<<
>>

§2. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Поиск теоретических основ социального государства, а также их практи­ческая реализация появились как необходимость поиска нового пути развития общественных отношений, а значит и необходимость поиска новой формы ор­ганизации общественной власти - государства - в конце XIX века.

Таким обра­зом, к началу XX века представления о социальном государстве уже были сформированы как политическая теория и являются важным шагом в развитии человеческого общества.

Однако для определения данного типа государства используется недос­таточно дифференцированный синонимический ряд понятий. Более того, суще­ствует довольно распространенное мнение, что отрицает сам феномен социаль­ного государства, как государства особого типа - «любое государство по своей природе является социальным, - пишет П. Гончаров, - так же, как любая поли­тика - социальной по своей направленности. Поэтому с позиций формальной логики правомерен вывод - современный мир - совокупность социальных го­сударств, осуществляющих социальную политику»[10,48-49].

Однако такой подход, как отмечает Н. Волгин, «не приближает нас к пониманию сущности социального государства»[6,19]. За отказом признать особую природу социаль­ного государства находится концепт, отрицающий саму феноменологию соци­ального, что отождествляет социальное и общественное.

Рассматривая вопрос о времени возникновения теории социального госу­дарства, необходимо сказать, что в научной литературе существуют разногла­сия относительно взглядов на этот вопрос. Например, С. Калашников пишет о том, что «до середины XIX в. происходило повышение роли социальных функ­ций государства, которые стали настолько очевидными, что теории социальной сущности государства (утописты) и социальных регуляторов развития государ­ственности (К. Маркс) оказались эвристически недостаточными, появилась не­обходимость в фиксации нового качества государства с его социальной атрибу­тикой.

Такой фиксацией стало понятие «социальное государство», что было введено в научный оборот в середине XIX в. Лоренцом фон Штейном»[12].

Несколько иной позиции придерживается Я. Пидпригорщук, считая, что социальное государство - это продукт эволюционного развития капитализма, нарастал под влиянием научно-технической революции, диверсификации про­изводства, соответствующего повышения доходов населения, роста потребно­стей и разнообразия их структуры[23,24].

П. Шляхтун, рассматривая сущность правового государства, утверждает, что однопорядковым «с понятием» правовое государство «является относи­тельно новое для политологии понятие» социальное государство»[35,313]. Да­лее учёный пишет, что понятие «социальное государство» возникло в послево­енной политической и общественной теории для обозначения государства со­временного демократического типа в условиях относительно стабильной и раз­витой экономики. Каждое государство является социальным, учитывая выпол­нение им социальной функции. Особенностью современного социального госу­дарства является осуществление его активной социальной политики, направ­ленной на обеспечение прав человека, трудоустройства населения, защиты прав работника на предприятии, создания систем здравоохранения и социального страхования, поддержку малоимущих, семьи и материнства, достижения высо­кого уровня благосостояния всех слоёв населения. Политические права челове­ка дополняются социально-экономическими правами, которые предусматрива­ют предоставление всем членам общества определенного минимума матери­альных и социальных благ. Начинается такая социальная политика социал- демократических партий, которые в послевоенные годы длительное время на­ходились у власти в некоторых западноевропейских странах, в частности в Швеции и Германии. Созданная ими в 60-х годах государственность получила сначала несколько идеологизированное название «государство всеобщего бла­годенствия», а впоследствии стала обозначаться научным понятием «социаль­ное государство»[35,314-315].

Рассматривая проблему определения понятия «социальное государство», В.Васильев обращает внимание на то, что концепция «государства всеобщего благосостояния» была сформирована представителями «этатистского» либера­лизма, который связывают с политикой «нового курса» Ф.Рузвельта, в то время как концепция «социального государства» является продуктом социал- демократической мысли и практики[5,78].

Важным для выяснения сущности социального государства является то, на что обращает внимание А.Панкевич: «появление термина» социальное госу­дарство «стало принципиальным моментом осознания изменений природы го­сударственности. Данное понятие отразило переход, который был осуществлён от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «госу­дарства как высшей формы власти», к государству, которое осуществляет соци­альные функции» [19,3 7].

