<<
>>

2.3. РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Примерно двенадцать тысяч лет назад на земном шаре стали возникать кризисные явления, которые угрожали существованию человека как биологической особи. С неблагоприятным изменением климата началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.), бывшей основным источником питания первобытных людей.

Результатом кризисных явлений и появления новых орудий труда стал переход человечества от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей - к пастбищному, а затем и кочевому скотоводству, а также к подсечно-огневому, а затем и поливному пахотному земледелию.

Этот процесс в научной литературе получил название «неолитической революции», поскольку произошел в период позднего неолита на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и использовать сначала мягкие цветные металлы, а затем и железо. Еще совсем недавно археологи рассматривали «неолитическую революцию» как краткосрочное событие, явившееся результатом одного нововведения - окультуривания диких животных и растений.

Проведенные за последние 35 лет археологические исследования обнажили ограниченность подобных представлений. Сегодня мы рассматриваем «неолитическую революцию» как процесс, начавшийся около X тысячелетия до н.э. и продолжавшийся в ряде районов Ближнего Востока еще в начале V тысячелетия до н.э.1.

Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в

1 Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика: Пер. с англ. А.А. Поно-маренко и И.С. Клочкова. - М., 1992. - С. 115.

37

том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек перешел от экономики, основанной на использовании естественно-природных возможностей, к подлинно трудовой деятельности, выразившейся а активном еі и вмешательстве а икрул\.о.*и-щую среду, производстве пищи с помощью новых, более совершенных орудий труда.

Перемены в экономической жизни общества содействовали росту производительности труда и появлению определенного избытка продукта, а в перспективе - накоплению богатства.

Существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека произошли после трех крупных общественных разделений труда. Первое из них - отделение скотоводства от земледелия, второе - отделение ремесла от скотоводства и земледелия, третье - появление купцов, которые непосредственно уже не участвовали в процессе производства. Таким образом, определенные группы населения начали специализироваться главным образом на каком-то одном виде производственной деятельности. Это способствовало дифференциации производства, которая, в свою очередь, содействовала значительному повышению производительности труда, а также усилению товарообмена.

Связанные с этим важные общественные последствия обобщены в известном произведении Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»1.

Рост производительности труда неизбежно вел к появлению и увеличению объема избыточного (прибавочного) продукта, обусловившего появление частной собственности, что стало материальной предпосылкой обособленности членов рода.

Экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостояла всему роду, способствовал постепенный переход от парного брака к моногамному. Муж, глава семьи, стремился закрепить

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 21. - С. 160.

38

богатства за собой и своими детьми. В итоге семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода.

Перераспределение избыточного продукта в пользу наиболее влиятельных групп населения, отдельных семей, старейшин, военных вождей и других представителей родовой аристократии, а также регулярный товарообмен объективно способствовали и территориальному перемещению населения. Это содействовало ускорению разрушения и эволюционной замены относительно замкнутой родовой общины территориальной соседской общиной.

Формы разложения родового строя, виды соседской общины и общинной собственности у разных народов были различными. Но во всех случаях необходимой предпосылкой разложения родового строя было появление частной собственности. Ранее всего появилась частная собственность на движимое имущество (орудия труда, скот и т.д.), значительно позже - на недвижимое (землю).

Возможность получения избыточного продукта привела к использованию рабского труда. Первоначально в рабов превращались побежденные иноплеменники, а затем и сородичи, не способные возвратить долги, а также грубо нарушившие правила поведения соседской общины.

Первобытно-общинная организация в этих условиях начинает испытывать кризис власти, потому что возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и социального неравенства привело к расхождению этих интересов. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам.

При таких обстоятельствах не могла существовать первобытная система власти, основанная на общественных началах и авторитете избранных.

39

Противоположные интересы различных социальных групп уже не позволяли принять решение, которое бы удовлетворяло все сообщество. Требовался новый властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Общество в силу раскола на экономически неравные группы (классы) людей объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью населения. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство.

Для того чтобы определить, завершился ли переход того или другого народа к государственно-организованному обществу, исследователями введено научное понятие «признаки государства», которые отличают его от общественной власти первобытно-общинного строя.

Первым и самым важным признаком государства явилось появление таких властных структур, интересы которых не совпадают с интересами населения (в отличие от коллективной власти родового общества). Государственная власть не сливается с обществом, а стоит над ним. Она отделена от общества и выражает интересы прежде всего экономически господствующего меньшинства. Такую власть называют особой публичной властью. Особой она называется именно потому, что, не совпадая с обществом, но выступает от его имени, от имени народа. Осуществление такой публичной власти требует определенной организации - формирования особого аппарата управления (учета, исполнения, контроля, надзора и т.д.), а также особого аппарата принуждения и защиты классовых интересов (судов, полиции, тюрем, армии и т.п.). Иными словами, принципиальная особенность такой публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается в профессиональном сословии управите-

40

лей (чиновников), из которых комплектуются органы управления и принуждения.

В догосударственный период управление делами общества не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Органам власти общинно-родового строя не выделялись особые материальные средства для их деятельности, они не обладали и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе и назначение наказаний, выполнялись самими членами рода. Следовательно, в догосударственном обществе власть осуществлялась путем самоуправления.

