<<
>>

2.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Изучение государства и права следует начинать с уяснения вопроса о том, всегда ли в истории человеческого общества существовали эти социальные институты или же они появились на определенном этапе его развития.

Только такой методологический подход, реализующий требования принципа историзма, позволяет выявить причины и формы появления государства и права, их сущность и социальное назначение, отличие от иных организационных форм жизни общества.

В указанных целях исследовалась социально-экономическая природа первобытного общества с использованием данных археологии, этнографии и других наук, непосредственно изучающих это общество.

В настоящее время среди ученых нет единого мнения относительно того, какой регион Земли был прародиной человечества. Ч. Дарвин в свое время высказал мысль, что колыбелью человечества была Африка. Благодаря исследованиям английского археолога Р. Лики (Танзания, Кения) этой точки зрения придерживаются сейчас многие ученые. Однако археологические раскопки свидетельствуют и о том, что процесс формирования человеческого общества происходил также в ряде других районов земного шара.

Уже Homo habilis (человек умелый), как полагают многие ученые, изготовлял примитивные ору-

27

дия труда и охотился на разнообразных животных. Археологически эта эпоха представлена эолитами -каменными орудиями труда с острыми кромками случайной формы и универсального назначения.

Огромную роль в развитии человека сыграл огонь. Следы его на стоянках древнекаменного века (палеолита) встречаются редко, но немногие стоянки со следами костров, а также большая толщина культурного слоя зольников позволили ученым сделать вывод о том, что в этот период человек пользовался огнем, хотя и не научился его добывать. Возникший естественным путем (от молнии) огонь затем постоянно поддерживался в течение сотен, а может быть и тысяч лет.

В эпоху среднего палеолита человек изобрел способ получения огня, который дал ему защиту от холода и диких зверей. Употребление в пищу вареного мяса изменяло химический состав крови, улучшало работу мозга. Огонь сыграл важную роль и в изготовлении орудий труда, развитии способов первобытной охоты и рыболовства.

На территории Беларуси археологами также найдены памятники среднепалеолитического времени, что свидетельствует о довольно раннем проникновении сюда человека.

Низкий уровень производительных сил обусловил простую общественную организацию. Первой социальной организацией было первобытное стадо (или первобытная стадная община). Примитивные орудия труда заставляли людей добывать себе пищу сообща, сообща бороться против хищных животных. Все, что вместе добывалось, вместе и потреблялось на основе уравнительного распределения.

Древнейшие люди не знали индивидуального брака. Существовали неупорядоченные, смешанные половые отношения - промискуитет. Промискуитет -это эндогамная форма брака, т.е. брачных отношений всех мужчин и женщин внутри стада. Эндогамия вела к кровосмешению и в результате - к большой смертности. Происходил естественный от-

28

бор. По подсчетам ученых, большинство людей периода палеолита умирало в возрасте до 30 лет.

Постепенно в стаде формировались коллективы, основанные на кровном родстве, что способствовало выработке экономических т* социальных предпосылок для перехода к родовому строю.

В верхнем палеолите начинается расцвет кремниевой индустрии. Появились копья, дротики, гарпуны с кремниевыми и костяными наконечниками, копьеметалки. Усиливается разделение труда между мужчинами и женщинами. Появление устойчивых источников растительной и животной пищи приводит к развитию оседлости и постоянных жилищ - землянок и полуземлянок.

В эпоху верхнего палеолита неандертальский человек сменяется человеком современного физического типа, появляется так называемый Homo sapiens - человек разумный. Его формирование обусловлено не только развитием труда, но и изменениями семейно-брачных отношений.

Появилась экзогамия - запрещение браков между родственниками. При экзогамии ограничивалось кровосмешение, что существенно влияло на биофизическую организацию человека - поколения людей становились более жизнеспособными.

Так возник групповой брак, т.е. брак между братьями и сестрами различных родов. Вынесение брака за пределы общины (появление экзогамии) известный американский ученый Л. Морган в своей работе «Древнее общество» (1877 г.) объяснял стремлением людей избежать кровосмешения. В настоящее время большинство ученых не придерживается этого мнения. Первобытный человек вовсе не мог понимать последствий полового общения между родственниками. Естественный отбор совершался стихийным путем. В 70-е годы XX в. советский ученый СП. Толстов предложил иное объяснение происхождения экзогамии. В первобытном стаде отсутствие строго регулируемых браков приводило к столкновениям, что подрывало стадную

29

общину как хозяйственную и общественную единицу. Сохранение этого коллектива возможно было только в условиях вынесения брака за его пределы.