Более сложные научные схемы предлагают испанские специалисты по теории социального государства. М.Гарсия-Эррера рассматривает её в контек­сте отношений между экономикой и политикой, политической властью и рын­ком, когда капиталистическое развитие экономики сочетается с внедрением публичной власти в рынок и распределение богатств. При этом фундаментом, лежащим в основе социального государства, является пакт между политиче­скими классовыми организациями с противоречивыми интересами, после со­гласования которого соглашаются основные документы, затрагивающие форму, экономическую структуру и условия жизни граждан.

П.Гончаров приводит мнение другого испанского исследователя - М.Арагона - который подчёркивает отсутствие чёткого определения того, что можно было бы назвать социальным государством и невозможность точной его идентификации как конкретной политической формы, обращает внимание на такую, безусловно, свойственную, по его мнению, социальному государству характеристику, как его «открытый характер, когда всё подлежит обсуждению и нет места никакому абсолютизму - ни абсолютизму воли, ни абсолютизму равенства. Оно ведет себя как государство, претендующее на поддержание рав­новесия между свободой и равенством, причем равновесие находится в посто­янном напряжении и поэтому является динамическим, а не статическим, вос­приимчивым к постоянным усовершенствованиям и интерпретации, как это и свойственно политической форме, основанной на демократическом плюрализ- ме»[10,57].

К наиболее содержательным признакам социального государства И. Яко- вюк, в своей диссертации «Социальное государство: вопросы теории и пути её становления» относит такие[36,26-27]:

«1) социальное государство является закономерным продуктом эволюции гражданского общества в направлении гражданского общества социальной де­мократии;

2) оно всегда является качественной характеристикой правового государ­ства;

3) провозглашение государства социальным выступает важной конститу­ционной гарантией обеспечения и защиты социальных прав человека;

4) поскольку как цель деятельности, так и сама деятельность (социальная политика) этого государства определяются правовыми решениями, то её функ­ционирование предполагает наличие развитого социального законодательства;

5) социальное государство служит обеспечению гражданского мира и со­гласия в обществе;

6) утверждение социальной государственности способствует трансфор­мации рыночной экономики в социальное рыночное служение собственности, интересам как владельца, так и общества».

В современной научной литературе, посвященной исследованию этой проблематики, сделана попытка периодизации процесса формирования концеп­ции социального государства. В частности, И. Яковюк предлагает такую перио­дизацию процесса развития концепции социального государства[37,15]:

1. Этап предыстории становления социального государства (1800-1880) знаменателен принятием политических решений, которые открыли путь к его началу.

2. Начало его развития (1880-1914) характеризуется выделением в преде­лах внутренней политики его самостоятельного компонента - социальной поли­тики. Начинается процесс формирования социального законодательства.

3. Этап расширения социальной деятельности государства (1918-1960) ознаменовался образованием двух традиций о начале конституционной модели социального государства: как собирательного понятия и как фундаментального принципа конституционного строя.

4. Этап ускорения темпов его развития (1960-1975) сопровождался про­цессом формирования социального права и принятием значительного количе­ства международно-правовых документов, регулирующих отношения в соци­альной сфере, определением минимальных социальных стандартов.

5. На этапе замедления темпов развития социального государства (начи­ная от 1975 г.) происходит его адаптация к новым условиям, пересматриваются минимальные социальные стандарты в направлении их повышения.

Стоит отметить, что среди исследователей социального государства сформировалось несколько направлений. Так, функциональные или структур­ные теории видят в структурных изменениях таких, как модернизация, демо­кратизация или экономический рост основные факторы, которые способствова­ли возникновению такой реальности, как социальное государство. Авторы, придерживающиеся такого мнения (Т. Иверсон, Т. Кюзак, В. Корпи), в основ­ном посвятили свои исследования ответу на вопрос, почему западноевропей­ские страны разработали определённый тип системы социальной защиты. Для теорий, которые сосредоточили своё внимание на роли политических партий (partisan politics), было характерно объяснение разницы между различными мо­делями социального государства. Наиболее яркими исследователями, рабо­тающими в рамках данного подхода, являются представители подхода с точки зрения властного ресурса (power resource approach) - Г. Эспин-Андерсен, Г. Гу­дин, Е. Хикс, Е. Хубер, В. Корпи, X. Палм. Как утверждают Корпи и Палм: «плодотворным является взгляд на социальное государство, как структуру, ко­торая даёт видение результатов и является ареной для решения классовых кон­фликтов и интересов между заинтересованными социоэкономическими груп­пами» [49,425].

