<<
>>

§ 3. Право и мораль

Понятие морали. Мораль (фр. «morale» от лат. «moralis» – нравственный) – это представления людей о добре и зле, о долге, чести и достоинстве, справедливом и несправедливом, похвальном и постыдном и т.

д. и соответствующие этим представлениям принципы и нормы поведения. То есть данным понятием обозначается, во-первых, одна из форм общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде исторически обусловленных представлений людей о добре, зле, долге, чести, достоинстве и т. д., и, во-вторых, основанные на этих представлениях принципы и нормы поведения. В данном вопросе под моралью мы будем понимать не столько представления людей о добре, зле, долге, чести, достоинстве и т. д., сколько основанные на этих представлениях нормы поведения.

Следует заметить, что в литературе и в обиходе наряду с понятием «мораль» часто используется понятие «нравственность». И хотя в этике – науке о морали – данные понятия нередко различают, в юриспруденции их обычно употребляют как равнозначные.

Соотношение права и морали. Соотношение права и морали (нравственности) в юридической науке принято рассматривать с четырех точек зрения: единства, различия, взаимодействия и противоречий.

Единство права и морали принято видеть в наличии у них общих черт. К этим общим чертам по сути дела относятся признаки, которые присущи всем социальным нормам. Во-первых, право и мораль – это правила поведения людей, обладающие свойством нормативности. Во-вторых, это правила поведения общего характера. И, в-третьих, это основные регуляторы общественных отношений. Кроме того, среди общих черт права и морали выделяются и некоторые другие. В частности обращается внимание на то, что право и мораль – фундаментальные исторические ценности, показатели цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса; что они обусловлены экономическими, а также политическими, социально-культурными и иными факторами; являются продуктами сознательно-волевой деятельности людей; выступают в качестве меры свободы и определяют ее границы и т.

д.

Различие права и морали проявляется в следующем. Во-первых, они различаются по способу возникновения. Нормы права возникают в результате правотворческой деятельности. Они устанавливаются или санкционируются государством. Нормы морали никем не устанавливаются. Они возникают и складываются стихийно в процессе практической деятельности людей, получая признание со стороны тех, кто намерен ими руководствоваться: классов, социальных групп, коллективов людей, отдельных индивидов. Государство к их возникновению прямого отношения не имеет. Оно не устанавливает норм морали, хотя через право, политику, идеологию, средства массовой информации может оказывать влияние на их становление.

Во-вторых, право и мораль различаются по форме внешнего выражения. Нормы права в подавляющем своем большинстве закрепляются в официальных письменных источниках: нормативных правовых актах, нормативных договорах, юридических прецедентах и т. д. В отличие от них нормы морали обычно не закрепляются в каких-либо специальных письменных источниках. По большей части они живут в сознании людей и выражены в общественном мнении, хотя некоторые из них могут быть в той или иной форме закреплены в произведениях литературы и искусства, религиозных источниках (Библия, Коран), программных и уставных документах политических партий и иных общественных объединений и т. д.

В-третьих, различие норм права и норм морали можно провести по степени их определенности. Нормы права по большей части – это формально-определенные правила поведения. Они имеют письменную форму и сконструированы в виде четких, определенных, конкретных предписаний. В нормах права содержатся указания на предмет регулирования (вид общественных отношений), участников регулируемых отношений, их права и обязанности, меры ответственности и др. Нормы морали формальной определенностью не обладают и не представляют собой четко сконструированных, конкретных правил поведения. Они носят более общий, чем нормы права, характер и представляют собой чаще всего принципы или линию поведения.

В-четвертых, право и мораль различаются по степени обязательности. Нормы права, как уже неоднократно отмечалось, – это общеобязательные правила поведения. То есть они обязательны для всех без исключения членов общества. Они не могут быть обязательны для одной части общества и не обязательны для какой-то другой. Всякий, кто подпадает под действие той или иной нормы права либо может, либо должен ей следовать. Этого нельзя сказать в отношении норм морали. Мораль в силу того, что она не представляет единой для общества, для страны системы норм, не может быть обязательной для всех. В обществе одновременно может действовать несколько моральных систем: классов, социальных групп, профессиональных слоев, индивидов. Помимо них в обществе существует также система общепринятых моральных норм. В этой связи нельзя согласиться с утверждениями отдельных авторов относительно общеобязательности не только норм права, но и норм морали.

В-пятых, право и мораль различаются также по способу обеспечения. Нормы права, как известно, обеспечиваются государством, его принудительной силой. При этом для норм права не существует исключений. Они все обеспечены государством. Моральные же нормы государством в целом не обеспечиваются. Они, по общему правилу, обеспечиваются внутренним убеждением человека и общественным мнением. Государство берет под свою защиту только отдельные, наиболее значимые для государства и общества нормы морали.

В-шестых, право и мораль по-разному оценивают поведение людей. Право оценивает поведение людей с точки зрения их юридических прав и обязанностей: как возможное и должное, как правомерное и неправомерное, как законное и незаконное, как наказуемое и ненаказуемое и т. п. Мораль же оценивает поведение людей с точки зрения добра и зла, честного и бесчестного, похвального и постыдного, благородного и подлого и т. д.

