<<
>>

§ 6. Историко-теоретические истоки теории правовой государственности

Зачатки теории правового государства в виде идеи господства права и закона в жизни общества, государства, построенного на правовых основах, прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран.

Так, древнегреческий философ Платон в своих диалогах под названиями «Государство» и «Законы» высказывал суждение о том, что закон должен быть владыкой над правителями, тем самым подчеркивая, что в обществе не должно быть организаций или лиц, действующих независимо от закона.

Аналогичную идею обосновал древнегреческий философ Аристотель, считавший, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми, в том числе над государством. Там, где отсутствует власть закона, утверждал Аристотель, там нет места и какой-либо цивилизованной форме государственного строя.

С такими идеями Древней Греции согласуются взгляды на государство древнеримских политических и общественных деятелей. Так, политический деятель, оратор и писатель Цицерон в своих произведениях «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» обосновал вывод о том, что государство есть «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права», и сформулировал правовой принцип, согласно которому «под действие права должны подпадать все».

Подобные правовые взгляды о торжестве права и закона обосновывались философами и юристами Древнего Китая. В рукописях того периода проводится мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», страна должна управляться справедли­востью, а не силой, насаждающей порядок[175].

История развития концепции правового государства получила достаточное освещение и в отечественных научных работах, поэтому здесь предложены только самые общие, принципиальные, ориенти­рующие положения. С позиций понимания правового государства как требования справедливого по отношению к человеку государствен­ного устройства, как интегративной концепции представляют интерес три аспекта ее исторического развития: а) история термина «правовое государство»; б) история развития отдельных положений теории правового государства; в) история развития теории правового государства как самостоятельной целостной научной доктрины.

Кто впервые употребил сам термин «правовое государство»? Как отмечают исследователи, этот вопрос не столь важен и представляет скорее историко-литературный интерес. Термин «государство права» (Rechtsstaat) появился впервые в книге немецкого ученого К. Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказа­ния», вышедшей в 1813 г.

В истории развития теории правового государства как самос­тоятельной целостной научной доктрины можно выделить ряд этапов.

Первый этап - разработка отдельных фрагментарных положений теории правового государства в политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима, в средние века - до XVI в. (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Фома Аквинский, Мартин Лютер, Данте Алигьери и др.).

Второй этап - обоснование концептуальных положений теории правового государства в Новое время, в период буржуазных революций, в период смены традиционных государств государствами конституционными - XVI-XVIII вв. (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, И. Кант, Г. Гегель и др.)

Третий этап - становление теории правового государства как целостной философской и политико-юридической концепции. Понимание «правового государства» как особого состояния госу­дарственного устройства утвердилось в немецкой литературе по государственному праву в первой половине XIX в. в трудах К. Т. Велькера, Р. фон Моля, Ф. Ю. Шталя, Р. Гнайста, Л. Штайна и др.1

Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах выдающихся немецких философов Г. Гегеля и И. Канта. В «Философии права» Г. Гегель дал понятие гражданского общества, которое органически связано с государством. И. Кант в главных политико-юридических произведениях «Метафи­зические начала учения о праве», «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения» и др. понимание права органи­чески связывает с представлениями о свободе личности. Примеча­тельно и то, что И. Кант рассматривает государство в единстве с этикой и правом. Под государством он понимает объединение «множества людей, подчиненных правовым законам».

Ценность воззрений Г. Гегеля и И. Канта на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом их концепция правового государства прямо и последовательно отстаивает идею свободы личности, значимость ее защиты от произвола государства. Цель закона - обеспечение торжества права. Выводы Г. Гегеля и И. Канта оказали значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества[176].

Значительное освещение и развитие идея правового государства получила в произведениях современных юристов, политологов, социологов. В прямой, а чаще косвенной, форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда западных государств.

Чем же отличается правовое государство от неправового? Каковы его основные признаки и черты? Отвечая на данные вопросы, следует выделить прежде всего такую особенность правового государства, как верховенство закона. В соответствии с данным признаком, или принципом, ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Причем, когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом, а в самом прямом своем значении - как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Возникновение и эволюция идеи правового государства - процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отражают соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.

Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти[177].

<< | >>
Источник: X.Т. Адилкариев, И. Т. Тультеев, Н. П. Азизов. Теория государства и права: Учебник / X. Т. Адилкариев, И. Т. Тультеев, Н. П. Азизов и др. / Под общей редакцией проф. X. Т. Адилкариева. - Т.: Академия МВД Республики Узбекистан, 2014.-522 с.. 2014

Еще по теме § 6. Историко-теоретические истоки теории правовой государственности:

  1. Бранденбург, В.Я.. Историко-философский анализ развития научного знания. Часть 1. Становление науки: от истоков до коперниканского переворота.2009, 2009
  2. Учебный материал состоит из пяти частей: общеметодологических вопросов теории государства и права, общего учения о государстве, теории права, теории правового поведения и теории правового государства ка
  3. У истоков государственности.
  4. 8. Взгляды учёных на истоки отечественной государственности.
  5. Историко-литературный аспект Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов.
  6. § 1. У истоков политико-правовой мысли
  7. § 2. Историко-правовые аспекты формирования правового статуса иностранного военнопленного, находящегося на территории России, в исследованиях отечественных юристов в довоенный период
  8. § 1. Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира
  9. Глава 1. Конституционно-правовые и теоретические основы осуществления контроля законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации за органами исполнительной власти
  10. Историко-правовой анализ развития института брака в ИДГ
  11. Глава восьмая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
  12. Глава восьмая ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
  13. Правовой режим земель историко-культурного назначения