Вторым признаком государства является разделение населения по территориальному принципу. Это означает, что в отличие от рода и племени, где люди были связаны кровным родством, а не принадлежностью к определенной территории, государство имеет свою постоянную, строго локализованную территорию, определяет и охраняет ее границы. Население территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Осуществление государственной власти по административно-территориальному принципу позволяет определить ее пространственные пределы и формировать на этой основе ее центральные и местные органы.

Таким образом, в государственно-организованном обществе властеотношения строятся не на кровно-родственных или предполагаемых родственных связях между людьми, а на основе их проживания на определенной территории в пределах государственных границ.

Третьим признаком государства является суверенитет. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти означает верховенство, самостоятельность и независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных от-

41

ношениях при условии соблюдения суверенитета других государств.

Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует все наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость, самостоятельность и верховенство государственной власти выражаются в ее универсальности (только решения государственной власти распространяются на все население и все общественные, в том числе политические, организации данной страны), в возможности отмены любого незаконного решения иных общественных властей; в наличии исключительных средств воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, суды, тюрьмы и т.п.).

Четвертым признаком государства являются налоги. Государственные налоги - это учрежденные особой публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в определенные сроки. Они обусловлены тем, что государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности. Защита населения от внешнего врага, поддержание правопорядка внутри страны, реализация социальных программ, содержание управленческого аппарата - все это осуществляется на собираемые с населения налоги.

Одним из главных признаков, отличающих государство от догосударственных форм общественной власти, является также издание правовых норм.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.

Без права, без законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает нормативные веления, которые имеют обязательную силу

42

для всего населения страны. Будучи официальным представителем общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью специальных органов (администрации, полиции, судов и т.п.).

Наряду с общими закономерностями возникновения государства, имели место особенности, характерные для отдельных регионов. Исследователи выделяют такие основные формы происхождения государства, как афинская, римская, древнегерман-ская, древневосточная (азиатская).

Возникновение афинского государства явилось следствием естественного разложения первобытнообщинного строя и последующего социально-экономического развития общества (классическая форма).

Римское государство также возникло в результате естественного разложения первобытно-общинного строя и последующего социально-экономического развития общества, но борьба между различными слоями общества (патрициями и плебеями) ускорила процесс формирования государства.

Завоевание впоследствии обширных территорий Римской империи варварами (германскими племенами) ускорило образование германских государств, так как родоплеменная организация власти этих племен не обеспечивала управление покоренными народами.

Превращение родоплеменной знати в обособленную социальную группу (клан, касту) во главе с монархом-деспотом, безраздельно распоряжающуюся общественной (государственной) собственностью вследствие необходимости руководства крупными ирригационными и другими общественными работами, характерно для древневосточной (азиатской) формы государства.

Существуют две основные точки зрения на происхождение государства у восточных славян. Часть исследователей считает, что формирование государства шло по классической схеме наподобие афинского государства. В последнее время ученые

43

стали больше склоняться к мнению о том, что про исхождение государства у восточных славян имело свои отличительные особенности. Летописи связывают их с «приглашением на княжение» варягов. Этот факт был положен в основу так называемой норманской теории, родоначальники которой Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер считали, что норманы (варяги) создали государство в Древней Руси. Эту теорию стремились опровергнуть М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский и др.

Несомненно то, что государственно-организованное общество восточных славян формируется в результате тех же социально-экономических процессов, которые привели к возникновению государства и у других народов. Вместе с тем в создании качественно новой системы управления в государственно-организованном обществе восточных славян важную роль сыграл и институт «приглашения на княжение». Такими приглашениями наши предки глубже постигали сущность государства и придания ему качества нейтральной, «третьей силы», которая стояла над внутренними противоречиями различных социальных групп и не была связана с ними родственными отношениями. Такой нейтральной силой и являлись приглашенные варяги, составившие ядро (или значительную часть) особой профессиональной группы правителей, которые стали осуществлять не совпадающую со всем населением публичную власть1.

Необходимое условие существования любого общества - нормативное регулирование отношений его членов. Право как особая система юридических норм возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Можно сказать так: процессы возникновения государства и права идут параллельно. «Яны, - пишет профессор

1 Асновы тэорыі дзяржавы: Вучэб. дапаможнік / Пад рэд. праф. М.У. Сільчанкі. - Мн., 1995. - С. 15.

44

Н.В. Сильченко, - узаемадзейнічалі і стымулявалі адзін аднаго»1.

У разных народов и в разные эпохи правообра-зование имело свои особенности, но существуют и его общие закономерности.

_В период распада родового строя и перехода общего достояния в руки отдельных лиц участились нарушения древних обычаев, что вело к разрушению векового порядка. Другими словами, установленная обычаями форма общественных отношений вступила в противоречие с их изменившимся содержанием. В связи с тем что обычаи перестали выполнять роль универсального регулятора общественных отношений, появилась объективная необходимость в принципиально новых их регуляторах. Исторически сложилось так, Зто формировавшийся государственный аппарат, представлявший интересы экономически господствующего класса (социальной группы), стал применять некоторые угодные ему обычаи в качестве обязательных и осуществлять меры принуждения к лицам, их нарушившим. Так возникали правовые обычаи, которые в отличие от родовых обычаев санкционировались государством.

