<<
>>

2.1. Традиционная правовая культура и стиль юридической науки

Наука как особый стиль мышления, как особая сфера знаний, независимая ни от какой другой, опирающаяся на свои собственные гносеологические основания, оформилась в 16-17 вв., после эпохи итальянского Возрождения при формировании европейского секулярного общества.

Так получилось, что науку сейчас понимают так, как Рене Генон определяет термин «профанная наука», т.е. область знаний, построенная на чистом интеллекте, лишенная каких бы то ни было священных оснований. Хотя при желании мы всегда даже в этой профанной науке можем найти сакральные элементы, постулаты, к которым относятся как к каким-то нерушимым священным догматам, и без которых научная картина мира не мыслится. Новая научная рациональность второй половины XX века, построенная на началах неклассический и постклассической методологии, пытается, конечно, освободиться от этих идеологических пут, но пока что позиции традиционной научной методологии XVIII-XIX вв. достаточно сильны, особенно в гуманитарных областях знания, в том числе и в юриспруденции.

Тем не менее, мы не можем игнорировать тех изменений в философии и методологии науки, которые несет нам вторая половина XX века и начало XXI века. Точно также не можем мы не учитывать и исторического своеобразия юридического познания, характерного для периода Древности и Средневековья, любая возможная модернизация (рассмотрение явлений и процессов с современной точки зрения и без учета того исторического контекста, в котором они имели место быть) в данном случае также вредна, как и забвение изменения общей методологической ситуации в наше время.

Исходя из этого представляется необходимым согласиться с теми авторами настоящего курса, по мнению которых для традиционной правовой культуры, а также для правовой культуры Древнего Рима более обоснованным будет употребление не термина «юридическая наука» а термина «стиль юридического мышления», и, соответственно, правильнее вести речь не о методологии юридической науки, а о методологии юридического познания на донаучных этапах развития человеческих обществ. Однако, без уяснения специфики традиционного стиля юридического мышления невозможно с достаточной полнотой и всесторонностью представить себе современное состояние юридической науки. В связи с этим рассмотрим своеобразие традиционной правовой культуры и основные черты права, выработанного этой культурой.

<< | >>
Источник: В.В. Сорокин. История и методология юридической науки: учебник для вузов /под ред. д-ра юрид. наук, профессора В.В. Сорокина. – Барнаул,2016. – 699 с.. 2016

Еще по теме 2.1. Традиционная правовая культура и стиль юридической науки:

  1. В юридической литературе по истории государства и права сложилось представление о следующих основных чертах традиционного права и правовой культуры традиционных обществ:
  2. 2-й этап – XVIII век. – Компилятивно-подражательный стиль развития русской правовой культуры.
  3. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ 1.1. Об ангажированности юридической науки: постановка проблемы
  4. §3. Правовая культура и юридический менталитет
  5. § 7. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки
  6. Глава 3. Правовая культура в юридической психологии
  7. 2.2. Особенности юридического познания в мусульманской правовой культуре
  8. Особенности стиля юридического мышления в древнерусской правовой культуре
  9. Своеобразие индусской правовой культуры и стиля юридического мышления.
  10. 1-й этап – Развитие собственной правовой культуры и стиля юридического мышления.
  11. § 4. Правова культура: зв'язок із загальною культурою. Види правової культури
  12. Лекция 3. Правовая культура: понятие, уровни, формы. Функции правовой культуры
  13. § 6. Язык и стиль изложения нормативно-правового акта
  14. 60) Тенденции в развитии юридической науки и юридического образования.
  15. . ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ . ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
  16. Структура юридической науки.
  17. Корпоративная культура в системе категорий экономической науки