<<
>>

§ 1. Понятие и признаки государства. Классические подходы к пониманию государства

Развитие представлений о государстве, его роли, месте в жизни че­ловеческого общества и тенденциях развития в современном мире про­должает оставаться важной темой не только научного дискурса, но и ак­туализируется в связи с переменами, происходящими на международной арене, которые связанны с процессами глобализации, появлением новых акторов мировой политики, сочетанием явлений интеграции и фрагмента­ции, как на локальном, так и глобальном уровне, повышением практиче­ской значимости вопросов управляемости социума, решение которых не­возможно осуществить без участия стабильных и функциональных госу­дарств.

В связи с этим уточнение представлений о государстве и государ­ственности, сопоставлении этих понятий и их трактовке в современной науке, представляется значимой темой, позволяющей выявить место и роль российского государства, перспектив его развития в контексте особенно­стей формирования самой российской государственности[122].

Теологический подход. Обобщая множество теорий понимания го­сударства, К.

Шмитт утверждает, что все точные понятия современного учения о государстве представляют собою секуляризованные теологиче­ские понятия. Не только по своему историческому развитию, ибо они были перенесены из теологии на учение о государстве, причем, например, все­могущий Бог становился всевластным законодателем, но и в их системати­ческой структуре, познание которой необходимо для социологического рассмотрения этих понятий. Чрезвычайное положение имеет для юриспру­денции значение, аналогичное значению чуда для теологии[123].

Ю. Т. Лисица приводит множество примеров о параллельном раз­витии мировых религий и феноменов государственности[124]. В частности, она утверждает, что имеются исторические примеры создания религии и государства как единого и неразрывного процесса — ислам и халифат.

Здесь и религия (церковь), и государство (халифат) создаются одновре­менно человеком Мухаммедом (хотя и пророком, но не самим Богом), ко­торый считал, «что развитие индивида в целом будет более успешным, ес­ли он станет сочетать религию и политику, как две составные части едино­го целого»[125] [126]. По-другому, здесь налицо эмпирические и психологические конституенты. Римский католицизм с его государственными конституен- тами — папизмом, целибатной бюрократией, иезуитством, клерикализмом и др. — другой важный пример человеческого опыта сращения Церкви и государства (папоцезаризм) в отличие от другого также человеческого опыта цезаропапизма, когда царь доминирует в таком единстве.

По мнению, протопресвитера Российской православной церкви Ни­колая Афанасьева, «римский кесарь не склонен был к покаянию государст­ва и к отказу от тех принципов, на которых покоилась империя. Если бы даже он хотел, то не мог бы этого сделать, не разрушая «рах готапа», т. к. единственным ее принципом могло быть только право. Он остался кеса­рем, сделавшись христианином, и внес в Церковь языческое имперское сознание. Он стал господствовать в Церкви, как он господствовал в госу­дарстве, тем более что ясные границы были стерты между Церковью и го­сударством»133.

Достаточно своеобразно сформулировал понятие государства Н. А. Бердяев, согласно которому, духовные значения, символы, ценности в лице человеческих поколений, камней церквей, дворцов, усадеб, кресть­янских изб, могильных плит, старых рукописей, заветов отцов — вот госу­дарство в форме национального духа. И чтобы постичь его, уловить волю народа, нужно видеть эти камни, читать истлевшие страницы, слышать го­лос пращуров[127].

Рассматрпивая гогсударство в ритуальном смысле, утверждает, что государство — субстанция ценностная, питаемая народным национально­патриотическим сознанием. Формально государство — держава с при­знанной символикой — флагом, гербом, гимном. Неформально государст­во — родная Земля, вверяющая потомкам минувшую судьбу предков.

Ум­ственно болезненно и дико любить государство. Любить можно Отечество, Родину. Нюанс, однако, в том, что язык не располагает лексемами, четко дифференцирующими «государство», «державу», «Землю», «Отечество», «Родину». В концепте «государство» — синкретизм всех этих понятий. В контексте сказанного государство — не механический конгломерат ве­домств, а органическое отношение к нему граждан, расценивающих его как свою Землю, Отчество, Родину. От того история государства есть ис­тория нации, история народно-национального духа[128].

Государство рассматривается как творение рук божьих, «божий промысел» (Фома Аквинский, Жак Маритэн). Данной точки зрения, при­держиваются ученые-теологи мусульманской конфессии, в частности ор­тодоксальные исламисты, а также представители «неотомизма» католиче­ской церкви.

Социологическая концепция понимания государства. С точки зре­ния социологической концепции государство представляет собой не столь­ко стоящую над обществом совокупность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществляющих управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые объеди­няются в единое целое при помощи политических, управленческих про­цессов и отношений. В частности, Л. С. Мамут отмечает: «Государство публичновластным образом организованный народ»[129] [130].

Представленная научная позиция дает достаточно глубокое пони­мание феномена государства. Государство - это не только и не столько особый аппарат управления обществом, сколько организация, интегри­рующая социально дифференцированное общество для сохранения его су­ществования и обеспечение наилучшего дальнейшего развития. Это под­черкивает Л. А. Тихомиров в своем определении: «Государство - это союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной власти».

