<<
>>

§ 3. Основные концепции правопонимания

Люди ищут такое понятие права, которое бы вбирало бы все богатство этого социального явления. Осмысление природы права имеет богатую историю. Известны естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая, нормативист- ская, социологическая, позитивистская и некоторые другие доктрины права.

Они существенно отличаются друг от друга. Если для одной из них право есть, прежде всего, природное, естественное явление (Цицерон, Локк), то для другой — выражение исторически складывающегося духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей — защищенный государством интерес (Ие- ринг, Трубецкой), для четвертой — императивное переживание людей (Петражицкий, Мэрилла, Фрэзер), для пятой — внешний регулятор социальной жизни (Штаммер, Кельзен), для шестой — система правоотношений, поведение людей (Эрлих, Паунд) и т. д. При всех различиях многие из таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы права. Наряду с идеями, оказавшимися неоправданными, они содержали рациональные моменты, которые внесли свой вклад в общее ученье о праве.
B связи с этим следует охарактеризовать их подробнее.

Изучение феномена права как целостного социального института носит название правопознания. Методология правопоз- нания — это особые направления науки, изучающие природу, принципы и методы изучения права. Данные принципы и методы познания права основываются, в свою очередь, на онтологических аксиомах-постулатах о специфике (природе) социальной реальности. Поэтому в зависимости от мировоззренческих установок исследователя в рамках методологии правопознания имеются несколько типов правопонимания, соответствующих основным направлениям философской мысли. Типы правопонимания — это философско-юридические концепции, содержащие исходные мировоззренческие принципы объяснения права как самостоятельного социального явления.

Эти фундаментальные мировоззренческие концепции в силу своей всеобщности и принципиального для исследователя характера являются по самой своей природе философскими. Ta часть философии, которая занимается объяснением смысла, закономерности, природы права называется философией права. Поэтому различные концепции философии права и образуют главное содержание типов правопонимания, по-разному раскрывая сущность права как социально-юридического явления.

Основным философским школам соответствует несколько типов правопонимания. Рассмотрим основные методологические подходы к правопознанию в рамках материализма и идеализма. Примером материалистического типа правопознания может служить марксизм. Для марксистского типа правопони- мания характерны следующие положения.

1. Сущность и развитие права, как и государства, обусловлены, в конечном счете, материальными условиями жизни общества, прежде всего — типом производственных отношений, определяемым, в свою очередь, господствующими формами собственности на средства производства. «Мои исследования привели меня к тому результату, — писал К. Маркс в предисловии к работе «К критике политической экономии», — что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII в., называет «гражданским обществом», и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии»[147].

2. Право, как и государство, по своей социальной природе явление классовое. Это означает, что оно возможно только в классовом обществе; появляется с делением общества на классы; выражает, в конечном счете, интересы экономически и политически господствующего класса (например: в капиталистическом обществе — буржуазии, в социалистическом обществе — рабочего класса и всех трудящихся).

3.

Право, хотя и обусловлено экономическими отношениями, обладает, однако, относительной самостоятельностью как феномен общественного сознания и национальной культуры, оказывая активное обратное воздействие на все сферы жизни общества, в том числе — на экономическую.

4. Co сменой типа производственных отношений, наступающей, как правило, в ходе социальной революции, меняется и классовая сущность права, так как оно начинает отражать интересы, прежде всего, того класса, который получает политическую и экономическую власть.

5. C исчезновением классов в рамках коммунистической формации право утратит свой политический характер и постепенно отомрет вместе с государством. Человеческие отношения будут регулироваться неполитическими социальными нормами (правилами коммунистического общежития), отражающими гармоничные и неантагонистические интересы членов общества.

Таким образом, марксизм усматривает сущность права, прежде всего, в том, что оно есть возведенная в закон государственная воля господствующего класса, содержание которой определяется (в конечном счете) материальными, производственными условиями его существования. Многие выводы данного учения до сих пор сохраняют свое значение.

Ha основе философского идеализма и его течений сформировалось несколько типов правопонимания, среди которых наиболее фундаментальны юридический позитивизм и естественно-правовая доктрина.

Естественно-правовой тип правопонимания имеет глубокие источники в политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима, получил развитие в эпоху средневековья, а наибольший расцвет и современное звучание — в период буржуазных революций ХѴІІ—ХѴІІІ вв. Суть этого подхода к правопозна- нию заключается в оценке права с позиций справедливости, где подлинным, «естественным» правом могут считаться только такие нормы законодателя, которые соответствуют «естественной природе» — природе человека, природе вещей, природе мироздания. Естественный тип правопонимания характеризуют следующие основные положения.

1. Теоретическое и практическое различение права и закона. Наряду с позитивным (принятым законодателем) правом существует высшее, настоящее — «естественное» право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, на свободу, на сопротивление угнетению, собственности и т. д.). Как отмечает В. А. Четвернин, естественно-правовая методология в объяснении и оценке правовых явлений исходит из того, что «право» — это социальный феномен упорядочения человеческой жизни, имманентный человеческому бытию, обладающий в этом качестве большей ценностью, чем закон, что право есть необходимый регулятор межчеловеческих отношений, который отличается от «производного», «несовершенного», «недостаточного», а иногда даже «неприемлемого» закона тем, что право всегда «истинно», «разумно», «естественно», «действительно», «человечно» и т. д.»[148].

