<<
>>

1.2. Семантический[10] анализ терминов «теория» и «теория государства и права»

Русский писатель лексикограф[11], этнограф[12] Владимир Иванович Даль (1801–1872) в 1863 г. определил термин «теория» как умозрение, умозаключение, заключение, вывод из чего-либо, не по явлению на деле, а по выводам своим[13].

В свою очередь, «умозренье», в представлении В.И. Даля, есть заключение умственное, догадка ума[14]. Разумеется, что такого рода заключение может быть сделано либо непосредственно из практического опыта, либо из научного анализа какой-либо проблемы. В последующем рассматриваемый термин стал определяться, по сути, как научная категория. Так, во многих современных словарях отмечается, что термин «теория» – греческого происхождения и в переводе на русский язык означает – рассмотрение, исследование[15]. Если в свою очередь исходить из определений этих слов – «рассмотрение» и «исследование», которые, например, даются в Толковом словаре русского языка[16], то первое из них означает либо оценочную категорию, либо восприятие, либо распознание, а второе – либо научный труд, либо научное изучение, либо осмотр чего-нибудь для выяснения, изучения.

Более категоричны по данному вопросу авторы Нового энциклопедического словаря. В нем термин «рассмотрение» вообще не обозначен, а термин «исследование» определяется как научная категория, как процесс выработки новых знаний и один из видов познавательной деятельности[17].

Таким образом, понимание приведенных терминов («рассмотрение» и «исследование»), данное в названных словарях, позволяет с определенной долей уверенности утверждать, что эти термины, как, впрочем, и термин «теория», по большей части имеют отношение к научной деятельности, чем к процессу учебного познания.

Подобного рода суждения характерны для многих авторов. Так, проф. Владимир Михайлович Сырых пишет, что «теория чаще всего понимается «как система научного знания, описывающая и объясняющая некоторую совокупность явлений и сводящая открытые в данной области закономерные связи к единому объединяющему началу»[18]. Проф. Людмила Александровна Морозова утверждает, что теория «всегда есть определенная система научных знаний»[19]. Анатолий Ильич Коваленко полагает, что «теория – это система научных знаний о внутренней природе явлений»[20]. Проф. Владик Сумбатович Нерсесянц отмечает, что «в гносеологическом (познавательном) плане понятия «теория» и «наука» – это синонимы (курсив – М.П.). Поэтому, – продолжает далее автор, – под теорией имеется в виду именно научная теория, а под наукой – определенная (общая или более частная) теория»[21].

Между тем термины «наука» и «теория» по своему смысловому значению не являются синонимами, поскольку первый из них (наука) означает сферу человеческой деятельности, функция которой – накопление и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира[22], а второй (теория) – совокупность научных положений, учение о каких-либо явлениях, фактах; система взглядов по какому-либо вопросу[23].

Рассматривая анализируемые термины с точки зрения гносеологии[24] следует заметить, что вообще какая-либо теория может быть как объектом (предметом) научного познания[25] (неизвестного, непознанного, недоказанного), так и предметом учебного познания (известного, познанного, доказанного), в то время как наука – это всегда процесс исследования какой-либо проблемы. В этой связи термин «познание» может означать и научное исследование[26] (научный процесс), и изучение[27] научно-теоретических результатов и выводов (учебный процесс).

Совершенно очевидно, что эти процессы имеют разные уровни интеллектуальной деятельности субъектов познания. Так, если один из них (научный процесс) предполагает сбор и анализ информации, а также обобщение и выводы по какой-либо проблеме с использованием научных методов исследования, то другой (учебный процесс) состоит в изучении уже исследованного, доказанного, известного и предусматривает свои специфические (информационный, теоретический и практический) методы усвоения учебного материала.

