<<
>>

Глава первая ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА

Предмет теории государства и права. Место и функции теории государства и права в системе наук, изучающих го­сударство и право. Современное состояние теории государ­ства и права. Общая теория государства как часть теории государства и права.

Эволюция отечественной теории го­сударства и права. Современная методология. Предмет те­ории государства и права. Место и функции теории государ­ства и права в системе наук, изучающих государство и пра­во. Современное состояние теории государства и права. Общая теория государства как часть теории государства и права. Теории государства и права. Значение теории госу­дарства и права для формирования современного юриста.

Наука, как важная область человеческой деятельности, име­ющей своей целью получение и систематизацию объективных зна­ний о действительности, обладает сложной структурой. Прежде всего, она делится на естественные и общественные науки по ха­рактеру изучаемых ею явлений и процессов. Как известно, раз­личают три вида таких явлений и процессов, иначе - законов, действующих в природе и обществе.

Естественные законы, дей­ствующие в природе независимо от воли и сознания человека с неумолимой регулярностью и постоянством, - предмет изучения, определения и обозначения таких естественных наук, как физика, химия, математика и т.п. Социальные законы, которые дей­ствуют в обществе как поведение и деятельность многих социаль­но организованных человеческих масс, но уже с определенной сте­пенью регулярности и вероятности, и то в определенных услови­ях, - предмет занятий общественных наук. Сюда входит описа­ние, объяснение и предсказание явленийи процессов, относящих­ся к человеческому обществу, протекающих в этом обществе. Они

8

9

и составляют сферу интересов, предмет занятий общественных наук.

В свою очередь общественные науки также по предмету изуче­ния делятся на более дробные сферы научного знания: социоло­гию, политическую экономию, этику, психологию, эстетику, по­литологию, социальную синергетику и т.д.

К общественным наукам относится и юридическая наука - об­ласть человеческой деятельности, изучающая государство и пра­во как самостоятельные, но органично взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества. Кроме того, есть и третья группа явлений и процессов, которая также обозначается поняти­ем «закон». Это те законы, которые разрабатываются и принима­ются, признаются специально созданными в государстве структу­рами по установленной процедуре - парламентами, законодатель­ными собраниями, конгрессами, думами и т.п. Это - нормативные законы, и изучение их.появления, необходимого качества, реали­зации, обеспечения, словом, многих связанных с ними характе­ристик, также предмет специального внимания и заботы юриди­ческой науки.

Как и каждая наука, юридическая наука также имеет своей задачей получение новых объективных знаний о своем предмете, т.е. о государстве и праве, систематизацию этих знаний, описание, объяснение и предсказание на основе открываемых ею социальных законов различных государственно-правовых явлений и процессов. Она пользуется своими собственными понятиями и категориями, в которых закрепляются добытые ею знания о различных сторо­нах государственно-правовой жизни общества, о возникновении, развитии и функционировании таких социальных институтов, как государство и право.

Развитие юридической науки идет сложным путем, составляя переход от одной парадигмы к другой, от одного уровня знаний к другому.

Определяется динамика юридического знания вечно живым, развивающимся, изменяющимся во времени характером таких социальных институтов, как государство и право. Сохраняя свою незыблемую основу и характерные признаки, свое социальное назначение и социальную ценность, государство и право на про­тяжении тысячелетий выступает перед учеными во всем многооб­разии политических, структурных, территориальных устройств, способов осуществления власти, во всей многовариантности взаи­модействия с личностью, коллективами, обществом.

Уровень юри­дических знаний все более повышается, он наполняется новыми данными о государственно-правовых явлениях и процессах, изме-

10

няя и углубляя многие привычные научные положения и представ­ления. Юридическая наука имеет и свою собственную структуру, опять же организованную по предмету изучения. Ее можно пред­ставить следующим образом:

1. Общетеоретические и исторические науки. Сюда относятся теория и история государства и права, история политических и правовых учений, политология.

2. Отраслевые юридические науки. Это науки конституционного права, государственного права, гражданского права, уголовного права, трудового права, семейного права, гражданско-процессуаль­ного права, торгового права, налогового права и т.д.

3. Науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятель­ности государственных органов. Например, организация суда и прокуратуры, прокурорский надзор и др.

