<<
>>

§ 1. ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

В теории социального государства обществу уделяется предметное место. Само государство представляет правовую политико-экономическую организа­цию общества. Но для того, чтобы осуществлять организацию, необходимо иметь предмет этой организации, т.е.

само общество.

Что собою представляет общество?

Общество - часть объективной реальности, всего того, что нас окружает. Оно исторично и объективно обусловлено. Обусловленность общества вызвана человеческими потребностями (мотивационный потенциал) и человеческими способностями (деятельностный потенциал). Мотивация и деятельностная сила людей породили множество разнообразных связей и отношений между ними, причём не только индивидуальных, но и коллективных, общественных.

Деятельность является функциональным стержнем общества, детер­минантой его развития. Она предполагает не простое продуцирование, а целе­полагающее взаимодействие индивидов и созданных ими институтов в том числе и института государства. Целеполагание присуще именно деятельности и впоследствии творчеству.

Целеполагающий характер деятельности способство­вал появлению сотен и тысяч видов деятельности, удовлетворяющих потребно­сти общества и развивающих его способности (потенциал). Возникла профес­сиональная деятельность, обусловившая потребность и становление системооб­разующих институтов жизни общества - сфер его общественной жизни: эконо­мики, экологии, управления, педагогики, науки, искусства, медицины, физиче­ской культуры, обороны и общественной безопасности.

Деятельность генерирует всю систему общественных отношений во всех сферах и областях жизни общества. Поэтому общество - это не только социум (люди), но и все образования, исторически порождённые их деятельностью: технические, экологические, правовые, нравственные, семейные, бытовые, ре­лигиозные, национальные, административные и иные.

Общество - продукт деятельности людей. Системная целостность обще­ства объективирована функциональными связями и отношениями внутри него, т.е. между сферами общественной жизни.

Общество - люди в совокупности общественных отношений и ин­ститутов, порождённых деятельностью.

В зависимости от развитости общественных отношений и институтов можно говорить о степени развития общества: первобытнообщинное, рабовла­дельческое, феодальное, индустриальное, постиндустриальное или информаци­онное.

Чем совершеннее общественные отношения и институты, как организа­ционные формы деятельности, тем прогрессивнее общество. Роль обществен­ных отношений сводится к прогрессу либо регрессу общества: демократия или тоталитаризм. Соответственно этим отношениям функционирует институт го­сударства, принимая или не принимая на себя социальные обязательства перед людьми (нацией, народом).

Общественные отношения представляют объективную реальность, неза­висимую от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности.

Общество, в сущности своей (объективно), представляет совокупность (т.е. отражение) общественных отношений и порождаемых ими институтов.

В научных источниках по-разному констатируется, что «общество - это системы человеческих связей и отношений». Один из подходов к пониманию общества рассматривает его как совокупность людей, осуществляющих совме­стную деятельность. Люди являются главным элементом в системе общества. Источником их объединения и последующего формирования в общество вы­ступает социальное взаимодействие или деятельность.

Остановимся на трактовке этого вопроса двумя крупными учёными XIX и XX вв. - К. Марксом и П. Сорокиным.

Маркс Карл (1818-1883 гг.). Родился в Трире в Германии в семье адво­ката. В 1835-1841 гг. учился на юридическом факультете университетов Бонна и Берлина. Подготовил и защитил диссертацию «Различие между на­турфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», получив диплом доктора философии, готовился преподавать логику в Боннском университе­те.

С 1843 г. в Париже. События 1848 г. во Франции во многом способство­вали дальнейшей деятельности Маркса. Он организатор и лидер 1-го Ин­тернационала. В 1867 г. был опубликован первый том его главного научно­го труда - «Капитал. К критике политической экономии», им разработаны принципы материалистического понимания истории; утверждал необходи­мость ликвидации частной собственности, парламентских институтов и разделения властей.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 гг.). Родился в с. Турья Яренского уезда Вологодской губернии (ныне респ. Коми). В 1914 г. окон­чил юридический факультет Петербургского университета. С 1904 г. в пар­тии эсеров, в 1917 г. личный секретарь А.Ф. Керенского, главный редактор газеты «Воля народа». С 1918 г. преподавал в Петроградском университете, основал в нём первое в истории России отделение социологии. Дважды аре­стовывался большевиками, приговорён к расстрелу. В 1922 г. вместе с большой группой российских интеллигентов выслан из России без права возвращения. С 1923 г. в США, профессор университетов Миннесоты и Гарварда (1929-1059 гг.), где основал социологический факультет. Прези­дент Американской социологической ассоциации (1964 г.). Рассматривал исторический процесс как циклическую смену типов культуры, в основе которых лежит определённая система ценностей. Основные сочинения: «Система социологии» (1920), «Социальная и культурная мобильность» (1927, 1959), «Россия и США» (1944).