Часто термин «социальное государство» применяется как синоним к со­циально ориентированной политике и рассматривают его как составляющую политических мер государства, и в частности аппарата государственной власти, по реализации определённой общественно полезной цели или комплекса опре­делённых государственных целей. Так, по мнению С. Тарасовой, социальное государство - это такое государство, в котором его обязанности доходят не только до обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности, но и от­ветственности за благосостояние граждан[31,28].

И всё же вряд ли социальное государство можно понимать только как государство, осуществляющее соци­альную функцию.

Однако осуществлять социальную функцию может и не правовое, даже тоталитарное государство, - иногда очень успешно. Но этого недостаточно, чтобы назвать такое государство социальным. Кроме того, «необходимыми предпосылками становления социального государства в любой стране высту­пают правовое, преимущественно конституционное, закрепление частной соб­ственности, принципов экономики рыночного типа, социальной и политиче­ской свободы и демократии в форме правового государства, наличие развитой системы гражданского, трудового, экономического и другого законодательст­ва»^,^].

Современной научной мысли более свойственно реалистическое толкова­ние концепции социального государства. Как замечает О. Киндратец, стоит го­ворить не о полном разрешении конфликта между государством и обществом, а о введении механизма поиска компромиссов, определенных правил и процедур согласования интересов между этими двумя сторонами при полном взаимном признании легитимности[13,141].

На основании вышеизложенного, можно дать определение социального государства, которое хотя и не претендует на охват всех существующих моде­лей, но позволяет определить общие черты:

социальное государство - это такое государство, которое признаёт человека высшей социальной ценностью, создаёт индивидам равные условия для материального самообеспечения, оказывает социальную помощь лицам, оказавшимся в трудном положении, с целью обеспечения каждому достойного уровня жизни, перераспределяет материальные блага в соответствии с соци­альной справедливостью, целью которой является обеспечение гражданского согласия.

Исходя из такого определения, можно анализировать, принципы социаль­ного государства. Принцип (от лат. principium - начало, основа) - в философии то же, что и основа, то есть то, что лежит в основе определённой совокупности фактов или знаний[19,137]. Итак, принципы социального государства - это те отправные идеи существования социального государства, которые выражают важнейшие закономерности и устои такого типа государства; отличаются уни­версальностью, высшей императивностью и общезначимостью, соответствуют объективной необходимости построения (как ориентиры) и укреплению соци­ального государства.

Учёные выделяют следующие группы принципов социального государст­ва - общесоциальные, политические и экономические.

Общесоциальные принципы социального государства практически не от­личаются от общесоциальных принципов правового и демократического госу­дарства. Это ещё раз подчёркивает, что социальное государство является след­ствием постепенного естественного преобразования правовой либеральности государства. Среди общесоциальных принципов социального государства мож­но выделить следующие: принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип социальной направленности государства и тому подобное. Эти принципы могут быть конкретизированы.

Политические принципы, которые можно выделить в социальном госу­дарстве, также во многом тождественны принципам правового и демократиче­ского государства. Это, в частности, демократический характер процедуры формирования органов государственной власти, развитость органов местного самоуправления, поддержание равновесия между демократическими институ­тами и сильной государственной властью, демократизм и либерализм государ- ственной власти, ее открытость для граждан и общества в целом. Такое тожде­ство не случайно, ведь, как уже отмечалось, социальное государство осуществ­ляет свои цели и принципы в форме правовой демократической государствен­ности.

В экономических принципах социального государства чётко просматри­ваются характерные особенности именно такого типа государства: равновесие между рынком и планированием, между экономической эффективностью и со­циальной справедливостью, а также защита конкуренции со стороны государ­ства, ограничения монополизма, «прозрачная» приватизация, равный доступ к кредитам для развития бизнеса, защита отечественного производителя от транснациональных корпораций, которые демпинговыми ценами стремятся уничтожить экономику в переходных странах, и тому подобное. Условно мож­но выделять чисто юридические принципы, относящиеся к механизму социаль­ного государства.