4. Науки, изучающие международное право: международное публичное право, международное частное право, международное гуманитарное право, космическое право, право, регулирующее но­вые способы мировых коммуникаций, основных на современных информационных технологиях, средств массовой информации и т. д.

5. Прикладные юридические науки. К ним относятся судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, кримино­логия и т.п.

Следует обратить внимание, что к юридическим наукам отно­сятся не государственное право, а наука государственного права, не гражданское право, а наука гражданского права, не государство и право, а теория государства и права, т.е. теоретические знания о государстве и праве.

Например, само гражданское право - это совокупность право­вых норм, их более крупных объединений (например, правовых институтов), которые регулируют имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения. Изучение этих норм, их совокупности - предмет науки гражданского пра­ва. Также обстоит дело и с другими отраслевыми науками.

А наука - это всегда систематизированное знание о какой-то области жизнедеятельности человеческого общества или об обще­стве в целом.

В данном примере с гражданским правом это зна­ния об имущественных и связанных с ними личных неимуществен­ных отношениях, о нормах (правилах), которые регулируют эти отношения.

Это принципиальное положение следует усвоить, с тем чтобы не допускать смещение науки и ее предмета.

Как видно из схемы, к общетеоретической части юридической науки относится теория государства и права, которая имеет свой

11

собственный самостоятельный предмет занятий, сферу собственных научных интересов. Этот предмет - прежде всего, наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Следовательно, теория государства и права, прежде всего, имеет своим предметом, т.е. изучает, не какие-либо отдельные обществен­ные законы, относящиеся к отдельным сторонам государства и права, а именно всю систему этих законов, взятых в комплексе и в самом общем, абстрактном виде. Она, таким образом, изучает закономерности, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов, рассматривает государство и право как целостные социальные институты.

Но это вовсе не означает, что предмет теории государства и права как науки не может включать и изучение отдельного, важ­ного в конкретно-исторических условиях государственно-правового процесса. Например, современному российскому юристу важно знать и понимать перемены, происходящие в нынешнем Российс-. ком государстве, эволюцию бывшего Советского государства в новые государственные формы. Поэтому рассмотрение на теорети­ческом уровне этих перемен, их осмысление также становится предметом отечественной теории государства и права.

К предмету теории государства и права могут быть отнесены не только собственно государственно-правовые явления и процессы, но и те, органически связанные с ними, сопутствующие им сторо­ны общественной жизни, которые позволяют лучше понять эти явления и процессы, оценить воздействие государства и права на другие социальные институты общества.

Это относится к таким сторонам общественной жизни, как политическая система обще­ства, правовое и политическое общественное сознание, нравствен­ное состояние общества и т.д.

Таким образом, предметом теории государства и права выступа­ют наиболее общие закономерности возникновения, развития и фун­кционирования государства и права, а также органически связанные с ними и сопутствующие им иные социальные явления и процессы.

Сама же теория государства и права как юридическая наука представляет собой систему объективных знаний об этих наиболее общих закономерностях и органически связанных с ними, сопут­ствующих явлениях и процессах.

В последнее время по всему спектру общественных наук про­исходит дальнейшая дифференциация научного знания.

Затронула эта тенденция и теорию государства и права. В рам­ках этой тенденции в относительно самостоятельные части выде­лились теория государства и теория права.

Предыдущий подход, при котором подчеркивалось, что право и по происхождению, и по функциям является порождением го­сударства, его инструментом, не выдержал испытание временем, пришел в противоречие с новыми знаниями. Поэтому возникла необходимость рассматривать государство и право не только в их органической связи, но и как относительно самостоятельные со­циальные институты.

Теория государства рассматривает наиболее общие закономер­ности возникновения, развития и функционирования государства. Теория права, соответственно, изучает общие закономерности, относящиеся к правовой жизни общества.

Этот новый методологический подход реализуется, как указы­валось выше, и в настоящей книге. Но при этом учитывается, что хотя государство и право являются самостоятельными социальны­ми институтами, между ними существовали и существуют орга­нические, реальные связи - и в процессах их возникновения, и в процессах функционирования. Но все это обсуждается только в рамках реальных исторических процессов, а не по надуманным и вульгаризированным схемам, существовавшим на предыдущем этапе отечественной теории права и государства.