Позиция К. Маркса

Он полагал, что общество формируется вследствие взаимодействия лю­дей и устойчивой системы отношений.

В письме П.Б. Анненкову он писал: «Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей».

В «Капитале» Маркс отмечал, что «определённой ступени развития... производительных сил» (взаимодействующие посредством техники люди) со­ответствует «экономическая структура общества, реальный базис» производст­венных отношений, определяющих «анатомию гражданского общества» с его идеологическими надстройками. И в том, и другом случае общество скрепляет­ся в единое целое посредством некой связи.

Поэтому общество предстаёт как система отношений.

Позиция П. Сорокина

В своей «Системе социологии» Сорокин отмечал: «Общество существует не «вне» и независимо от индивидов, а только как система взаимодейст­вующих единиц, без которых, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без составляющих его элементов».

Далее, среди причин формирования коллективного единства, он называл «разнородность социальных функций, выполняемых различными индивида­ми. Каждый индивид своими силами может удовлетворить только часть по­требностей. Для удовлетворения остальных он вынужден обращаться к другим индивидам и вступать с ними во взаимодействие. Иными словами, социальная разнородность индивидов - вот одна из существенных причин, гонящих одних лиц к другим, заставляющих их «связываться» друг с другом».

Чтобы общество взаимодействующих индивидов постоянно не «рассыпа­лось», взаимодействие должно базироваться на необходимых, объективных связях и социальных отношениях. Сорокин весьма грамотно решает эту про­блему в теории, считая, что когда между индивидами «существует функцио­нальная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют».

На основе приведённых суждений К. Маркса и П. Сорокина можно кон­статировать, что в процессе совместной жизни и деятельности объективно складываются определённые отношения. Эти отношения стоит унифицировать. Для этого целесообразно использовать понятие «институт» как организаци­онную форму деятельности.

Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности, они целеполагающие, выполняют определённые задачи, имеют набор норм и правил, традиций, собственную культуру, к которым индивиды приспосабли­вают собственную жизнь.

Институты общества двухуровневые:

• системообразующие общественную жизнь по десяти сферам жизни общества;

• регулирующие общественную жизнь по областям приложения: институт политики, институт права, институт семьи, институт образования, институт ре­лигии, институт государства и иные.

Системообразующие институты жизни общества - сферы общественной жизни

Э - экономика

Эк - экология

У - управление

П - педагогика

Н - наука

И - искусство

М - медицина

Ф/к - физическая культура

О - оборона

О/б - общественная

безопасность

ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Первый. Люди, осуществляющие деятельность, во всём многообразии её видов.

Второй. Социальные структуры. Структура - устойчивое социальное образование с внутренними и внешними связями и отношениями. Социальные структуры возникают исторически на основе потребностей общества, позво­ляющих людям наиболее эффективно решать свои функциональные задачи. Здесь вполне уместно понятие «социального института», осуществляющего ре­гуляцию жизни и деятельности. Становление того или иного социального ин­ститута может иметь вековую историю в жизни человечества. В частности, процесс становления государственности у всех народов занял не одно столетие, прежде чем принял современную институциональную структуру, способную выполнять возложенные на неё функции: законодательные, исполнительные и судебные. А характерные черты социального государства определились лишь к середине XX века.

Третий. Социальное пространство. Относительно общества это некие рамки в виде национальных границ, которые можно обозначить как «террито­рия» или «социальное пространство деятельности».

СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Система - структурированный состав

Любая система - такое целое, которое ие сводится к сумме своих эле­ментов. Уникальность целостности системы достигается особым способом, по­рядком взаимосвязи и взаимозависимости его элементов.

Когда мы говорим об обществе, то его целостность как системы обеспе­чивается функциональными связями и отношениями его социальных институ­тов, имеющих двухуровневую структуру: системообразующие и регулирующие общественную жизнь.

Существование и развитие каждого социального института стимулирует­ся деятельностью или функциональной принадлежностью.

В этом заключается способ организации институтов (элементов) общества: не только по десяти сферам общественной жизни, но и внутри них, а также по областям жизни об­щества, в которых возникают связи и отношения, формируются социальные группы и общности, социальные нормы и ценности, традиции и культура. Про­блема сложная, потому что речь идёт о поиске взаимозависимости между эле­ментами, подчас не соприкасающимися напрямую друг с другом: государство и религия, семья и промышленное производство, оборона и искусство. Где здесь системообразующая связь, отношения?

