<<
>>

1. Постановка проблемы

Проблема эта впервые была поставлена в науке авторского права М.В.Гордоном. «Для элемента творчества,—писал М. В. Гордон,—характерным является прежде всего то, что произведение отличается существенной новизной, говорящей о самостоятельной работе автора»1.

Если вдуматься в формулу М. В. Гордона и извлечь из нее содержащиеся логические возможности, то можно прийти к интересной и важной аналогии, сближающей в этом пункте авторское право с изобретательским и правом на открытие. Но об этом далее.

Как же представлял себе М. В. Гордон существенную новизну произведения? «Конечно, новизна в произведении является понятием относительным. В области науки и литературы значительная часть произведений основывается на трудах предшественников автора по данной области. Возможны всякого рода литературные и научные влияния, возможны переработки ранее созданных произведений для создания нового. Во всех этих случаях элемент новизны не будет налицо в полной мере»2.

Приведенные высказывания М.

В. Гордона показывают, что автор видит в существенной новизне произведения проявление его творческой самостоятельности, не тре-

4 М. В. Гордон, Советское авторское право, Юриздат, 1955, стр. 63.

2 Т а м же, стр. 63.

17

буя при этом абсолютной новизны произведения: новизна относительна, ее мера может быть различной в разных произведениях.

Таким образом, под существенной новизной произведения М.В.Гордон понимает меру новизны: большее или меньшее количество новых элементов в произведении, В изобретательском праве и в праве на открытие под существенной новизной понимают качество новизны: неочевидность технического решения с точки зрения мирового уровня технических и научных знаний, невыводимость открытий из известных научных положений.

Мысль, высказанная М. В. Гордоном, была развита Т. А. Фаддеевой. «Авторское произведение литературы, науки, искусства или технического творчества должно явиться новым в сравнении с ранее известными произведениями аналогичной деятельности. Новое может быть проявлено в теме, идее, содержании или форме произведения. Произведения с новой идеей, оригинальным содержанием и формой изложения обладают существенной, абсолютной новизной. Таковы все изобретения, воплощающие новую техническую идею, открытия. Такие произведения живописи, как «Кочегар» Касаткина с идеей социальной несправедливости, картина Репина «Иван Грозный и его сын Иван», подметившая впервые в истории не столько факт убийства сына и жестокость Ивана Грозного, сколько человечность Грозного, представленного зрителю страждущим и слабым; литературное произведение М. Горького «Мать» с темой революционного пробуждения женщины—также являются новыми произведениями»1.

Как видно из приведенного текста, речь у Т. А. Фаддеевой идет одновременно и о мере новизны в авторском праве, как у М. В. Гордона (количество новых элементов), и о качестве новизны (как в изобретательском праве) . Однако мысль Т. А. Фаддеевой, важная и интересная сама по себе, осталась неразработанной. Провести параллель между новизной произведения литературы или науки, с одной стороны, и новизной изобретения — с дру-

1 Т. А. Фаддеев а, Право авторства по советскому гражданскому праву («Вестник ЛГУ» № 23, серия экономики, 1957, стр. 114).

18

гой, как это сделала Т. А. Фаддеева,—это значит лишь поставить проблему, но не решить ее. Ведь в литературе по авторскому праву было отмечено, что признание новизны существенным признаком объекта авторского права излишне 1.

Т. А. Фаддеева уловила общность признака существенной новизны в авторском и изобретательском праве, но функция этого признака в том и другом осталась неясной.

Взгляд, высказанный М. В. Гордоном в. 1955 году, на существенную новизну произведения как на один из признаков объекта авторского права таился в скрытой форме уже в ст.

9 Основ авторского права 1928 года, допускавшей использование чужого произведения без согласия автора для создания нового, существенно от него отличающегося. Это означало двоякое:

1) произведение, созданное на основе использования другого, должно быть новым;

2) оно должно обладать существенным отличием от использованного. Иначе говоря, в ст. 9 Основ авторского права 1928 года имелся в виду критерий существенной новизны произведения.

М. В. Гордон, высказывая мысль о том, что «для элемента творчества характерным является прежде всего то, что произведение отличается Существенной новизной, говорящей о самостоятельной работе автора», ограничился этим общим утверждением. Наша задача должна поэтому состоять в том, чтобы определить, во-первых, какие именно элементы произведения должны быть новыми, чтобы можно было говорить о творческой самостоятельности произведения, и, во-вторых, что придает им то качество новизны, которое называется существенной новизной.

Так как существенная новизна продуктов мышления — категория философская, то исследование проблемы следует начать с краткого рассмотрения ее философского аспекта.

1 См. Е. Вакман, И. Грингольц, Авторские права художника, стр. 9.

19

<< | >>
Источник: Ионас В.Я.. Произведения творчества в гражданском праве. 1972

Еще по теме 1. Постановка проблемы:

  1. § 1. Постановка проблемы
  2. §1. К постановке проблемы
  3. §1. К постановке проблемы
  4. § 1. К постановке проблемы
  5. § 1. К постановке проблемы
  6. Постановка проблемы
  7. Проблема психологического анализа процесса постановки задачи
  8. 7. Постановка проблемы философии
  9. Постановка проблемы философского исследования
  10. Постановка проблемы сущности (природы) человека
  11. Государство как эволюционирующий феномен: постановка проблемы
  12. Глава 2 КАББАЛА И ВОСТОК О ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ И ГРАНИЦАХ ИССЛЕДОВАНИЯ
  13. 2.1. Рецепции византийского права в Уложении: постановка проблемы и историография вопроса.
  14. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ 1.1. Об ангажированности юридической науки: постановка проблемы
  15. 4. Философские проблемы различаются в соответствии с делением жизненных проблем на проблемы-образы, проблемы-действия и вербальные проблемы
  16. 7.7. Постановка задач сотрудникам
  17. Постановка тире
  18. Процедура постановки вопросов
  19. Постановка стратегических целей
  20. Общие требования к постановке вопросов