Кроме того, формируются общая теория государства, охваты­вающая теоретико-государственные аспекты, характерные для всех государственно организованных обществ, и специальные теории государств, охватывающие особенности государственности у тех или иных народов.

Знание предмета теории государства и права позволяет оцени­вать ее место и функции в системе наук, изучающих государство и право. Разумеется, каждая юридическая наука имеет свою тео­ретическую часть, свою систему понятий и категорий. Например, наука уголовного права изучает такие явления, как преступление и наказание, и закрепляет на теоретическом уровне принципы и формы этих социально-правовых явлений. А теория государства и права, изучая и определяя основные государственно-правовые явления и процессы, такие, как государство, право, государствен­ная власть, государственный орган, правотворчество, правоприме­нение, правонарушение, юридическая ответственность, правоспо­собность, дееспособность и т.п., выступает теоретической базой иных юридических наук, в том числе науки уголовного права, дает этим наукам ряд теоретических отправных положений.

В свою очередь знания о многих сторонах государственно-пра­вовых явлений и процессов теория государства и права черпает из теоретических и эмпирических (опытных) знаний других юриди­ческих наук. Происходит, таким образом, процесс взаимообогаще-

12

13

ния и взаимовлияния теории государства и права и других юри­дических наук.

Теория государства и права является также методологической основой для других юридических наук. Иными словами, систему методов, с помощью которых изучаются на теоретическом уровне государство и право, творчески используют и другие юридические науки, прежде всего отраслевые.

Особые взаимосвязи существуют у теории государства и права с историей государства и права. История государства и права изу­чает конкретные государственно-правовые явления и процессы, развертывающиеся в пространстве и времени, в разных странах, в разное время. Теория государства и права обобщает эти знания, систематизирует их, придавая им новое теоретическое качество. Следовательно, теория государства и права - это логическое обоб­щение конкретно-исторических данных о возникновении, разви­тии и функционировании государства и права.

Без осмысления конкретно-исторических данных о государстве и праве, в отрыве от них теория государства и права становится умозрительной, схоластической наукой.

Поэтому принцип историзма является одним из основных принципов теории государства и права. Этот принцип означа­ет, что государственно-правовые явления и процессы надо изу­чать в развитии, т.е. рассматривать то, как возникают государ­ство и право, какие основные этапы проходят в своем развитии, чем они стали в настоящее время, каковы их дальнейшие перс­пективы.

Теория государства и права - это тот логический уровень зна­ний, которые может существовать только в неразрывной связи с историческим уровнем знаний, обобщая его, очищая от частностей, выделяя и закрепляя основные закономерности государственно-правового развития общества.

Новые фундаментальные исторические данные, новый истори­ческий опыт в социальной сфере (непосредственно), в естествен­нонаучной сфере (опосредованно) влекут и не могут не повлечь за собой определенные уточнения, а в некоторых случаях и измене­ния отдельных положений теории государства и права. Эту взаи­мосвязь нельзя забывать, т.к. в противном случае теория государ­ства и права превратилась бы в навсегда установленный, неизмен­ный, но не соответствующий реальной действительности, набор отдельных понятий, категорий и т.п. К сожалению, именно такое окостенение и произошло на предыдущем этапе развития отече­ственной теории государства и права, когда она вся была прони­зана марксистско-ленинской догматикой.

14

Принцип историзма потому и обладает методологической зна­чимостью, что он всегда предполагает наличие конкретно-истори­чески определенного предмета исследования, требует выделения связей этого предмета и рассмотрения его развития во времени. Причем диапазон времени, который позволяет делать правильные научные выводы, увеличивается, расширяются и ареалы изучения государства и права. К концу XX века диапазон времени в неко­торых ареалах достигает 10-12 тыс. лет, а в целом ареал стано­вится общепланетным.

Вместе с тем теория государства и права во взаимодействии с историей является самостоятельной областью знаний и выпол­няет свои специфические функции, т.е. имеет самостоятельные на­правления в исследовательской деятельности. / Прежде всего, это гносеологическая функция, т.е. познание и объяснение сущности, содержания и форм государства и права, а также иных, органично связанных с государством и правом яв­лений и процессов.