2. He всякий юридический закон, будучи даже безупречным по форме, содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия «естественным» человеческим, общественным, природным и т. д. нормам: все, что противоречит в позитивном праве «естественному» праву, не может считаться правом.

3. Право и мораль концептуально едины: сам термин «правовое» означает содержательное соответствие юридических предписаний требованиям морали, где мораль выступает определяющей правотворческой и правоприменительной детерминантой права.

4. Источник прав человека находится в самой «человеческой природе». Свои права и свободы человек приобретает от рождения, и эти права не могут как «дароваться» человеку государством, так и отчуждаться в пользу последнего.

Данная доктрина сыграла большую роль в критике феодализма как системы, не соответствующей «природе человека», послужив теоретической базой буржуазных революций XVII— XVIII вв. Идеи этой школы отражены в Декларации независимости США 1776 r., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. B настоящее время этот тип правопонимания стал основой различных юридико-философских концепций права.

Позитивистский тип правопонимания основывается на позитивизме (от лат. positivus — «положительный») — направлении философского идеализма, отстаивающем принцип, заключающийся в том, что единственным источником истинного, действительного («положительного») знания может быть только что- то конкретное (конкретная, т. e. естественная наука, конкретное, т. e. в законах, указах, постановлениях и т. д., право и т. n.). Положения морали, философии, аксиологии (теории ценностей) в силу их высокой абстрактности не могут быть проверены посредством опыта, и поэтому они ложны, лишены объективного критерия проверки (верификации), т. e. спекулятивны. Истинно только то, что может быть проверено опытом, что положительно существует, фиксируется нашими органами чувств. B соответствии с этими философскими посылками позитивистское правопознание исходит из следующих положений.

1. B отличие от естественно-правовой доктрины ПОЗИТИВИЗМ отождествляет право и закон, изданный государственной властью. Действительным правом признается любая по содержанию норма, если только она по своим формально-процедурным критериям получила официальное признание государством. Проверять ее соответствие каким-то абстрактным принципам «человеческой природы» позитивисты считают для права абсолютно излишним ввиду бессмысленности такой проверки. Всякий критерий «истинности» и «естественности» нормы будет лишь продуктом пристрастий проверяющего, не поддающимся научной верификации. Единственным основанием права может быть лишь сам факт его существования в тех или иных официальных источниках — законах, указах и т. д.

2. Если естественно-правовой тип правопонимания содержательно отождествляет право и мораль, то позитивизм наоборот — жестко их разграничивает. Для права определяющее значение имеет сама по себе юридическая форма, а не моральное содержание закона, указа и т. д. Конечно, форма и содержание должны быть адекватны, но в случае расхождения решающее значение для права имеет санкция государства и включенность в существующий правопорядок.

3. Источник прав человека, согласно этому подходу, находится в законодательстве. Человек имеет права не в силу некой своей «природы», а в качестве гражданина конкретного государства и последнее определяет эти права в конституции.

4. Предметом изучения права должны быть не некие внего- сударственные принципы добра и справедливости, а только сами «положительные» нормы, записанные в текстах законов и доступные, таким образом, для непосредственного наблюдения и восприятия. Исследователь должен анализировать эти тексты в соответствии с правилами логики, грамматики, юридической техники и т. д.

Позитивизм отрицает «естественное право» и понимает под правом только юридические акты — результаты правотворческой деятельности государства, либо какие-то иные эмпирические (конкретные) факты действительности.

B рамках позитивистского типа правопонимания сложилось несколько самостоятельных, отличных друг от друга концепций права.

Нормативизм, автором которого был немецкий юрист Еанс Кельзен (1881—1973), делит сферужизнедеятельности субъекта на две области — область сущего и область должного, к которой он относит и право. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических норм — пирамиды норм, где каждая норма черпает свою законность в норме более высокой юридической силы. Сила всего права основана на «основной норме», принятой законодателем. B основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые, таким образом, включаются в понятие права. «Норма, — писал Г. Кельзен, — доставляющая акту значение правового (или противоправного) акта, сама создается посредством правового акта, который, в свою очередь, получает правовое значение от другой нормы. Если некий фактический состав с точки зрения права есть исполнение смертного приговора, а не умышленное убийство, то это его качество — не могущее быть чувственно воспринятым — обнаруживается только усилием мысли, т. e. при сопоставлении с уголовным и уголовно-процессуальным кодексом. То, что обмен письмами означает с точки зрения права заключение договора, следует единственно и исключительно из того, что фактические обстоятельства этой переписки соответствуют условиям, определенным в гражданском кодексе. То, что некое собрание людей есть парламент и что в правовом отношении результат их деятельности есть закон, — другими словами: то, что эти события обладают таким смыслом, — означает, что вся совокупность относящихся сюда обстоятельств соответствует норме конституции. Иначе говоря, содержание реальных событий согласуется с содержанием некой нормы, которая признается действительной. Правопозна- ние направлено на изучение тех норм, которые имеют характер норм права и придают определенным действиям характер правовых или противоправных актов»[149].