Несколько иной перечень приводит И. Яковюк[36,27]:

• принцип человеческого достоинства;

• социальной справедливости;

• социального партнёрства или солидарности;

• автономии общественных отношений и процессов;

• субсидиарности;

• социальных обязательств.

Представляется, что в настоящее время этот перечень является самым глубоким из приведённых выше работ учёных, хотя и нуждается в совершенст­вовании.

Итак, если синтезировать лучшие идеи названных выше исследователей, учитывая современный опыт функционирования социального государства, можно выделять следующие принципы функционирования социального госу­дарства.

Принцип человеческого достоинства. Сформулировав «право на достой­ное человеческое существование», Р. Гасслер обосновывал его тем, что «поль­зование свободой может быть абсолютно парализовано нехваткой средств. Та- ким образом, именно во имя охраны свободы, право должно взять на себя забо­ту о материальных условиях её реализации» [9,3 8-39]. То есть этот принцип стал знаковым для возникновения феномена социального государства, активи­зации роли государства в защите человеческого достоинства - прежде всего пу­тём обеспечения прожиточного минимума.

Согласно принципу социальной справедливости, государство берёт на се­бя обязанность обеспечивать отдельным гражданам и всем представленным в обществе социальным группам, которые попали в затруднительное материаль­ное положение, помощь и поддержку.

Так, немецкие учёные выделяют ещё один тесно связанный принцип - принцип социального равенства. Поскольку самая главная функция социально­го государства - реагировать на социальное неравенство определённых слоёв населения, например, многодетных семей, детей и молодёжи, инвалидов. Но осуществление этого принципа может приближать к социальному равенству, а не пытаться установить его.

Принцип солидаризма (социального партнёрства). Этот принцип базиру­ется на солидарности, то есть общности интересов, единства действий, совме­стной ответственности. Он корректирует индивидуальную экономическую сво­боду в интересах общества[11,59].

Тесно связан с предыдущим - принцип социальных обязательств. Имеется в виду как обязанность индивида придерживаться определенных обязательств перед обществом и государством, так и обязанности государства перед челове­ком.

В самом общем виде принцип субсидиарности можно понимать как за­прет и нецелесообразность чрезмерной социальной опеки государства над че­ловеком при решении проблем, с которыми человек не может справиться само­стоятельно.

На сегодня принцип равных возможностей воплощён как в национальном законодательстве абсолютного большинства стран, так и в целом ряде между­народных актов. Речь идёт о том, что государство не распределяет материалы ные блага поровну, а создаёт условия и гарантии справедливой приватизации, честной конкуренции, недопущения монополизации, равного доступа к кредит­ным ресурсам, равенства перед законом (правоохранительными и контроли­рующими органами) и т.д., что даёт возможность гражданам обеспечить себя и свои семьи.

Часто принцип реальности социальных прав человека называют принци­пом реального обеспечения социальных прав. Суть этого принципа заключает­ся в том, что социальные права должны быть обеспечены и гарантированы все­ми специальными субъектами (прежде всего - государством)[17,8].

<< | >>
Источник: Петров В.П.. Петров В.П. Основы социального государства [Электронный ресурс]: Учебн. пособие / В.П. Петров, В.Э. Семёнова, К.А. Шкенев; Нижегор. гос. архитектур,- строит, ун-т. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. - 283 с. . 2016

Еще по теме §2. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА:

  1. Функционирование социального государства на изложенных выше принципах обеспечивается, прежде всего, с помощью соответствующих механизмов социальной по­литики.
  2. § 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
  3. Экономический фундамент функционирования социального государства
  4. 5.2. Принципы организации и функционирования механизма государства
  5. Раздел З Современные научные представления О СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ, ПРИНЦИПЫ И МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
  6. 57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА
  7. Сущность социального государства определяется не политическим режимом, а признанием и закреплением со стороны государства социаль­ных обязанностей перед гражданами.
  8. 1. Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства
  9. Механизмы реализации принципов социального государства
  10. РАЗДЕЛ II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ, СУЩНОСТИ И социального НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  11. Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  12. 4.1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
  13. 20.4. Цели и принципы социальной политики государства