Далее, это - методологическая функция, когда система мето­дов познания, разрабатываемых в теории государства и права, творчески используется другими отраслевыми юридическими на­уками.

Это социальная (прикладная) функция, когда знания, получен­ные теорией государства и права, используются для предсказаний, прогнозов развития государственно-правовых явлений и процессов. Например, как будет эволюционировать форма государства, какой характер примет политико-правовой режим, будут ли иметь успех правовые реформы, что надо конкретно делать, чтобы сформиро­вать правовое государство и т.п. Иногда в юридической литерату­ре эту социальную (прикладную) функцию теории государства и права именуют прогностической. Эта функция может включать как критическое, так и поддерживающее, временами даже апологети­ческое содержание по отношению к тем или иным сторонам кон­кретных государств и правовых систем. Те или иные теоретичес­кие положения используются разными социальными силами либо для критики и даже разрушения существующих институтов госу­дарственности и права, либо для их поддержки, оправдания, раз­вития.

Поэтому теория государства и права является объективно весьма политизированной общественной наукой, но, подчеркнем, никак не конъюнктурной, приспособленной для тех или иных конкрет­ных целей, областью знаний, хотя, конечно же, попытки приспо­собить ее под конкретные нужды тех или иных политиков имели место в истории государственности и права. Эту реальную опасность

15

надо отчетливо видеть и всячески ей противостоять в понимании и развитии теоретического юридического знания.

Весьма важна и идеологическая функция теории государства и права.

Длительное время отечественная теория государства и права пропагандировала марксистско-ленинское понимание государствен­но-правовых явлений и процессов, внедряла в общественное созна­ние вульгарно-классовый подход к государству и праву, гипербо­лизируя при этом роль насилия, принуждения в функционирова­нии государства и права, подчеркивая служебный характер этих социальных институтов в руках господствующего класса и т.п.

В современной теории государства и права идеологическая фун­кция заключается в другом. С одной стороны, происходит отказ от ограничений и догм марксистско-ленинского этапа развития обще­ственной юридической науки, а с другой - утверждение общедемок­ратических, гуманистических идеалов. Только на этом пути возмож­но достичь нового научного уровня познаний и объяснений государ­ства и права, реализации ее подлинной идеологической функции.

В настоящее время действительно происходит эволюция отече- ственной теории государства и права - переход от ее марксистс­ко-ленинского содержания и формы, особенно в описании и объяс­нении государства, к одному из немарксистских направлений на­учного изучения государства и права. Подчеркнем, процесс этот противоречивый и трудный, требующий овладения новыми знани­ями, прежде всего, преподавателями, аспирантами, студентами об­щественных вузов.

Обстоятельства такого перехода имеют не субъективный, а объективный характер.

Произошло обогащение теории государства и права новыми знаниями о происхождении государства и права, сочетании клас­сового и общечеловеческого в сущности государства и права. По­явились новые знания и о функционировании и эволюции социа­листических государств. По-новому стали осмысливаться современ­ные буржуазные государства. Появились и новые знания о гума­нистических и демократических ценностях в развитии совре­менной государственности. Стала понятна демократическая цен­ность конституционной законности и верховенства законов в борьбе с произволом, тоталитаризмом. По-новому встал и вопрос о соци­альном правовом государстве как одной из перспективных и про­грессивных целей развития российской государственности. По-иному выглядит и вся проблематика прав и свобод человека, при­оритет прав отдельного индивида, личности над правами коллек­тивных образований - государства, нации, народа.

16

В новых конкретно-исторических условиях произошла перемена взглядов многих обществоведов на марксизм-ленинизм, в том числе на его роль и значение в описании, объяснении и прогнозе госу­дарственно-правовых явлений и процессов.

Такие, казалось бы, неоспоримые на предыдущем этапе его по­ложения и догмы, как вывод об определяющем классовом факторе в возникновении государства и права, о прямой связи государства и права с общественно-экономической формацией, о последователь­ной смене типов государств - от рабовладельческого к социалисти­ческому - ио социалистическом типе как высшем, об «отмирании» государства и права и ряд других, не выдержали испытание време­нем, оказались несостоятельными и утопическими.