Другим течением позитивизма является психологическая теория Льва Иосифовича Петражицкого (1867—1931), которая, как и иные позитивистские доктрины, исключает из понятия права его сущностные и аксиологические (ценностные) аспекты, определяя это понятие эмпирическими (конкретными) признаками. B теории Л. И. Петражицкого правом признается не формальная норма законодателя, а данная психическая реальность — правовые эмоции людей. Эти эмоции носят так называемый императивно-атрибутивный характер, то есть представляют собой переживание чувства обязанности что-то сделать (императив) и чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма). B эмоции эти два чувства неразрывно связаны. Bce правовые переживания делятся на два вида: переживание позитивного (установленного государством) и переживания интуитивного (автономного, личного) права, которые не связаны с позитивным. Интуитивное право, в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как действительное право. Его универсальным и специфическим признаком Л. И. Петражицкий считал двусторонние активно-пассивные человеческие переживания — эмоции, которые предполагались элементарными частицами феномена права. Так, разновидностями переживания интуитивного права данная доктрина считает переживание по поводу карточного долга, переживание детьми своих обязанностей в игре, взаимное переживание прав и обязанностей в преступных сообществах, которые, таким образом, формируют «игорное право», «детское право», «патологическое право» (психически больных) и т. д. Как видим, границы понятия права, отчерченные нормативизмом (формальные акты государственной власти), значительно раздвигаются, и в это понятие включаются психические отправления человека. Л. И. Петражицкий считал, что признание правом только того, что установлено государственной властью, неоправданно сужает круг явлений, представляющих право. «...В глубине явления человеческого духа кроется, так сказать, третий род права, третья идея права, мать и общий источник установленных двух категорий права и причина того обстоятельства, что оба эти различные явления называются правом»[150]. B силу этого его психологическая доктрина по исходным методологическим принципам примыкает к позитивизму: для права безразлично содержание правовых переживаний: описание последних ставится на место исследования сущностных и аксиологических аспектов права[151].

Третьей разновидностью методологии правового позитивизма является социологическая теория права. Для нее характерно,

как и для естественно-правовой доктрины, разграничение права и закона. Однако суть этого разграничения иная. Право как должное (в законах) рядополагается не по сущностным принципам человеческого духа (естественному праву), а по воплощенному в правоотношениях так называемому «реальному праву», или «сущему праву», или «живому праву», создаваемому различными субъектами общественных отношений в процессе жизнедеятельности. Право здесь — не высшее должное — идеалы, ценности, высший разум, божественная воля, как в праве естественном, а эмпирические факты поведения субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Нормы «живого» права должны как-то выделяться из конкретного поведения. Эту функцию — формулирование права — осуществляют, согласно данного подхода, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они отыскивают нормы «реального права» и на их основе выносят решение, не будучи жестко связаны государственными предписаниями. B этом случае судья выступает не только правоприменителем, но и субъектом правотворчества, делая фактическое юридическим на основе конкретной целесообразности.

Таким образом, в типах правопознания находят выражение различные методологические установки по исходным проблемам соотношения бытия и сознания, должного и сущего, материи и духа. Эти феномены тесно взаимосвязаны: поэтому между типами правопознания, несмотря на существенные различия их гносеологических позиций нет непроходимых перегородок. Так, например, в вопросе природы прав человека марксизм во многом сходится с естественно-правовой школой, признавая дозаконодательное происхождение прав человека, но, в отличие от нее, толкует эти права не идеалистически, а конкретноисторически и материалистически — как явление, определяемое совокупностью общественных отношений, в которые включен человек. Обе доктрины отрицают октроированность (дарованность) прав человека государством.

Много точек соприкосновения у марксизма и позитивизма. Bce это свидетельствует о цельности и преемственности процесса правового познания[152].

<< | >>
Источник: P.В. Шагиева и др.. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб, пособие / отв. ред. P. В. Шагиева — M.,2011. - 576 с.. 2011

Еще по теме § 3. Основные концепции правопонимания:

  1. § 1. Основные концепции и типы правопонимания
  2. § 5. Основные концепции правопонимания
  3. Вопрос 1. Основные концепции правопонимания
  4. Основные концепции правопонимания
  5. Различные концепции правопонимания.
  6. 62. Естественно-правовая концепция правопонимания
  7. Что из нижеперечисленного можно отнести к концепциям правопонимания:
  8. Семинар 2. Основные концепции современной философии науки
  9. «Основные концепции происхождения гос-ва и права.»
  10. Основные положения концепции Г. Селье и их развитие
  11. Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки:
  12. ГЛАВА 1. Атриовентрикулярная блокада: основные концепции
  13. 2.4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  14. ГЛАВА 7. Предсердные нарушения ритма: основные концепции