<<
>>

§ 3. Право в системе социальных норм

Право регулирует общественные отношения во взаи­модействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. В данном случае система рассматривается как взаи­модействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики.

Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального норматив­ного регулирования означает в данном случае соотнесе­ние правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Право и мораль. Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые при­сущи всем социальным нормам: общие правила, возни­кающие в связи с волей и сознанием людей, соответст­вующие типу культуры и характеру социальной орга­низации и т. д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются.

Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов обще­ства и государства.

Именно в этих процессах доми­нирующие в обществе идеи права и правовые пред­ставления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т. е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных ин­ститутов.

Мораль формируется в духовной сфере жизни об­щества, не институционализирована, т. е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опирают­ся на складывающиеся в сознании общества представ­ления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочно­сти и т. п., которые вырабатываются философией, ре­лигией, искусством в процессе этического осмысления мира.

При рассмотрении форм фиксации правовых и мо­ральных норм обращают на себя внимание различные формы их существования.

Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго опреде­ленных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.). Способы их фиксации должны отвечать строго уста­новленным требованиям с позиций и характера тек­стов и их атрибутов. Достаточно конкретен и круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права (органы правосудия, законо­дательные органы, субъекты договорных отношений и т. д.). Разумеется, различного рода высказывания, претендующие на статус правовых, могут содержаться и в иных текстах — философских, научных, литера­турных. Однако независимо от их культурной и соци­альной значимости, влияния на общественное созна­ние и других факторов юридического статуса они не имеют.

Моральные же нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали. Здесь важно подчеркнуть, что такого рода тексты создаются именно “по поводу” морали, а не содержат моральных норм, ибо последние по своей природе могут не иметь текстуального закрепления, документального характера.

Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм пра­вового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанно­сти субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возможных и должных действий, т. е. конкретных вариантов поведения субъек­тов. В противоположность этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздейству­ют путем формирования внутренних регуляторов лич­ности: ценностей, мотивов, установок и т. п. Други­ми словами, суть действия моральных норм состоит в формировании общих принципов, внутренних убеж­дений и установок желательного поведения (будь веж­лив и др.). Это означает, что регулятивное воздействие моральных норм не имеет, в отличие от норм правовых, заранее установленных способов поведенческой реали­зации.

Специфику способов и методов обеспечения юриди­ческих норм традиционно усматривают в их связи с госу­дарственным принуждением, функционированием осо­бых институтов государства и общества. При этом государственное принуждение актуализируется и как действительность, т. е. применение мер властного харак­тера, и как возможность, т. е. угроза такого применения. Важно подчеркнуть, что государственное принуждение является способом обеспечения юридических норм, а не просто произволом власти, поскольку осуществляется только специальными субъектами и в рамках установ­ленных законом процедур.

Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о спра­ведливости, долге, чести, совести и т. д. Гегель считал, что общественное мнение содержит принцип справедли­вости “в форме здравого смысла людей”[414].

Взаимодействие права и морали достаточно слож­но. Разумеется, в современном цивилизованном обще­стве право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Более того, принято говорить об общечело­веческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т. д.), которые и закреплены как нравственные принципы, и представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Следователь­но, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы, по крайней мере в странах европейской культурной традиции.

Вместе с тем в плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с суще­ствованием так называемой групповой морали, т.е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т. д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью.

Так, мы говорим об антисоциальной морали крими­нальных слоев общества, где налицо не просто безнрав­ственное, противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Более сложной является коллизия правовых и мо­ральных норм в обществах, находящихся в состоянии повышенной социальной динамики, переживающих ре­формы разного рода. В этих случаях неизбежно частич­ное разрушение общественной морали и правовой сис­темы общества (зависящее от степени кардинальности идущих реформ), сопряженное со сменой их типа. Однако переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур. Иначе говоря, между юридическими и моральными нормами возникает некоторая “историческая рассинхронизация”, что неиз­бежно порождает их коллизии. Правда, по сравнению с асоциальной групповой моралью они менее глубоки, но зато более масштабны.

Примером подобной коллизии может служить совре­менная ситуация с частной собственностью в России. Законодательное закрепление, формирование института частной собственности и все, что связано с существова­нием частного права, фактически не принимается опре­деленными слоями российского общества, воспитанны­ми на ценностях коллективистской морали и продол­жающие руководствоваться ее приоритетами.

