<<
>>

. Психологические концепции права

ü

üXIX-XX вв.; Лев Иосифович Петражицкий, профессор юрфака СПбГУ, депутат I Государственной думы от кадетов; после Октябрьской революции возглавил кафедру социологии Варшавского университета; книга «Теория государства и права в связи с теорией нравственности» (1907 г.)

üПраво коренится в психике индивида

üСам Петражицкий называл свою теорию «эмоциональная теория»

üЭмоции – моторный элемент психики; именно они заставляют людей совершать поступки; эмоции бывают моральные и правовые; моральные – односторонние, связаны с осознанием своего долга, носят характер внутренних императивов, правовые двусторонние, носят атрибутивно-императивный характер

üПетражицкий: «Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам – как наше добро – долг другого лица»

üТеория Петражицкого безгранично расширяла понятие права

üЛюбые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях – правовые

üПетражицкий допускал правовые отношения с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами (Бог, дьявол)

üТеория Петражицкого позволяет проследить формирование юридических норм в правосознании

üПомимо официального права существует интуитивное.

Их соотношение зависит от уровня правосознания общества и отдельного индивида

üПетражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного право того или иного слоя общества в ранг закона

Психологическая теория права. Одним из основоположников ее является Л.Петражицкий (1897-1931). Психологическая теория права характеризуется следующими чертами. 1. Она подразделяет право на: позитивное и интуитивное. Позитивное право «определяется как совокупность норм права». Оно представлено в виде официально действующих в государстве нормативно правовых предписаний. Интуитивное или неофициальное право – это чисто психологическое явление, особое состояние души человека. Охватывая эмоции, представления, переживание и т.п. оно отходит от однообразного шаблона поведения людей, который диктуется позитивным правом. 2. «Интуитивное право имеет индивидуальный, индивидуально-изменчивый характер; его содержание определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями, личными знакомствами и отношениями и прочее». Отсюда делается вывод о том, что есть интуитивное право данного класса, данной семьи, данного кружка, детей, преступников и т.д. 3. Психологическая теория права исходит из того, что «интуитивное право вырабатывается путем взаимного психического общения в разных кругах и кружках людей с общими интересами, противостоящими интересами, противостоящими интересами других». Причем это общение основывается на их эмоциях. 4. Эта теория носит идеалистический характер, ибо считает, что собственность, к примеру, не существует как объективная реалия, а является плодом воображения в сознании людей. Точно также она придает действительный характер мнимому договору, заключенному сумасшедшим с дьяволом и т.п. Короче говоря, эта теория усматривает в психологии и даже в болезненном воображении душевнобольных изначальный источник правоотношений, которые порождают реальные права и обязанности. Между параллельно существующим в народных сферах интуитивным и позитивным правом, имеется и должно неизбежно иметься согласие по содержанию в главных основах, в общем и основном направлении. «И на этом и соответственной взаимной поддержке и взаимоукреплении действия этих двух правовых психик зиждется фактический правопорядок и соответственный социальный, политический, экономический и т.д. строй». С другой стороны, между позитивным и интуитивным правом не только могут существовать (в указанных пределах) и существуют разные частные разногласия, но они даже по природе вещей неизбежны. Удовлетворяя интуитивно-правовым требованиям одних, позитивное право тем самым не удовлетворяет интуитивно-правовым требованиям других. И чем разнообразнее состав народонаселения по воспитанию, национальности, религии, классовым интересам и проч., и вообще, чем больше разнообразия и разногласия в пределах самой интуитивно-правовой народной психики, тем обильнее и больше разногласия и коллизии этой категории между позитивным правом и интуитивным правом разных общественных элементов. Разногласия этой категории можно назвать классовыми и индивидуальными конфликтами между позитивным и интуитивным правом. Таким образом, что касается отношения между интуитивным и позитивным правом по содержанию, то здесь имеются минимальный и максимальный предел согласия между ними, и фактическое отношение состоит в колебаниях в разные моменты истории, у разных народов и т.д., между этими пределами. Чем больше в этих пределах в данный момент степень согласия, тем лучше и правильнее, при прочих равных условиях, функционирует право вообще среди данного народа, тем неуклоннее его соблюдение, в частности, тем больше уважения и симпатии к существующему позитивному праву, тем больше довольства существующим социальным строем и тем крепче этот строй; и обратно.

·51 ·

<< | >>
Источник: Теория государства и права. Лекции. 2016

Еще по теме . Психологические концепции права:

  1. Основатель концепции психологического (интуитивного) права профессор Л. И. Петражицкий
  2. 68. Плюралистическая концепция права Б. А. Кистяковского, феноменологическая концепция Н. Н. Алексеева, интегральная школа
  3. Потребность психологических концепций для богословия
  4. 5. Психологическая концепция условий деятельности
  5. ЧАСТЬ II КОНЦЕПЦИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА: ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СОВЛАДАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
  6. Теории происхождения права: теологическая, естественно – правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др.
  7. Нормативистские концепции права
  8. Социологические концепции права
  9. Концепция «общественного права» В.Н. Лешкова
  10. Концепция «общественного права» В.Н. Лешкова
  11. Четвернин “Современные концепции естественного права”:
  12. Реалистическая концепция права
  13. 88. Психологическая теория права
  14. 2.4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  15. «Основные концепции происхождения гос-ва и права.»
  16. Социологическая концепция права H.M. Коркунова