<<
>>

1.5. Подходы и методы юридической науки: вопросы теории права

Расчет исключительно на самоорганизацию правовой действительности, абсолютизация метода проб и ошибок абсурдны. В целях выработки прогноза развития отечественной правовой системы мы обращаем внимание на, пожалуй, главную сущностную ее особенность – прочную духовно-культурную основу.

Эта основа содержит многовековые религиозные и нравственные устои (прежде всего заповеди Божьи, идеалы любви, добра и красоты, приоритет духовного над материальным, взаимопомощь, уважение к человеческому достоинству, тесная связь права с религией). По этой причине российскую правовую систему невозможно строго относить к романо-германской правовой семье. Отечественная правовая система остается уникальной в своей самобытности. Нами обосновывается идея о том, что именно в духовно-культурной основе российской правовой системы заключены ресурсы успешного реформирования как ее самой, так и общества в целом. Построение правового общества и правового государства в России видится нам на путях всемерного учета традиций отечественной правовой культуры, не отрицания, а, наоборот, упрочения самобытной духовно-сущностной константы российской правовой системы.
Эта концептуальная идея может быть положена в основу стратегии российских реформ.

Ответы на сложнейшие методологические вопросы возможно дать в рамках духовно-культурного, а не формально-юридического подхода. Духовно-культурный подход дает возможность акцентировать внимание не на поверхностных, а на глубинных, общекультурных, первичных, фундаментальных, духовных основаниях права. С помощью этого подхода правовая реальность интегрируется в духовно-ментальный, нравственный, культурологический страт социума, синтезирует разнообразные юридические явления в один, общий контекст.

Без понимания духовно-культурных основ права все типы правопонимания обречены на неполноту, фрагментарность.

Духовно-культурный подход позволил нам рассматривать правовые реалии не в виде самодовлеющих, изолированных социальных величин, объединенных лишь в правовую систему, а в форме их органической включенности в единый дух и культурную традицию российского общества, в виде их всеобщей связанности с иными феноменами человеческой цивилизации. Движение юридического духа в данном общекультурологическом контексте не является хаотическим и безсмысленным, а представляет собой лишь составную часть общего развития духа общества.

Духовно-культурный подход позволяет сформировать модель бытия права сквозь мировоззренческие и ментальные предельные смыслы. Дух права при этом открывается через все его метафизические измерения (истина, добро, красота) в диалектике личностной и надличностной духовности, через весь комплекс духовности русской национальной культуры. Нам не пристало стыдиться своей культуры, ведь сколь бы однополярным не становился мир, Америка так и не стала резервуаром вселенской духовности. Между тем опыт дискуссий на международных форумах демонстрирует значительное превосходство эрудиции и широты мышления российских ученых, в то время как западная юридическая мысль застыла в упрощенных стереотипах.

Импульс возрождения отечественного правоведения нам видится в использовании богатейшего религиозно-философского наследия. Сопоставление категорий и ценностей современной юриспруденции с религиозно-нравственным наследием имеет огромное научное значение и не может не интересовать ученого-правоведа, поскольку правоведение изучает воплощение в историческом процессе тех или иных идей.

Древнерусская правовая мысль может быть идентифицирована как религиозно-философская, православная. Возвращение в научный оборот произведений святоотеческой литературы, трудов русских религиозных философов права позволило нам под новым углом зрения взглянуть на проблемы права. Поразительно, как можно было не замечать семантическую и смысловую родственность слов ПРАВО и ПРАВОСЛАВИЕ в русском языке! И если мы захотим подойти к изначальному, исконному пониманию права, сформировавшемуся у русского народа еще в древности, то обязательно должны будем исходить из того понятийного пространства, которое очерчивается христианской философской мыслью и складывается из взаимосвязи проблематики добра и зла, вопросов, касающихся порядка бытия и его отношения к воле Бога.

«Все глубочайшие русские мыслители и философы, - заметил С. Франк, - были одновременно религиозными философами и богословами»[94]. Не случайно самые глубокие работы по правоведению до 1917 г. оставили нам воцерковленные люди С.Н. и Е.Н. Трубецкие, А.С. и Д.А. Хомяковы, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев и др. Их имена возвращены в науку сравнительно недавно, но именно они и составляют ту русскую правовую культуру, наследниками которой мы являемся. Они воспроизводили и поддерживали Идею права, припадая к непреходящим правовым памятникам и вечному источнику подлинно правового учения.

В ХХ в. правовой идеал русской философии не поддерживался в полной мере. Впрочем, общетеоретической юридической науке в советский период удавалось не быть полностью марксистско-ленинской. Правовая традиция России оказалась сильнее идеологических влияний. Теория права и государства оставалась в некоторой степени эмансипированной от грубых политических заказов тогдашней конъюнктуры.

Таким образом, мы переводим проблему религиозно-философской традиции в плоскость методологии. С этой точки зрения традиция предстает как универсальный познавательный принцип в понимании права. Ожидаемое возрождение юридической науки нами связывается не с плюралистической методологией, рассчитанной на деконструкцию права и его фрагментарное изучение. Именно обращение к русской философии права, как философии преимущественно религиозной, обеспечивает целостное восприятие права с учетом его изначального предназначения в человеческом сообществе. Такое методологическое решение приводит к почти недоступному для европейской юриспруденции осмыслению права на основе непреходящих ценностей мироздания.

<< | >>
Источник: В.В. Сорокин. История и методология юридической науки: учебник для вузов /под ред. д-ра юрид. наук, профессора В.В. Сорокина. – Барнаул,2016. – 699 с.. 2016

Еще по теме 1.5. Подходы и методы юридической науки: вопросы теории права:

  1. 2.1. Методология науки. Понятие метода теории государства и права. Методологический плюрализм
  2. ВОПРОС 3 Понятие, предмет, методы и задачи науки административного права
  3. 2.2. Структура методологии юридической науки и классификация основных методов изучения государства и права
  4. Система методов теории государства и права, ее место и роль в системе юридических и общественных наук
  5. Предмет науки теории государства и права. Структура и функции теории государства и права какнауки и учебной дисциплины
  6. Учебный материал состоит из пяти частей: общеметодологических вопросов теории государства и права, общего учения о государстве, теории права, теории правового поведения и теории правового государства ка
  7. 1.3. Предмет и метод экономической теории Формирование научного подхода
  8. Вопрос 54. Становление экономической теории как самостоятельной науки
  9. § 3. Структура науки теории государства и права
  10. Характеристика теории государства и права как науки.
  11. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.