§ 1. Понятие и сущность права
Право есть многоаспектное и многоуровневое системное образование. Это настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, напротив - возрастает.
В современной юридической науке термин «право» интерпретируется с различных точек зрения. Обобщая самые известные подходы к пониманию данного термина, можно сделать вывод о том, что право представляет собой нормативное выражение исторически сформированного порядка общественных отношений между свободными и равными субъектами, нарушение пределов которого может быть устранено средствами государственного регулирования и принуждения.
Основываясь на неотъемлемой связи права и государства (общеизвестно, что государство обеспечивает реализацию права посредством принудительно-властных средств), в большинстве случаев формируется вывод о том, что право порождается государством. Толчком к такому умозаключению является факт официального утверждения норм права со стороны государства или принятия их в процессе законотворческой деятельности.
В подобном положении создается основа для характеристики права как совокупности принятых или утвержденных государством юридических норм, обеспечивающихся его принудительной силой.Право по своему социальному назначению различается, во- первых, как право общесоциального значения (духовное право, право народов и т.п.), во-вторых, как право, являющееся юридическим средством, связанным с государством.
Право в чисто юридическом значении - это система общеобязательных юридических норм, санкционированных или принятых и обеспечиваемых государством, направленных на упорядочение общественных отношений.
Право входит в ряд не только самых важных, но и чрезмерно сложных социальных явлений.
Римские юристы, пытаясь понять смысл права и определить его место в жизни общества, акцентировали внимание на изучении всех признаков и особенностей права, не ограничиваясь только одними свойствами. Так, юрист Павел говорил о нескольких значениях права: первое - право «всегда означает справедливость и разумность» - это естественное право; второе - право имеет значение «предмета, полезного для всех или большинства людей определенного государства» - это гражданское (цивильное) право.По мере развития общества и государства менялось и представление людей о праве, созданные же римскими юристами его ранние основы, хоть и в усовершенствованном виде, все же остались существовать. Многие институты римского права (например, имущественное право, наследственное право, право купли-продажи и др.) нашли и находят по сей день свое отражение в гражданских кодексах и иных нормативно-правовых документах многих стран мира.
Скажем, Гражданский кодекс Франции 1804 г., известный под названием «Кодекс Наполеона», был разработан на основе глубокого изучения римского права и широкого использования его норм. В нем, под воздействием принципов и различных институтов римского права, уделяется особое внимание имущественному праву, закрепляются пути и методы обретения собственности. Подобного рода влияние римского права на правовые системы иных стран мирового сообщества (в юридической литературе оно именуется «рецепцией римского права») определенным образом отражается в особенностях и содержании данных систем, а также в определении понятия права.
Не потеряли сегодня своего значения и нормы (правила), сформулированные древнегреческими и древнеримскими философами, относительно неотъемлемой связи права и справедливости, права и благодеяния. Так, в своих трактатах греческий философ Аристотель отмечает, что право олицетворяет собой критерий политической справедливости и служит нормой политических отношений между людьми. Древнеримский же юрист Ульпиан пишет, что «человек, изучающий право, прежде всего должен узнать, откуда происходит слово “право” (jus); оно получило свое название от правосудия (justitia)...
Право есть наука о добром и справедливом»[68].По мнению известного государственного деятеля и правоведа М. Т. Цицерона, в основе права лежит соответствующая природе истина. Здесь истина является вечной и неизменяемой особенностью как всей природы в целом, так и человеческой природы - в частности. «Истинный закон» - это соответствующее природе разумное, постоянное, вечное положение, распространяющееся на всех людей, призывая к исполнению долга и предотвращая совершение преступлений посредством императивных предписаний и запрещений; однако в ненужный момент для честных людей оно ничто не запрещает и не указывает.
Положения естественного права не потеряли своего значения в теории и практике правоведения современности. Многие из них нашли свое отражение в конституционном законодательстве ряда стран мира. К примеру, в Конституции Республики Узбекистан (ст.24) непосредственно закрепляется, что «право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека». Данное право не создается государством либо каким-либо органом, возникая на основе ни от кого не зависящих естественных причин.
На формирование представлений о сущности и значении права, а также его характеристики оказывают огромное влияние и другие факторы. Здесь важное значение имеют факторы, связанные с местом права в жизни общества и государства и реализуемыми им социальными задачами.
С социальной точки зрения право отличается своей точностью и конкретностью. Это естественно, потому что издревле право возникает не как результат деятельности определенного класса, нации или человеческой общности, а представляет собой исключительно продукт жизни всего общества и результат его естественного развития. Право - это высшая социальная ценность и показатель культуры всего человечества. Доказательством тому служат принятая Генеральной Ассамблеей ООН Всемирная декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.
Нормы права, отражающие интересы всего общества или хотя бы его большей части, содержатся не только в международно-правовых документах, но и в ряде принятых государством нормативных актов: конституциях, законах, некоторых подзаконных актах.
В реальности конституция любой страны закрепляет в себе требования и положения, касающиеся интересов целого общества. Например, в Конституции Республики Узбекистан законодательно отражается равенство всех граждан перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения (ст. 18), право каждого на жизнь (ст. 24), свободу и личную неприкосновенность (ст. 25), защиту от посягательств на его честь и достоинство (ст. 27) и т.д.Таким образом, право представляет собой устанавливаемую и охраняемую государством систему общеобязательных правил поведения, отражающих общие и личные интересы населения страны, являясь средством государственного регулирования общественных отношений. Другими словами, право есть система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой свободы, выраженная главным образом в законодательстве и регулирующая общественные отношения.
Из вышеизложенного видно, что в юридической литературе не существует единого подхода к определению понятия права. Многообразие мнений о данном социальном институте порождается наличием множества факторов, оказывающих влияние на процесс формирования точных научных представлений о нем.
Еще по теме § 1. Понятие и сущность права:
- Понятие права (нормативный подход к пониманию права), сущность права, принципы и функции права.
- Тема 9. Понятие и сущность права
- § 1. Понятие сущности права
- 9.1. Понятие и сущность права
- Раздел III. ТЕОРИЯ ПРАВА ГЛАВА 7. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА
- РАЗДЕЛ 3. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Тема 9. Сущность и понятие права
- Раздел четвертый ТЕОРИЯ ПРАВА Глава 16 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРАВА
- Лекция 12 Теория права. Происхождение, понятие и сущность права
- § 1. Понятие и сущность принципов права
- Тема 8. Понятие, сущность, принципы и функции права.
- Понятие, признаки и сущность права
- Понятие и сущность права
- §2. Сущность, понятие и содержание права
- Понятие и сущность права
- 26. Понятие, сущность и определение права
- Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА
- Глава одиннадцатая СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА
- Тема 10. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРАВА
- Вопрос 2. Понятие, признаки и сущность права
- § 2. Понятие, сущность и формы реализации права