При этом, однако, надо учитывать, что марксистско-ленинский этап в развитии отечественной теории государства и права был обусловлен как уровнем государственно-правовых знаний XIX -начала XX века, так и конкретно-историческими условиями об­щественной жизни России, политической борьбой, иными объек­тивными и субъективными факторами. . .

Особенно это проявилось во взглядах сталинизма и неостали­низма на государство и право. Подчеркивание роли государства как главного орудия строительства социализма и коммунизма приве­ло в конечном счете к становлению тоталитарного, антидемокра­тического государства, поглощению государством общества и лич­ности, к появлению режима личной власти с его произволом, мас­совыми нарушениями прав и свобод граждан. Упор на принуди­тельную силу государства и права придал карательным государ­ственным органам непомерное значение и вызвал чудовищные формы их использования для укрепления режима личной власти.

Определение главной задачи социалистической законности как защиты государственной собственности (и ничего более, по опреде­лению Сталина) вообще вывело из сферы деятельности правоохра­нительных органов защиту прав и свобод человека, отодвинуло граж­данина на самый задний план государственно-правовой жизни.

Перечень этот можно было бы продолжить, но главное все же заключается не столько в критическом осмыслении отдельных положений сталинизма и неосталинизма по вопросам государства и права, сколько в понимании глубокой социальной порочности всей теоретической государственно-правовой концепции Сталина и его единомышленников. Доведя до абсурдных, догматических форм отдельные, весьма спорные теоретические положения Мар­кса, Энгельса, Ленина (об определяющей роли насилия в развитии общества, о формах и интенсивной классовой борьбы, отмира­нии классов, о диктатуре пролетариата, руководящей роли ком-

17

мунистической партии и т.д.) и, самое главное, применив эти дог­мы на практике, Сталин и его сторонники создали тоталитарные социалистические государства, причинившие неимоверные духов­ные, материальные, нравственные страдания народам, в том чис­ле и российскому народу. И, как показал исторический опыт, ста­линизм и неосталинизм вообще дискредитировали коммунистичес­кие идеалы в жизни общества, в том числе и в государственно-правовой сфере.

Избавляясь от этих догм и положений, современная отечествен­ная теория государства и права учитывает, что наряду с марксис­тско-ленинскими взглядами на государство и право всегда суще­ствовали и существуют немарксистские теории.

Они имеют разное содержание, используют разную методоло­гию, делают разные выводы о государственно-правовых явлениях и процессах. Диапазон их весьма широк. Например, в отношении функционирования и развития права можно выделить несколько концепций: психологическую, социологическую, нормативистс-кую, нравственную (естественно-правовую). Возникновение права объясняли по-разному: теологическая (религиозная) концепция, историческая школа права, позитивизм и т.д.

Большое значение для понимания сущности и форм демокра­тии, функционирования государства имела и имеет концепция разделения властей Монтескье. Богатые по содержанию, яркие по форме концепции характеризовали в XVIII - начале XX века и рос­сийскую теоретическую государственно-правовую мысль.

Основные из этих концепций будут подробно рассмотрены в дальнейшем, при освещении конкретных теоретических государ­ственно-правовых вопросов.

Здесь же надо подчеркнуть следующее. Длительное время в рамках марксистско-ленинской теории государства и права все они отвергались как ненаучные, идеалистические, метафизические, обслуживающие интересы эксплуататорских классов - приклеи­вались к ним и иные уничижительные ярлыки.

Главную задачу ортодоксальные представители марксистско-ленинской теории государства и права видели и видят в критике, даже разоблачении этих немарксистских теорий.

Разумеется, было бы неверным утверждать сейчас, что все эти концепции, возникшие в разные времена, у разных народов, в конкретно-исторических условиях, являются безусловно верными, что их надо безоговорочно принимать, что они не подлежат кри­тическому осмыслению и т.п.

Вместе с тем современная теория государства и права должна извлечь и из этих теорий все то позитивное, что они содержат, что

помогает глубже понять природу таких сложных социальных ин­ститутов, как государство и право, а не отвергать их с порога, как это делалось раньше только потому, что они были немарксистски­ми. Таким образом, наряду с обновлением должна существовать и определенная преемственность в развитии государственно-пра­вовой мысли.