Регулятивное взаимодействие права и морали доста­точно отчетливо отражено в юридических текстах. Так, в законодательных нормативных актах нередко исполь­зование оценочных понятий нравственного характера (недостойное поведение, цинизм, честь и т. п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридичес­кой оценки, а с другой — нарушение моральных принци­пов общества является в некоторых случаях достаточ­ным для наступления правовых последствий (санкций).

Таким образом, можно говорить о регулятивном взаимодействии морали и права. В целом же можно считать, что в процессе общественного развития просле­живается тенденция гармонизации механизмов взаимо­действия права и морали, связанная прежде всего с ха­рактером культуры и степенью цивилизованности каж­дого конкретного общества.

Право и обычаи.

Обычаи представляют собой об­щие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и де­ятельности и в силу длительности своего существова­ния вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного пове­дения, практической деятельности, а потому они труд­ноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсю­да высокая детализированность их предписаний, пред­ставляющих, по сути дела, достаточно подробное описа­ние самого поведения.

Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраня­ет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами. Собственно, обычай можно считать сформи­ровавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу поведе­ния он становится поведенческим стереотипом (привы­чкой) людей, поведенческой традицией сообществ, т. е. нормой поведения.

В обществе неразрывность с поведенческой и деятельностной практикой обусловливает наличие исклю­чительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях.

Следовательно, содержание обычая — это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регуля­тивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведе­ния с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.

Наконец, существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспече­ния, отсутствие необходимости в определенном принуж­дении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно.

Исторически обычаи относятся к числу самых ран­них социальных норм.

В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Обле­ченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т. п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактичес­ки не знают.

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущест­венно как “отношение” юридических норм к существу­ющим в обществе обычаям. Такое “отношение” сводит­ся к трем основным вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полез­ные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бы­товым поведением людей.

От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохра­нивший некоторое значение и в настоящее время.

При взаимодействии права и обычая сама обычная нор­ма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Дру­гими словами, в этом случае обычай приобретает юриди­ческий статус без его текстуальной формулировки в пра­вовом документе. В качестве примера могут рассматри­ваться ст. 134,135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.

Право и корпоративные нормы. Под корпоративны­ми нормами обычно понимаются правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распро­страняющиеся на его членов и направленные на обес­печение организации и функционирования данного сообщества. Наиболее распространенным примером кор­поративных норм являются нормы общественных орга­низаций (профсоюзов, политических партий, клубов разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы достаточно специфичны. Так, они создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей; распространяются на членов данного сообщества; закрепляются в соответствующих докумен­тах (уставе, кодексе и т. п.); обеспечиваются предусмот­ренными организационными мерами.

По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические: текстуально закреплены в со­ответствующих документах, принимаются по определен­ной процедуре, систематизированы. Однако на этом сходство фактически заканчивается, ибо названные нор­мы не обладают общеобязательностью права, не обеспе­чиваются государственным принуждением.

Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможнос­ти или нецелесообразности такого регулирования). Они “принадлежат” структурным единицам гражданского об­щества и отражают специфику природы последних.

В связи со сказанным важно отличать корпоратив­ные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, хотя действуют только внутри оп­ределенной организации, являются юридическими, по­скольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Другими словами, в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы.

Так, при нарушении положений учредительных доку­ментов акционерного общества, например порядка рас­пределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правово­го общества, демократического государства гармоничес­кое взаимодействие права с иными социальными норма­ми — необходимое условие его эффективности.

<< | >>
Источник: ЛЮБАШИЦ В.Я., МОРДОВЦЕВ А.Ю., МАМЫЧЕВ А.Ю.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2010

Еще по теме § 3. Право в системе социальных норм:

  1. § 2. Право в системе социальных норм
  2. Право в системе социальных норм
  3. § 2. Право в системе социальных норм
  4. Лекция 9. Право в системе социальных норм. Право и личность
  5. Тема 11. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
  6. Вопрос 3. Право в системе социальных норм
  7. Тема 3. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМ
  8. Г л а в а IX ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
  9. Тема 5. Право в системе социальных норм Российского общества.
  10. Глава 9. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
  11. Тема 7. Право в системе социальных норм общества
  12. § 1. Социальное регулирование общественных отношений и место права в системе социальных норм
  13. 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).
  14. Лекция 1. Необходимость регулирования общественных отношений с помощью социальных норм. Понятие и виды социальных норм
  15. 5.3. Место права в системе социальных норм
  16. § 2. Корпоративное право как система правовых норм
  17. ТЕМА 15. НОРМЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
  18. Выберите то, что не относится к признакам, которые отличают право от социальных норм первобытного общества:
  19. Социальные нормы. Нормы права в системе социальных норм