Важную роль в трансформации первобытных обычаев играли суды, которые приспосабливали их путем толкования к новым условиям. Санкционирование сначала было фактическим. Должностные лица государства, прежде всего судьи, признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Постепенно обычаи начинают систематизироваться, обретать письменную форму. Таким образом, первое возникающее вместе с государством право было обычным правом, выражением которого становились судебные и административные решения.

Сільчанка М.У. Агульная тэорыя права. У 4 ч. Ч. 1. Паход-жанне, сутнасць, нормы і крыніцы права. - Гродна, 1997. - С. 9.

45

С дальнейшим развитием государства, изменениями в социальной жизни обычаи перестают быть достаточными для регулирования общественных отношений «в силу их пробельности, косности, недостаточной оперативности»1. Государство начинав! само заниматься правотворческой деятельностью, которая выражается в принятии различного рода нормативных актов (законов, указов, декретов и т.д.). Иначе говоря, с ускорением развития государственно-организованного общества объективно возникают обстоятельства, когда правовые обычаи перестают в такой мере, как ранее, обеспечивать регулирование общественных отношений. Поэтому закономерно появляются более совершенныеГисточники социальных норм: нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Процессы возникновения государства и права протекали во многом параллельно, при взаимовлиянии друг на друга. Так, на Востоке, где господствующее положение занимала государственная собственность ;и была велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (Поучение Птахотепа - в Древнем Египте, Законы Ману - в Индии, Коран - в мусульманских странах и т.д.). Зафиксированные в названных и не названных здесь сборниках нравственно-религиозных установок нормы носят зачастую казуальный (относящийся к конкретному случаю) характер. В европейских странах наряду с обычным правом развивается обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и обобщенности законодательство и прецедентное право. В обществе, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, особый расцвет получило гражданское зако-

1 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учеб. для вузов. - М., 1999. -С. 65.

46

нодательство, регулирующее сложную систему имущественных отношений (Древний Рим).

Право как особая разновидность социальных норм качественно отличается от правил, регулирующих поведение людей в первобытном обществе:

- если обычаи создавались стихийно, то правовые нормы устанавливаются непосредственно государством либо санкционируются им;

- если социальные нормы в догосударственный период выражали общую волю и защищали общественные интересы, то право является выражением государственной воли, средством балансирования общественных, корпоративных и личных интересов членов государственно-организованного общества. Имеется в виду, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса;

- если обычаи носили в основном нефиксированную форму, содержались в сознании людей, то право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев;

- если обычаи охранялись от нарушений самим обществом, то реализация правовых предписаний при необходимости обеспечивается принудительной силой государства.

Значительны и содержательные отличия права от социальных норм первобытного общества. Правовые нормы намного сложнее, многообразнее, богаче и в качественном, и в количественном отношении, поскольку регулируют более сложный, дифференцированный социальный организм, основанный на производящей экономике. Вследствие этого они характеризуются жесткой формальной определенностью, четкостью и однозначностью содержащихся в них формулировок.

47

Таким образом, процесс возникновения права носит закономерный характер: с развитием и усложнением общества право с объективной необходимостью приходит на смену мононормам. ІІраво-сис регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом.

Исследование происхождения государства и права свидетельствует о том, что невозможно говорить о государстве, отвлекаясь от права, и наоборот. Однако логика научного анализа вынуждает показать сначала процесс происхождения государства, а затем - права, причем с одной лишь целью - более четко оттенить особенность каждого явления в отдельности. Известный ученый-политолог академик Э.А. Поздняков пишет: «Исследовать государство в отрыве от права, а то и другое - от политики - занятие малоплодотворное, способное дать лишь частичное, но не полное представление об исследуемом феномене»1. Понять сущность и природу права -значит понять сущность и природу государства, и наоборот.

<< | >>
Источник: Тиковенко А.Г.. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2006

Еще по теме 2.3. РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА:

  1. 3.2. Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественно-исторический процесс. Пути и формы возникновения государства. Особенности образования древнерусского государства
  2. Лекция 2. Разложение первобытного строя и закономерности возникновения государства. Пути формирования государства
  3. § 3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства
  4. § 4. Признаки, отличающие государство от общественной власти первобытно-общинного строя
  5. Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ
  6. Какими социальными нормами регулировались общественные отношения в период первобытно-общинного строя?
  7. Разложение родовой общины. Появление соседской общины.
  8. § 1. Причины и условия возникновения государства и права
  9. Тема 2. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  10. 4. Причины и пути возникновения государства и права
  11. § 2. Основные условия и причины возникновения государства и права
  12. ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РЕФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
  13. Тема 6. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
  14. Тема 6. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
  15. Глава 4. Военная демократия как форма организации общества периода разложения родоплеменного строя и перехода к государству
  16. РАЗЛОЖЕНИЕ ДЕРЕВЕНСКОЙ ОБЩИНЫ