Таким образом, можно говорить не столько о государстве как об аппарате власти, сколько о государственно-организованном обществе.

Изучая государство, его нельзя отрывать от общества, можно лишь в неко­торой степени абстрагироваться, государство без общества не существует. Поэтому вопреки тенденции вводить в определение государства норматив­ные конструкции и опредеять его по нормативным признакам, последова­тели данного понимания государства, уделяют большое внимание соци­альным признакам. Так, Э. А. Позднякова в своей работе дает следующее определение: «Государство, следовательно, - это единство общества и

власти, или общества и соответствующего государственного устройст- 139

ва» .

Современные научные словари, также по-разному интерпретируют понятие государства. Государство - это независимая централизованная со­циально-политическая организация для регулирования социальных отно­шений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, распо­ложенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт - правителей и управляемых. Отношения между этими слоями ха­рактеризуются политическим господством первых и налоговыми обяза­тельствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип ре- ципрокности»[131]. Государство - публичная и легитимная (нормативно вы­раженная) сила общества[132], основной институт политической системы, форма организации и орудие публичной политической власти[133], представ­ляет собой политическую целостность, созданную национальной или мно­гонациональной общностью на определенной территории, располагающую легитимным правом на применение насилия[134].

В отечественной теории государства и права наибольшее признание получил социологический подход.

Еще в дореволюционный период российской государственности из­вестный русский юрист Н. М. Коркунов считал, что государство - это об­щественный союз, представляющий собой самостоятельной принудитель­ное властвование над свободными людьми[135] [136].

Другой российский правовед Б.

А. Кистяковский отмечал, что «го­сударство есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своей собственной, самостоятельной и первичной, то есть ни от кого не за­висимой, властью»143.

Синтезируя формулировки оциологическго подхода можно рас­сматривать следующее определение понятия государства.

Государство - это определенный тип общества, находящегося на высокой ступени политического, социально-экономического и культурно­го развития (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Им­мануил Кант).

Марксистский подход. Опираясь на принцип материального един­ства мира, марксистко-ленинская теория установила, что государство при­надлежит к области общественных явлений. Следовательно, для научного понимания его природы необходимо исследование структуры общества, к которой принадлежит государство как составная часть политико­юридической надстройки. Авторы марксизма- ленинизма и их последова­тели доказывали, что сущность государства определяет классовая структу­ра общества, господство тех или иных классов в данной системе общест­венных отношений и, следовательно, создания ими государства как орудие его господства. Экономические, классовые и идеалистические факторы, обуславливающие сущность государства, определяют и его основное соци­альное назначение - регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Система политического господ­ства классов в обществе с антагонистическими отношениям охватывается понятием диктатуры, т. е. подчинения деятельности всего населения инте­ресам экономически господствующего класса.

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Так, Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое

конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не

146

что иное, как машина для подавления одного класса другим» .

В приведенное определение некоторые изменения внес В. И. Ленин, он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[137] [138].

Арифметический подход. Разработанный в трудах мыслителей ан­тичности (Платон, Аристотель), которые представляли государство сово­купность трех элементов: населения, территории, публичной власти.

Юридический подход. Государство - это субъект права, который вступает в различные правоотношения с гражданами, обществом, другими государствами (Ганс Кельзен, Георг Еллинек).

Кибернетический подход. Государство - это глобальная информа­ционная система, в которой осуществляется обмен управленческой ин­формацией между государственными институтами с одной стороны и лич­ностью, обществом, его социальными институтами, с другой стороны. В случае ослаблении двухсторонних связей государства с обществом, госу­дарство разрушается. Успешная работа государственной системы зависит от способности к упреждению, от способности правительства видеть пер­спективу и предпринимать необходимые действия в случае появления уг­роз достижению цели. (Карл Вольфганг Дойч).

<< | >>
Источник: А.В.Юрковский.. Теория государства и права : учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. - Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2016. - 620 с.. 2016

Еще по теме § 1. Понятие и признаки государства. Классические подходы к пониманию государства:

  1. § 2. Понятие и признаки государства. Современные подходы к пониманию государства
  2. Вопрос 1. Понятие и признаки государства. Плюрализм в понимании и определении государства
  3. Подходы к пониманию государства
  4. Глава 8. Исторические типы государства: понятие и подходы к выделению типологических признаков
  5. § 2. Основные современные подходы в понимании сущности государства
  6. § 2. Современные подходы в понимании правового государства
  7. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРИЧИН ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
  8. 4.1 Многозначность термина «государство». Основные подходы к определению понятия государства
  9. Глава 3. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ 3.1. Понятие и основные признаки государства
  10. 1. Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства
  11. ПОЛИТИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРИЧИН ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
  12. Раздел II СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВО В ЕДЕНИЯ Тема 3 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРИЧИНАМ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
  13. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВО» И «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО». ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
  14. Механизм государства: понятие, признаки, принципы. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти.
  15. 1. Механизм государства. Структура механизма государства. Государственный орган: понятие, признаки, виды.