В-седьмых, право и мораль различаются также по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. В этом плане требования морали оцениваются значительно выше, чем требования права, несмотря на то, что правовые нормы предусматривают за некоторые противоправные деяния весьма суровые санкции (вплоть до смертной казни).

Тем не менее, например, мораль безоговорочно осуждает любые формы клеветы, обмана, нечестности, в то время как право пресекает только наиболее крайние и опасные их проявления. Или, скажем, мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, тогда как право наказывает лишь наиболее злостные случаи таких деяний.

Таковы основные различия права и морали, правовых и моральных норм. В то же время в литературе приводятся и другие отличительные особенности этих важнейших регуляторов общественных отношений. Так, например, многие авторы обращают внимание на то, что исторически мораль возникает раньше права (имеется в виду позитивное право), или, что сфера действия морали значительно шире, чем сфера действия права, поскольку нормы морали регулируют более широкий круг общественных отношений по сравнению с правом.

Взаимодействие права и морали выражается в их взаимном влиянии друг на друга. Как два важнейших вида социальных норм они, безусловно, не могут не влиять друг на друга в процессе регулирования общественных отношений. Влияние права на мораль выражается преимущественно в том, что право, как правило, берет под свою защиту основные нравственные ценности общества, обеспечивая общепризнанные нормы морали юридическими санкциями и усиливая тем самым действие морали. В результате этого нормы морали получают дополнительное, более мощное обеспечение со стороны государства. Например, глава 25 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности, а в п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что «гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности (курсив мой. – Н. П.), здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Вместе с тем право (позитивное) способно ограничивать действие морали и даже отбрасывать ее.

Ограничение действия морали чаще всего происходит тогда, когда нормы права вступают в противоречие с нормами морали. В таких ситуациях мораль, как правило, бессильна противостоять праву, поскольку право перекрывает действие морали как общеобязательный регулятор общественных отношений. Истории известны случаи и прямого отбрасывания позитивным правом общепринятых норм морали (например, расистские законы фашизма). Но в этих случаях позитивное право в лице законодательных установлений государства не может называться подлинным правом, поскольку такие законы расходятся с общечеловеческими представлениями о свободе, равенстве, справедливости.

Влияние морали на право выражается в том, что право любого цивилизованного государства основывается на господствующей в обществе морали. Поэтому влияние морали на право имеет место уже в процессе правотворчества, т. е. создания, установления норм права. Устанавливая нормы права, правотворческие органы вкладывают важнейшие нравственные требования общества в содержание правовых норм, подчиняя тем самым право действию морали. Немаловажную роль мораль играет и в процессе реализации и применения права. Многие нормы права указывают на определенные моральные критерии и оценки, которые должны использоваться при реализации и особенно применении правовых норм.

Тесное взаимодействие и взаимосвязь права и морали не исключают вместе с тем и противоречий между ними. Эти противоречия могут возникать в силу как объективных, так и субъективных причин. Объективные причины не зависят от людей, государства, правотворческих органов. К таким причинам, во-первых, могут быть отнесены материальные и прочие условия жизни общества. Например, кризисное состояние российского общества в недалеком прошлом крайне обострило противоречия между правом и моралью. Вследствие этого резко понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности, изменились социальные и духовные ценности. Мораль стала более терпима к противоправным деяниям, а право зачастую не реагировало на различные опасные для общества поступки.

Во-вторых, право и мораль – это совершенно разные регуляторы общественных отношений. Они по-разному оценивают поведение людей (право оценивает поведение с позиции правомерности или неправомерности, мораль – с позиции добра, справедливости и т. п.), предъявляют разные по характеру и строгости требования (мораль подходит к поведению человека более строго, чем право), используют разные методы воздействия (право опирается на методы убеждения и государственного принуждения, мораль преимущественно на методы убеждения). В-третьих, право стабильнее морали и может отставать от требований морали, которая, как считают некоторые исследователи, более динамична, чем право, но вместе с тем и более спонтанна.

Субъективные причины противоречий, возникающих между правом и моралью, наоборот, зависят от людей, от государства, правотворческих органов. Так, в государствах с антидемократическими режимами право зачастую не согласуется даже с элементарными нормами морали. Право нередко подвержено влиянию той или иной идеологии, что тоже может привести к коллизии между правом и моралью. Кроме того, не всегда действующие в обществе нравственные требования учитываются правотворческими органами.

<< | >>
Источник: Пьянов Н. А.. Теория государства и права : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Теория права. 2011

Еще по теме § 3. Право и мораль:

  1. § 3. Право і мораль
  2. § 3. Право і мораль
  3. 13.7 Право и мораль
  4. § 3. Право и мораль
  5. § 2. Право и мораль
  6. § 2. Право и мораль
  7. IL ПРАВО TA МОРАЛЬ
  8. Право і мораль
  9. ГЛАВА V ПРАВО И МОРАЛЬ
  10. 2. Естественное право, религия и мораль
  11. §865. Мораль – это право человека быть внутренне свободным при определении содержания своей собственной жизнедеятельности.