Особенно большие перемены в этой связи происходят в мето­дологии теории государства и права.

Если знание предмета теории государства и права позволяет четко отвечать на вопрос, что изучает эта наука, то знание мето­дологии позволяет дать ответ на другой важнейший вопрос: как наука это делает, с помощью каких методов и приемов.

Дело в том, что методология любой науки также не является произвольно придуманным, привнесенным извне набором спосо­бов и приемов изучения. Методология является объективно опре­деляемой предметом изучения, вытекающей из общих концепту-^ альных подходов, уровня научного знания, частью каждой науки, ее существенным элементом. Методология представляет собой си­стему методов, набор способов и приемов исследовательской дея­тельности, знания о них. Но объективно эта система, этот набор задаются природой изучаемых явлений и процессов, вытекает из общего методологического состояния научного знания, научных интересов.

Своей методологии объективно требует и получает ее современ­ная теория государства и права.

Это приходится подчеркнуть, т.к. на предыдущем, марксистско- ленинском, этапе своего развития отечественная теория госу­- дарства и права, разделив все методы на основной и частные, ис­ пользовала, главным образом, лишь так называемый основной ме­ тод - материалистическую диалектику. И если бы опять же не было догматизации и вульгаризации диалектико-материалистичес- кого метода, в таком подходе не было бы ничего страшного. Ведь в рамках этого метода государство и право рассматривается как раз­ вивающиеся, динамичные социальные институты. Причины их развития коренятся в материальных условиях жизни общества. Противоречивый характер этого развития также признается мате­ риалистической диалектикой. '

Словом, все бы ничего, если бы этот метод не противопостав-лялся'всем иным, которым придавалась роль вспомогательных, частных, второстепенных методов. И их умаление лишало теорию государства и права знаний реальных государственно-правовых явлений и процессов, придавало ей схоластический, умозритель­ный характер, снижало научную обоснованность ее рекомендации.

18

19

Особенно это касалось социалистического типа государства^ ког­да неиспользование социологического, сравнительного, статисти­ческого методов, правового эксперимента затушевывало научные знания об этом типе государства, приводило к его необоснованной апологетике.

В свою очередь гиперболизация материалистической диалекти­ки превращала методологию в искусственные поиски «восхожде­ния» научного знания от конкретного к абстрактному, к схолас­тичным рассуждениям об отсутствии в социалистическом государ­стве антагонистических противоречий и т.д.

Надо отчетливо понимать, что кризис социалистической идеи в том виде, в каком она была осуществлена в тоталитарном соци­алистическом государстве и его правовой сфере, одновременно означал и кризис догматизированной материалистической диалек­тики. Ведь, опираясь на такие догмы диалектики, как, например, единство и борьба противоположностей, Сталин и его единомыш­ленники утверждали о бесконечной и все усиливающейся классо­вой борьбе в социалистическом обществе. Известно, к каким ге-ноцидным формам борьбы с собственным народом привел этот перенос «диалектического» знания в 20-30-х годах в России на процессы коллективизации, устранение творческой интеллигенции из общественной жизни и т.п. А что стоили российскому обществу «диалектико-материалистические» утверждения об определяющей роли общественного бытия в его' соотношении с общественным сознанием, в каких чудовищных, извращенных формах принялись приводить индивидуальное сознание многих людей в соответствие с социалистическим тоталитарным бытием. Да и до сих пор поло­жение о том, что «общественное бытие определяет общественное сознание», как бы спорно оно ни было, подменяется расхожим утверждением, что «бытие определяет сознание». При таком под­ходе, по сути, утверждается, что сознание индивида (его установ­ки, стереотипы, догмы, мифы и т.п.) должны определять только то бытие, та среда, в которой он живет. Разумеется, нет ничего более вульгарного, чем определение духовного мира конкретного человека исключительно его бытовыми, в том числе жилищными, трудовыми, семейными условиями. Их, разумеется, нельзя игно­рировать, но нельзя и сводить исключительно к ним все многооб­разие духовной и нравственной жизни каждого конкретного чело­века. Кроме того, изположения «бытие определяет сознание» можно выводить самые разные, в том числе и самые вздорные, требования. Но, к счастью, как часто сознание индивида не соот­ветствует его конкретному бытию, да и конкретное бытие не соот­ветствует индивидуальному сознанию.