Вместе с появлением экзогамии начинается деление стадной общкны на две половины женскую и мужскую, которые со временем образовали единый родственный и хозяйственный коллектив, один род. Связи между представителями разных родов устанавливались только по линии детопроизводст-ва. Мужчины и женщины взаимобрачующихся родов жили в своих общинах и являлись не мужьями и женами в современном смысле этого слова, а лишь временными половыми партнерами. При такой форме брака в качестве отца детей женщин одного рода выступал любой мужчина другого рода, с которым разрешались половые связи. Это с естественной необходимостью послужило установлению родства по материнской линии. Исключительное положение женщин, совмещавших заботы по добыванию пищи, по поддержанию домашнего очага, вскармливанию и воспитанию детей, создавало предпосылки для трансформации стадной общины в родовую материнскую организацию.

Женщина являлась продолжательницей рода (родство определялось только по женской линии).

Добывание путем собирательства и выращивание продуктов питания в отличие от мужской охоты носило устойчивый характер. Поэтому положение женщины в роде носило главенствующий характер (матриархат).

Добываемые мужчинами и женщинами продукты принадлежали всему роду, скудная пища делилась поровну. Частной собственности не существовало, но личная собственность была (на нож, топор, лук, стрелы, одежду). В коллективной собственности рода находилась прежде всего земля - промысловая территория со всеми объектами охоты, рыболовства, собирательства и сырья для производства орудий труда. Таким образом, первобытный род - это устойчивая общность людей, связанных кровным

30

родством (происхождением от одного прародителя) и ведущих общее хозяйство.

В связи с прогрессом в области изготовления орудий труда, открытием металлов (меди и бронзы), а также с развитием скотоводства наметился переход к патриархату. Главой рода становится мужчина. Все более определялось его главенствующее экономическое положение. Родство стало устанавливаться по мужской линии.

Отсутствие кровосмешения, лучшая обеспеченность продуктами питания приводили к увеличению численности населения; естественным путем шло разрастание родов. Из последних выделялись коллективы близких родственников, которые давали начало новым, так называемым дочерним родам. Первоначальный и дочерние роды составляли братство, или фратрию. Несколько фратрий образовывали племя. Племена стали объединяться в союзы. Длительное существование союзов племен приводило к укреплению экономических связей между ними, что стало важным фактором в формировании народностей. Вырабатывался общий язык, складывались общие формы культуры.

По мере разрастания родов, образования новых фратрий появлялись и новые запреты в брачных отношениях. Групповой брак все более ограничивался, все труднее становилось найти в ближайшей округе неродственную женщину. В то же время еще при групповом браке у мужчин и женщин появлялись индивидуальные привязанности. Зарождался новый тип брачных отношений - парная семья.

Судя по характеру некоторых жилищ на стоянках Верхнего Поднепровья парная семья зарождалась в конце верхнего палеолита. Очевидно, в период перехода к парной семье, когда трудно было найти неродственную женщину, зарождается обычай покупки и похищения женщин. Например, в свадебных обрядах белорусов четко сохранились следы

31

насильственного захвата невесты1. Парная семья характеризовалась непрочным сожительством мужчины и женщины, брачные связи легко утрачивались.

При родоплеменной организации общества интересы отдельной личности подавлялись интересами всего коллектива. В этом заключалась ограниченность родового строя. Однако в трудных условиях борьбы за существование родоплеменная организация стала могучей силой, способной выдержать тяжелую борьбу человека за выживание. В этом выражалась ее прогрессивность по сравнению с первобытным стадом людей и ее жизненная необходимость.

Анализ конкретно-исторических материалов дает возможность сделать следующие выводы относительно социально-экономической системы первобытного общества.

Во-первых, господствующей формой собственности в условиях первобытного общества, особенно на его ранних этапах, была коллективная собственность, а характер распределения и потребления -«равнообеспечивающим», т.е. уравнительным.

Во-вторых, социальная система первобытного общества прошла путь от первобытного стада к родовой общине (материнской, затем отцовской) и закончилась образованием территориальной (соседской) общины с присущим ей групповым и парным браком.

<< | >>
Источник: Тиковенко А.Г.. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2006

Еще по теме 2.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА:

  1. 3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
  2. Лекция 1. Первобытный строй и формы социальной организации в догосударственном обществе
  3. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ИСТОЧНИК ПОЗИТИВНОГО ПРАВА. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЕГУЛЯТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВ
  4. Как назывались единые нерасчлененные нормы первобытного общества, являющиеся социальным регулятором в первобытном обществе?
  5. § 1. Характеристика социальной власти и социального регулирования в первобытном обществе
  6. § 1. Социальная организация первобытного общества и обычаи
  7. 2.2. ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
  8. 12. Организация социального управления (публичной власти) в первобытном обществе
  9. Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2.1. Организация социальной власти и правила поведения в первобытном обществе
  10. Социально-экономический строй.
  11. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ
  12. Экономический строй общества
  13. 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ОБЩЕСТВА
  14. Выберите то, что не относится к признакам, которые отличают право от социальных норм первобытного общества:
  15. § 13. Социальный строй древних обществ
  16. Социально-экономический строй монархии Габсбургов.
  17. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ
  18. Государственный строй. Социально-экономическое развитие, внутренняя политика
  19. Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.