Сказанное позволяет обозначить ряд вопросов о том, является ли «теория» (даже в гносеологическом плане) исключительно только научной категорией (синонимом слову «наука»), или ее следует рассматривать не только как науку, но и как соответствующую учебную дисциплину; может ли какая-либо теория иметь эмпирическое (практическое) значение (применение) или она является антиномией[28] по отношению к практике? Видимо поиски ответов на данные вопросы не позволили авторам указанных словарей ограничиться лишь изложенным по поводу термина «теория». Между тем результаты такого поиска повлияли на неоднозначное его смысловое содержание. Так, в Новом энциклопедическом словаре термин «теория» определяется как система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности[29]. В Краткой философской энциклопедии определение этого термина, помимо слов «система основных идей в той или иной отрасли знания», включает также ряд других словосочетаний. К ним, в частности, относятся те, согласно которым «в настоящее время теорией в противоположность голой эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т. е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних». При этом отмечается, что «теория может быть как исходным пунктом научных исследований, так и их результатом»[30].

В Современном словаре иностранных слов термин «теория» определяется в нескольких значениях: 1) обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; 2) совокупность общественных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее, а также правил в области какого-либо мастерства, искусства; 3) совокупность научных положений, о каких-либо явлениях, фактах; система взглядов по какому-либо вопросу; 4) отвлеченные знания, рассуждения, не опирающиеся на реальную действительность[31].

Проф. Людмила Александровна Морозова под теорией понимает «тот уровень познания, на котором вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения о предмете познания. Иначе говоря, – продолжает автор, – теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета»[32].

Исходя из приведенных суждений, представляется, что термин «теория» имеет и научное[33], и догматическое[34], и практическое[35] значение. С точки зрения науки теория – это систематизированные результаты и выводы научных исследований объективной действительности. С догматической точки зрения теория есть совокупность формально-логических субъективных истолкований человека о явлениях окружающего нас мира. С практической точки зрения теория представляет собой обобщенный и в определенной степени систематизированный опыт человеческой деятельности в какой-либо сфере, который выражен в неких объективированных формах и правилах.

Различные точки зрения авторов на определение понятия термина «теория» видимо не позволили специалистам в области юриспруденции однозначно определить и термин «теория государства и права». Во всяком случае, в решении этого вопроса просматривается два подхода.

В одном из них теория государства и права в известной степени разделяется и определяется авторами и как общественная наука, и как учебная дисциплина[36].

В другом, хотя и упоминается об этих двух терминах, однако грань различий между ними четко не проводится.

В одном из подходов ученые полагают, что теория государства и права как наука «представляет собой систему знаний о государстве и праве, их глубинных свойствах, соотношении с другими социальными явлениями и науками», а как учебная дисциплина определяется в качестве системы «знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений» (проф. Владимир Константинович Бабаев, проф. Людмила Александровна Морозова)[37]. При этом отмечается, что «теория государства и права как учебная дисциплина, во-первых, базируется на теории государства и права как науке. В учебную дисциплину включаются лишь те знания, которые получены государствоведением и правоведением и прошли социальную апробацию… Во-вторых, ее рамки более ограничены, чем рамки науки теории государства и права, так как в учебную дисциплину включается только часть материала (наиболее важного, существенного), которым располагает наука. В-третьих, она более субъективна, нежели наука теории государства и права. Система теории государства и права как науки обусловлена системой изучаемых государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом произвольна, зависит от усмотрения составителей учебной программы, конкретного преподавателя»[38].

Другие авторы такого подхода, определяя теорию государства и права как юридическую науку, говорят, что это «наука высокого уровня обобщения государственно-правовой действительности...» и «…именно поэтому в ее состав входят не только знания, добытые данной наукой, но в синтезированном виде знания, накопленные многими другими науками, в той или иной мере исследующими различные проявления государства и права» (проф. Джангир Аббасович Керимов)[39]. При этом, хотя и не определяется понятие данного термина как учебной дисциплины, но все же отмечается, что «в общей теории государства и права как учебной дисциплине освещаются лишь основополагающие положения, наиболее существенные, узловые проблемы государства и права, принципиальные выводы о государственно-правовой действительности»[40].

Сторонники другого подхода, о чем говорилось ранее, хотя и отмечают существование теории государства и права как науки и учебной дисциплины, но все же не проводят четкой грани различий между ними. Так, например, проф. Валерий Васильевич Лазарев, в одном случае полагает, что теория государства и права – это система «знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлениях»[41]. В другом случае автор, говоря о теории государства и права как науке и учебной дисциплине, пишет не о их понятиях и различиях, а по сути о истории предмета[42]. В третьем случае В.В. Лазарев определяет данный термин как общественную науку «о закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах»[43].