Но главное заключалось все же в том, что под вульгаризиро­ванные и пронумерованные Сталиным в «Кратком курсе ВКП(б)» догмы материализма и диалектики подгонялась и методология всех иных наук, в том числе и юридической науки. При этом игнори­ровались многие направления и особенности методологии теории государства и права.

А ведь широкое использование только одного сравнительного метода, при котором идет сопоставление правовых систем, отрас­лей права и других структурных элементов государственно-право­вой жизни разных обществ, сразу бы показало, какие пробелы, недочеты и упущения существуют при социалистическом государ­стве в сфере защиты прав и свобод граждан. Правдивая правовая статистика сразу бы позволяла на основе ее анализа и обобщения получить научные знания о причинах и формах правонарушений, преимущественно репрессивной роли правоохранительных органов и т.д. Социологический метод позволил бы установить и измерить роль социальных факторов, их влияние на государственно-право­вое развитие общества.

Только в 70-80-х годах положение с методологией юридичес­кой науки несколько изменилось: были предприняты серьезные усилия ряда ученых-юристов поднять методологическую основу отечественной теории государства и права за счет активного и широкого использования социологического и статистического методов при изучении эффективности действия права. Получили развитие в этот период и взгляды о необходимости использовать кибернетический метод, правовой эксперимент и ряд других.

Теория государства и права тесно связана и с такими обществен­ными науками, как философия, социология, политическая эконо­мия, политология, этнография, и связь эта, главным образом, про­ходит именно в методологической сфере научного познания. По­этому использование социологического, сравнительного, формаль­но-логического метода существенно обогащает методологию теории государства и права.

Правовой эксперимент - опытная проверка закона на ограничен­ной территории - использовали в правотворчестве России еще в XIX веке. Разумеется, может быть полезным и творческое использова­ние материалистической диалектики — важного методологическо­го арсенала философии. Также значимо было бы использование кибернетических методов (например, подход к управляемым про­цессам с учетом обратной связи, обязательного соответствия «раз­нообразия» управляющей и управляемой систем и т.п.). Но в на­стоящее время происходит и дальнейший процесс усиления собствен­но методологической базы теории государства и права.

20

21

Во-первых, надо учитывать, что наука имеет свои собственные, присущие только ей методы познания государственно-правовой действительности, она начинает выдвигать их на передний план, развивать и совершенствовать.

Одним из таких методов является догматический (от «догма» - правило, установленное положение), или формально-логический метод. Он особенно хорош при изучении нормативных сторон пра­вовых систем (законов и других нормативных актов, их системы). Этот метод позволяет выявить несоответствие тех или иных пра­вовых норм реалиям общественной жизни, противоречия право­вых актов между собой и т.д. И, следовательно, позволяет на на­учной основе поставить вопросы о принятии новых законов, из­менении или отмене действующих правовых актов.

Во-вторых, теория государства и права постепенно начинает впитывать и методологию, идущую от синергетики - формирую­щейся новой науки о самопроизвольных, самоорганизационных, случайностных процессах. Эти методологические идеи позволяют лучше понять различные процессы самоуправления и управления в государственно-правовой сфере, особенно при развитии демокра­тических начал в местном самоуправлении, в структуре исполни­тельной власти. Новые данные о конструктивной роли случая в общественном развитии глубоко объясняют субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяют наряду с закономерными причинно-следственными связями учитывать и случайностные, вероятностные связи.

В-третьих, теория государства и права, усиливая свою материа­листическую методологию, избавляется от вульгаризованных идей о решающем влиянии экономического базиса на все стороны госу­дарства и права. Она начинает привлекать в свой методологический арсенал знания о роли экологического фактора в жизни общества, в том числе влиянии многих природных процессов на государствен­но-правовую жизнь, раскрывает глубокую взаимосвязь не только государства и общественно-экономического строя, но и государства и экологии. В теории государства и права требования современно­го экологического императива (сохранение сферы обитания челове­ка) начинают преломляться в оценке многих государственно-право­вых явлений и процессов по этому, экологическому, критерию.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод теории госу­дарства и права представляет собой объективно существующую большую совокупность (систему) способов и приемов, с помощью которых познается предмет этой науки.