Ответ на этот вопрос лежит в области функционального анализа деятель­

ности.

Каждый из приведённых элементов, каждый социальный институт вы­полняет в обществе определённую функцию, служит удовлетворению опреде­лённой группы потребностей людей и выявлению их способностей. Общество объединяет в систему свои структурные элементы - социальные инсти­туты - не путём установления между ними непосредственного взаимодей­ствия, а на основе их функциональной зависимости.

Функциональная зависимость - это то, что придаёт совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.

В нашем подходе к обществу мы определяем функциональную зависи­мость десяти системообразующих институтов жизни общества (сфер) и ряд ре­гулирующих институтов общественной жизни (право, политика, семья, госу­дарство...).

Общество может гармонично функционировать, сочетая потребности и способности (потенциал), при последовательном выполнении каждым социаль­ным институтом своего функционального предназначения. Умаление или воз­вышение того или иного социального института или его элемента чреваты негативными социальными последствиями'.

• гипертрофированная роль политики в условиях тоталитаризма пагубно сказалась на судьбах общества советского периода;

• недооценка материального производства приводит к снижению уровня потребления населения и нарастанию кризисных явлений;

• игнорирование национальных особенностей, культуры «малых народов» ведёт к межнациональным конфликтам.

Профессор Гарвардского университета, ученик П. Сорокина Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.), один из методологов структурно-функционального анализа, социальную систему анализировал не с выявления структурных эле­ментов (что представили мы в лекции), а с определения основных функцио­нальных требований к ней, без которых система как таковая существовать не может.

Общество как система, полагал он, может функционировать только при выполнении следующих функций'.

• она должна обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы;

• она должна быть целеориентированной., способной к постановке основ­ных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения;

• она должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценно­стей, усваиваемых индивидами и снимающих напряжение в системе;

• она должна обладать способностью к интеграции, к включению в сис­тему новых поколений.

Согласно взглядам Т. Парсонса, чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система. И, напротив, выполнение ка­ким-либо социальным институтом не свойственных ему функций порождает хаос, усиливает внутреннюю напряжённость системы, ведёт к росту социаль­ной энтропии (т.е. социальной неопределённости, случайности).

При такой характеристике общества становится ясно, что оно способно через систему своих социальных институтов, реально влиять на выполнение социальных программ. Функциональная взаимосвязь социальных институтов общества при регулирующем характере деятельности государства в демократи­ческом режиме обеспечивает соблюдение им социальных гарантий и выполне­ние социальных обязательств.

<< | >>
Источник: Петров В.П.. Петров В.П. Основы социального государства [Электронный ресурс]: Учебн. пособие / В.П. Петров, В.Э. Семёнова, К.А. Шкенев; Нижегор. гос. архитектур,- строит, ун-т. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. - 283 с. . 2016

Еще по теме § 1. ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ:

  1. Особенностью закрытого общества является размещение его акций только среди заранее определенного круга лиц и сохранение этой закрытости — по составу участников общества — в пределах, определяемых Законом об акционерных обществах.
  2. § 2. Правоотношения, связанные с формированием имущества акционерного общества и его распределением между акционерами в процессе деятельности и при ликвидации общества
  3. Раздел второй СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Глава 4 ОБЩЕСТВО, ЕГО СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И РЕГУЛЯТОРЫ
  4. Правовое государство, основные признаки. Соотношение государства правового и полицейского, тоталитарного - авторитарного и m.n. Гражданское общество, его свойства, структура. Личность, ее правовой статус. Общество рыночное - общество традиционное.
  5. решение вопросов о приобретении акционерным обществом выпущенных им акций; XII. определение условий оплаты труда должностных лиц акционерного общества, его дочерних предприятий, филиалов и представительств.
  6. Общество, его структура и социальные институты
  7. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
  8. Ответственность участников общества по его обязательствам.
  9. § 1. Общество: его понятие и структура
  10. §906. Нравственность – это дух определённого народа, который вбирает в себя его культуру, его историю, его религию, его традиции и законы.
  11. Особенности ликвидации потребительского общества.
  12. Французский абсолютизм и его особенности.
  13. Вопрос 1. Особенности родоплеменной организации общества
  14. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
  15. Традиционное восточное общество и его потенции
  16. Потребительский бизнес и его особенности
  17. Рыночное общество и его критика
  18. § 2. Общество и его социальные и политические институты