<<
>>

Правосознание: понятие и основные функции

Человек, человеческое общество, человеческая деятельность немыслимы вне сознания индивидов. Сознание - один из наиболее важных признаков, отличающих человека от животного. Любая человеческая деятельность - сознательна.

Социальное (или общественное) сознание является предметом вековых споров материалистов и идеалистов о первичности и вторичности (производ- ности) материи и сознания вообще. Не вдаваясь в подробности (это компетенция философии) отметим главное в современном научном подходе к решению этой проблемы: сознание, несомненно, находится под воздействием бытия, но в то же время само бытие во многом является результатом воплощения мыслей и чувств людей. Индивидуальное и коллективное сознание в обществе и государстве - не только движущая сила исторического прогресса, но и одна из причин возможной стагнации, а порой и регресса общества, его движения назад.

Правовое сознание является разновидностью общественного сознания, следовательно, к нему прямо относится все вышесказанное.

Правовое сознание занимает одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений: ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующего их правового сознания.

Правосознание - одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания - это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание - юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой.

В отечественной литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям.

Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале. Отсюда термин - "правосознание".

То есть, правосознание предполагает:

- осмысление и ощущение необходимости права;

- оценку права;

- осознание необходимости создания развитой системы законодатель- ства;

- осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;

- восприятие процесса и результатов реализации права;

- соотнесение правовых ценностей с иными ценностями (моральными, политическими, религиозными и т.д.).

Специфика правового сознания состоит в том, что оно:

1. воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого;

2. требует установления общеобязательных норм поведения;

3. очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного;

4. требует юридических мер для обеспечения соблюдения права.

В отличие от других форм общественного сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность, категоричность.

Ориентировано правовое сознание, прежде всего, на осуществление прав человека и гражданина.

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого - высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное. Здесь уместно сказать: каждый судит о праве "со своей колокольни". Задача заключается в том, чтобы формировать у всех нужное, должное, желаемое правосознание.

И.А. Ильин в своей известной работе "О сущности правосознания" писал: "Нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием... Однако и слабое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание и мотивы ложными и дурными".

Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для

жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов. Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой многих правонарушений, других антиобщественных аномалий.

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это - разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие.

При этом оценивается не только право, законы, но и другие юридические феномены - законность, правопорядок, правотворчество, правосудие, акты правосудия, ход правовой реформы (если иметь в виду современную Россию), состояние преступности, деятельность правоохранительных органов и т.д., короче - все, что происходит в правовой сфере. Диапазон правосознания весьма широк, он охватывает все стороны и аспекты правовой жизни общества.

Особую роль правосознание играет в судебной, прокурорской и следственной практике. Из истории нашей страны известно: как, в каких целях в прошлом использовалось "революционное правосознание". Характерно в этом отношении замечание В.И. Ленина на проект Программы РКП(б), высказанное им в 1919 г.: "На пути к коммунизму через диктатуру пролетариата партия коммунистов, отбрасывая демократические лозунги, упраздняет без остатка такие органы буржуазного господства, как суды прежнего устройства, заменяя их классовыми рабоче-крестьянскими судами. Отменив законы свергнутых правительств, партия дает выбранным советскими избирателями судьям лозунг - осуществлять волю пролетариата, применяя его декреты, а в случае отсутствия соответствующего декрета или его неполноты руководствоваться социалистическим правосознанием"[72].

Поскольку в то время новых декретов было еще мало, то в распоряжении судей оставался один "закон" - их собственное правосознание и усмотрение. В соответствии с ним они и вершили "правосудие". Декрет о суде от 22 ноября 1917 г. уполномочивал суды выносить решения на основе своего революционного правосознания и революционного понимания справедливости. Судьи же в рассматриваемый период не имели не только юридического, но вообще никакого образования, а порой и элементарной грамотности.

По этой причине допускалась масса всевозможных нарушений законности с трагическими последствиями, царили волюнтаризм, субъективизм, расправы. В последующем И.В. Сталин продолжил эту линию на репрессии, исходя из лозунга "по мере строительства социализма классовая борьба усиливается" и с "врагами народа" надо поступать соответственно. В том числе и с использованием судов. Право было поставлено на службу тоталитарному режиму.

В современной судебной практике правосознание также играет существенную роль, но оно основано уже на прочном фундаменте конституционного и текущего законодательства, высоком профессионализме судей, их нравственно-гуманистических и демократических убеждениях, признании естественных прав человека. Особое значение правосознание приобретает при использовании судами института аналогии права, когда решения выносятся не на основе конкретного закона (юридической нормы), а исходя из понимания судьями общих начал, принципов, смысла, духа российского права, личного опыта и собственных представлений о справедливости.

Правовое сознание тесно связано с политическим и нравственным сознанием. Ведь многие правовые акты, законы, оцениваемые правосознанием, имеют также политическое и нравственное содержание (например, Конституция). Вообще в основе права лежит, как известно, мораль. Русские дореволюционные юристы (И.А. Ильин, В.С. Соловьев) определяли право как "минимум нравственности" или как "юридически закрепленную мораль".

Поэтому в правосознании органически переплетаются как юридические, так и этические и политические идеи. Да и все формы общественного сознания не отгорожены друг от друга непроходимой стеной.

Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства.

Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально "перестроить" и тем более устранить исходного, культурно-исторического смысла правосознания.

Поэтому правосознание - весьма независимое, целостное и как бы даже "рядоположенное" праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права выходит на такие вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии.

Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о способах регулирования тех или иных ситуаций.

