду останавливаться на болѣе точномъ клас­сифицированіи соотношеній. Это должно быть сдѣ­лано въ учебникѣ соціологіи.

<< | >>
Источник: А. ПАРШИНЪ.. Что такое Государство? МОСКВА. 1907. 1907

Еще по теме Надстройка человѣческаго организма.:

  1. § 4. Собственно говоря, казалось бы, что идея цѣнности всего полнѣе и шире умѣщается въ психологическомъ выраженіи. Вѣдь, источникъ всякой оцѣнки вестаки пребываетъ въ субъектѣ, въ мірѣ человѣческихъ желаній. Только то, что мвѣ желательно, есть для меня цѣнность
  2. § 12. Мы должны на минуту остановиться въ нашемъ анализѣ, чтобы оцѣнить тѣ затрудненія, съ которыми имѣлъ дѣло Марксъ, приступая къ разсмотрѣнію проблемы цѣнности.
  3. § 13. Кромѣтого, предпринятыйвътакомъпорядкѣанализъ идеи цѣнности обнаруживаетъ сразу всю непригодность навязыванья изслѣдователю въ качествѣ единственнаго регулятора цѣнности — труда — и quasi единственнаго мѣрила этого послѣдняго—времени, т. e. выясняется неразрѣшимость загадки въ духѣ Маркса.
  4. § 3. Отъ этой метафизической точки зрѣнія на проблему цѣнности перейдемъ теперь къ реальной почвѣ жизни. Философское понятіе цѣнности распадется здѣсь на два понятія, согласно различію субъекта и объекта—индивида, оцѣнивающаго вещи, и вещей, подлежащихъ оцѣнкѣ.
  5. Цѣнность выдѣляется на психологическомъ фонѣ въ качествѣ субъективной потребности, желанія. Безъ потребности нѣтъ цѣнности.
  6. § 2. Понятіе цѣнности, взятое въ самомъ общемъ смыслѣ, есть понятіе въ высокой степени философское и даже метафизическое—и поэтому a priori уже становится очевидном принципіальная неразрѣшимость проблемы цѣнности самой въ себѣ.
  7. § 17. Мы не можемъ подвигаться далѣе въ своихъ разсужденіяхъ, не уяснивъ себѣ точнѣе вопроса о взаимоотношеніи спроса и предложенія, и о вліяніи ихъ на цѣну
  8. § 2U. Въ актѣ обмѣна замѣчается какъ будто противопоставленіе, а затѣмъ сближеніе, путемъ заключенія договора, между спросомъ и предложеніемъ, требованіемъ и удовлетвореніемъ—покупателемъ и продавцомъ.
  9. § 25. Является вопросъ, какимъ образомъ капиталъ становится тѣмъ могущественнымъ факторомъ цѣпы, какимъ считаетъ его даже Марксъ въ III томѣ «Капитала», если онъ конкурируетъ самъ съ собою, и обладаетъ разнб- родньши тенденціями: противопоставляясь въ качествѣ торговаго капитала промышленному при куплѣ, потребительному — при продажѣ *).
  10. § 28. Опредѣливъ такимъ образомъ нашу задачу, приступимъ теперь къ обсужденію основного постулата Маркса—къ вопросу объ измѣреніи цѣнностей трудомъ въ опредѣленіи его временемъ.