На этой новой многогранной методологической основе и фор­мируется принцип научности в изучении государства и права. Этот

принцип предполагает избавление от мифотворчества, утопизма и вульгаризма, утверждает примат объективного научного знания над сиюминутными интересами тех или иных классов, социальных групп или отдельных ученых. Научная истина при описании, объяснении и прогнозировании государственно-правовых явлений и процессов должна быть превыше всего. Только так раскрывает­ся современное содержание принципа научности.

В этом своем качестве принцип научности противостоит так Называемому принципу партийности, который длительное время объявлялся основным принципом марксистско-ленинской теории государства и права.

Утверждалось, что только та теория государства и права будет научной, которая будет подходить к государству и праву с пози­ции интересов рабочего класса, программных положений комму­нистической партии, т.к. эти классовые интересы выражают ос­новные тенденции общественного развития, а программные поло­жения содержат объективные научные знания, полученные марк­сизмом в государственно-правовой сфере, их высший и закончен­ный научный уровень.

Разумеется, государство и право, эти действительно социальные институты, органично связанные и по происхождению, и по раз­витию с различными классовыми интересами, представляют аре­ну столкновения и согласования социальных, классовых, нацио­нальных интересов. Но сводить только к этим интересам и поло­жениям, их отражающим, сущность государства и права, как это делалось в марксистско-ленинской теории государства и права, было бы принципиально неверно.

По существу, вся марксистско-ленинская государственно-пра­вовая концепция была идеологизирована, базировалась на прин­ципе партийности, на том уровне догматизированных конкретно-исторических знаний, который был характерен для XIX - начала XX века, соответствовал условиям политической борьбы. Разуме­ется, вообще отказаться от связи теории государства и права с обобщением и осмыслением роли классов и партий в возникнове­нии и развитии государства и права также было бы неверным.

Но на современном этапе развития теоретического знания не­состоятельность принципа партийности, который требовал оцен­ки тех или иных положений теории государства и права в зависи­мости от того, нужно ли это было, выгодно ли это было субъек­тивно истолковываемым интересам рабочего класса, коммунисти­ческой партии, стала совершенно очевидной.

Словом, получение объективно достоверного знания - такова та основная методологическая задача, которая стоит сейчас перед

22

23

теорией государства и права и начинает реализоваться в ее иссле­довательской деятельности. Необходимо отметить также, что но­вое, современное состояние теории государства и права позволяет ей выступать мощным средством формирования нового юридичес­кого мировоззрения российского общества, столь необходимого ему в условиях политических, экономических и правовых реформ. Теория государства и права также способствует и формированию российского юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций, необходимой политической и правовой культуры. Без специально подготовленных юристов не может фун­кционировать правовая система - это знали еще в Древнем Риме. И для современной российской действительности эта проблема становится особенно актуальной. Только юрист, эрудированный, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированные на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктив­но работать в современном мире. И не случайно профессия юрис­та стала самой престижной среди молодежи - ей отдает ныне пред­почтение значительная часть поступающих в вузы.

<< | >>
Источник: Венгеров, Анатолий Борисович. Теория государства и права: Учебник. 2005

Еще по теме Глава первая ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА:

  1. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава первая. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА
  2. Глава 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
  3. Глава 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  4. Глава 1. Теория государства и права как фундаментальная юридическая наука: современное состотяние и перспективы развития § 1. Место теории государства и права в системе наук
  5. ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
  6. Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  7. Раздел первый ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Глава 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  8. Глава 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
  9. § 1. Теория государства и права - общетеоретическая общественная наука
  10. Тема 1. Теория государства и права как наука
  11. Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
  12. Теория государства и права как наука
  13. Раздел I ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА Тема 1 ПОНЯТИЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК
  14. Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
  15. Общая теория государства и права как методологическая наука правоведения.
  16. ТЕМА № 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
  17. Тема 1. Теория государства и права как наука.
  18. Теория Государства и Права как юридическая наука
  19. ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
  20. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА