<<
>>

В работах русских мыслителей XIX–XX вв. обобщён огромный опыт духовно-нравственных оснований российского права.

Право и закон не тождественны друг другу, хотя в последнее время они отождествляются не только правоприменителями, но и преподавателями права. Форма права сама по себе лишена духа, опоры на национальное правосознание и самобытную правовую культуру.

При изучении права неизбежно должны учитываться специфичность и сложность правовых систем, находящихся во взаимозависимости с одновременным балансом позитивистской и естественно-правовой концепции.

Ведущее место в учебных планах подготовки юриста стала занимать практическая составляющая: значительно сокращается количество часов, отводимых на лекционные занятия, и увеличивается количество часов, отводимых на практику. Студентов на Западе уже давно готовят на технологически подготовленных местах, где усвоение поставленных задач носит упрощённый характер, а в качестве рабочего материала используются кейс-стади – многочисленные кейсы, созданные на основе эмпирического опыта как схема для действия в строго заданных условиях. Так, например, для юридического образования США характерны такие черты как: узкая специализация, практическая направленность и специфическая форма организации учебного процесса. Жёсткая специализация в процессе получения образования ограничивает американских юристов, заставляет останавливаться на одной области применения. Сугубо прикладная направленность, наряду с выполнением практических заданий по решению прецедентов, реализуется посредством чтения курсов практикующими юристами: адвокатами, судьями, советниками крупных компаний.[148]

В.Н. Синюков отмечает, что «до сих пор значительная часть юристов в мире готовится методом индиви­дуального научения юридическим действиям в конкретной сфе­ре юридической практики. Такая модель подготовки признается весьма эффективной, так как концентрирует внимание на строгой специфике юриди­ческого метода. Однако именно данный тип подготовки юри­стов наиболее отчетливо демонстрирует реальный механизм со­циализации права: содержательные и технико-догматические элементы занимают в нем важное, но, по сути, вспомогатель­ное, инструментальное положение, надстраиваясь на ином, бо­лее широком образовательном фундаменте.

Параметры право­вой культуры далеко выходят за формальные границы правовых отношений».[149]

Широкое распространение в последнее время получает тестовый способ обучения, который оформляет юриста в бездушного регистратора, задачей которого является строгое следование инструкции, ограниченной рамками закона. Справедливость как социальная категория чужда такому субъекту общественных отношений, а духовное содержание лишено общечеловеческих ценностей. Тестовая система подготовки юриста лишает последнего готовности к ситуациям, выходящим за пределы шаблонов тестовых заданий. Постоянно развивающиеся и меняющиеся общественные отношения постоянно ставят перед практикующими юристами новые задачи, требующие справедливых решений.

В настоящее время в учебный процесс российских вузов активно внедряется дистанционная методика обучения, предполагающая заранее подготовленные информационные ресурсы с заданиями. Студенту предлагается самостоятельно освоить полный объем учебной дисциплины и пройти итоговое испытание. Первые этапы внедрения этой методики проходят под видом эксперимента, однако длительная перспектива нововведения очевидна: на её освоение выделяются значительные материальные ресурсы, руководители программ проходят многократные стажировки в зарубежных (преимущественно западных) государствах, на местах разработка необходимых материалов для преподавателей от желательной перешла в форму обязательной, максимально увеличился объем охватываемых дисциплин. Причина навязывания дистанционных образовательных программ понятна – она позволит ощутимо сократить накладные расходы. Однако дистанционная система подготовки юриста предполагает дальнейшее выхолащивание социальных ценностей в системе координат практикующего юриста. Отсутствие прямого общения с преподавателем, с аудиторией снижает возможность формирования его положительных личностных качеств.

Описанные средства современной системы подготовки юриста легко укладываются в рамки позитивистской методологии юридического образования. Однако важнейшими социальными качествами юриста являются чувство законности и справедливости, а их можно воспитать лишь в адекватной образовательной среде, основанной не только на позитивистской, но и на духовно-нравственной методологии юридического образования.

<< | >>
Источник: В.В. Сорокин. История и методология юридической науки: учебник для вузов /под ред. д-ра юрид. наук, профессора В.В. Сорокина. – Барнаул,2016. – 699 с.. 2016

Еще по теме В работах русских мыслителей XIX–XX вв. обобщён огромный опыт духовно-нравственных оснований российского права.:

  1. Славянофилы несовместимость русской культуры с идеалами права и закона видели в духовно-нравственных и исторических различиях России и Запада.
  2. Михаил Михайлович Сперанский — русский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия.
  3. Виталий Юрьевич Захаров. Российский и зарубежный конституционализм конца XVIII - 1-й четверти XIX вв. Опыт сравнительно-исторического анализа. Часть 1 2017, 2017
  4. Виталий Юрьевич Захаров. Российский и зарубежный конституционализм конца XVIII - 1-й четверти XIX вв. Опыт сравнительно-исторического анализа. Часть 2 2017, 2017
  5. 2.16. Характеристика кодификационных работ в Российской империи в XIX в. (на примере Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.)
  6. Соотношение нравственности и формального права (государственного закона), традиционное для русской политико-правовой мысли, основывалось славянофилами на следующих началах.
  7. ИДЕИ ФРАНЦУЗСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
  8. ВЗГЛЯДЫ БРИТАНСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
  9. Доминирование нравственности в русской культуре,
  10. 8.1. Традиционные ценности и понятие духовно-нравственной безопасности России
  11. Кто из названных мыслителей утверждал, что главная функция государства заключается в утверждении среди его граждан нравственности?
  12. Духовные практики: опыт трансляции знаний
  13. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
  14. 4. Духовно-нравственный кризис либерального общества
  15. Природные, социальные и духовные основы нравственности