Правосознание - неизбежный спутник права. Существование права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических прав и обязанностей субъектов до тех пор, пока они не пройдут через сознание человека.

С другой стороны реализация права есть процесс интеграции норм в правосознании народа, конкретных социальных групп.

Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, то есть

такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость.

С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством.

Будучи мощным средством нравственного и интеллектуального воздействия, право активно способствует развитию тех или иных правовых представлений и чувств. С другой - право и законодательство, находятся в не менее сильном и мощном силовом поле сложившегося уровня и характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него, как в процессе правотворчества, так и правореализации.

Роль правосознания в правотворческой деятельности заключается, прежде всего, в том, что сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей составляющей современного правообразования.

Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.

На этих стадиях правосознание играет ведущую роль - как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений.

Правосознание дает единственно возможный для права «строительный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса - физических и юридических лиц - всей духовной культуры общества.

Г осударство, формируя юридические нормы, в первую очередь должно

опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать лучшие их образцы, стремиться не к абстрактнооторванному от жизни и духа страны творчеству закона, а объективированию в действующем праве уже интегрированных в общественное сознание эталонов и регуляторов поведения.

В последние годы, в связи с процессом демократизации в России, роль общественного мнения по вопросам юридической политики заметно возросла. Существенно возросло значение юридической науки в работе правоохранительного механизма, что накладывает на отечественную правовую теорию, в целом научное правосознание, большую ответственность за обоснованность и качество своих рекомендаций. Значительна роль правосознания в нормальном функционировании правореализационной деятельности.

Статус правосознания в этой сфере определяется двумя направлениями:

Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения

субъектами юридических норм. Развитие чувства права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний.

Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу.

Роль правосознания возрастает при вынесении решения по делу. Так, при назначении наказания, в целом определении меры уголовной ответственности, суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности, обстоятельства, смягчающие и отягощающие его вину.

При восполнении «пробелов в праве», когда возникает необходимость применения аналогии права, правосознание судьи служит ориентиром для отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету регулирования, или помогает в оценке общих начал и принципов законодательства.

Таким образом, правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и сопровождает их на всем протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости, во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.

Сам термин "правосознание" состоит, как видим, из двух слов - "право" и "сознание". Уже из этого словообразования вытекает тесная взаимосвязь указанных слагаемых. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения - право. Онтологически они неразрывны.

В практическом е право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой - правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко корреля- тивны (взаимозависимы).

Правосознание активно "вторгается" в законотворчество, правореализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений, госаппарата и его должностных лиц, упрочение законности и правопорядка. В научной литературе приводится формула: правосознание существует "до", "после" и "параллельно" с правом (Н.С. Малеин, Н.Л. Гранат и др.). В целом этот образ верный, однако он требует, на наш взгляд, некоторых оговорок, ибо правосознание нельзя оторвать от права и поставить где-то рядом с ним; оно органически вплетается в него. И развиваются они не "параллельными курсами", а вместе, взаимно поддерживая и дополняя друг друга.

Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.

Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.

Правосознание определяет "что такое хорошо" и "что такое плохо" в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное, - это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, - это плохо. Правосознание взвешивает на весах справедливости ценность тех или иных правовых явлений, понятий, категорий, отношений, их роль и значение в жизни общества, полезность или вредность для человека.

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в е духовного, морального, культурного влияния на индивида.

Правосознание не обладает той степенью нормативности, какой обладает право, но оно, во-первых, сопровождает, точнее, пронизывает собой весь процесс действия права, процесс правового регулирования; во-вторых, само вырабатывает и содержит в себе определенные эталоны поведения субъектов, прежде всего на бытовом, эмпирическом уровне. Правосознание - не внешний, а главным образом внутренний регулятор деятельности индивида. Лишь в отдельных случаях правосознание имеет прямое отношение к разрешению конкретных дел (аналогия права).

Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование - важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован. Типичный пример - принятые в середине 1980-х гг. (в разгар "перестройки") так называемые антиалкогольные законы, принесшие при их реализации только вред. Прогнозирование включает в себя учет всех объективных и субъективных факторов, могу-

щих повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы. И правосознание играет здесь исключительно важную роль.

2.

<< | >>
Источник: Палазян А.С. и др.. Курс лекций по дисциплине «Теория государства и права». Краснодар - 2014. 2014

Еще по теме Правосознание: понятие и основные функции:

  1. Правосознание: понятие и основные функции.
  2. 1. Понятие, структура и функции правосознания
  3. § 2. Понятие правосознания, его структура, виды и функции
  4. Тема 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
  5. 33. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов.
  6. 12.1. Понятие и структура правосознания. Соотношения права и правосознания
  7. 70. Функции правосознания
  8. 4.1. Рынок: понятие, основные черты и функции
  9. § 3. Функции правосознания
  10. 19.4. Функции правосознания
  11. Понятие и признаки правосознания. Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология.
  12. Лекция 2. Функции и виды правосознания
  13. § 1. Понятие, функции и основные характеристики системы права
  14. 12.2. Виды правосознания. Уровни правосознания. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права.
  15. Глава 3. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ 3.1. Понятие и основные признаки государства
  16. Понятие, сушность, значение, признаки и основные функции права
  17. 18.2 Виды и функции правосознания
  18. Структура правосознания и его функции
  19. Тема 1. Общее понятие управления. Его основные категории: (система, объект, субъект, функция)
  20. 1.1. Технология создания имиджа. Подходы в определении понятия феномена имидж. Основные типы и функции.