Ряд авторов, так же как и проф. В.В. Лазарев, практически вообще не проводят различий между анализируемыми терминами и дают лишь так называемое общее определение понятия термина «теория государства и права». Так, проф. Виталий Васильевич Оксамытный обозначает этот термин как «совокупность знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, их становления и последующего развития, современных формах проявления и взаимодействия»[44]. Проф. Анатолий Борисович Венгеров пишет, что теория государства и права как юридическая наука «представляет собой систему объективных знаний» о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права «и органически связанных с ними сопутствующих явлениях и процессах»[45]. Анатолий Ильич Коваленко полагает, что «теория государства и права – это система научных знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию»[46].

Необходимо четко разграничивать теорию государства и права как науку и как учебную дисциплину. Это разграничение можно провести с использованием, например, таких общих определений понятий терминов, как «наука», «догма» и «практика», о которых говорилось в этой работе ранее. Так, с точки зрения науки теория государства и права – это систематизированные выводы и результаты научных исследований по фундаментальным юридическим аспектам и проблемам государства и права. С догматической точки зрения теория государства и права есть система научных знаний, формально-логических истолкований субъектов научной деятельности как в целом о государстве и праве, так и по отдельным их юридическим аспектам, имеющим основополагающее значение для всей юриспруденции. С практической точки зрения теория государства и права представляет собой обобщенный и в определенной степени систематизированный юридический опыт человеческой деятельности в сферах государствоведения и правоведения[47], который выражен в неких объективированных формах и правилах. Теория государства и права представляет собой результат научного анализа, обобщения и систематизации политико-юридической практики.

Между тем существуют и иные точки зрения, касающиеся не только смыслового содержания рассматриваемого термина, но и связанные также с наименованием данной дисциплины. Так, по мнению одних авторов, «теорию государства и права образуют две самостоятельные теории: теория государства и теория права». Вместе с тем они же утверждают, что «их самостоятельность относительна», поскольку «в каждую историческую эпоху государство и право существуют совместно, опосредствуя друг друга. Это объясняет, почему традиционно государство и право изучаются в рамках одной науки». Однако Лев Иванович Спиридонов все же полагает, что «нет принципиальных возражений против их раздельного исследования, если при этом не будет упущен факт их взаимовлияния»[48].

Ряд ученых посвятили свои работы исключительно только вопросам теории права. При этом одни из них объясняют свою позицию (проф. Роман Зиновьевич Лившиц)[49], а другие даже не пытаются этого делать (проф. Сергей Сергеевич Алексеев, проф. Андрей Васильевич Поляков и др.)[50]. Во многом такой подход обусловлен решением вопроса о разграничении теории государства и теории права, поскольку одна из них (теория государства) является составной частью политологии, а другая (теория права) «входит в качестве отрасли в юридическую науку и составляет ее основную, принципиальную часть, теоретическую основу»[51].

<< | >>
Источник: Потапов М.Г.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2006

Еще по теме 1.2. Семантический[10] анализ терминов «теория» и «теория государства и права»:

  1. ТЕРМИНЫ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
  2. 2.2. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ
  3. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Теория права и теория государства.
  4. Пьянов Н. А.. Теория государства и права : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Теория государства 2011, 2011
  5. Пьянов Н. А.. Теория государства и права : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Теория права 2011, 2011
  6. Честнов, И. Л.. Теория государства и права.2017, 2017
  7. Теория права и теория государства.
  8. § 1. Теория государства и права - общетеоретическая общественная наука
  9. § 3. Теория управления и теория административного права
  10. Теория государства и права как учебная дисциплина. Понятие, система, соотношение с наукой теории государства
  11. Тема 1. Теория государства и права как наука
  12. Тема 4. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  13. 6. Теория государства и права в системе гуманитарных наук
  14. Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  15. Вопрос 2. Теория государства и права в системе юридических знаний
  16. Раздел первый ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Глава 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  17. 4. Теория государства и права в системе юридических наук
  18. Теория государства и права в системе юридических и общественных дисциплин