<<
>>

Определенный плюрализм морально-нравственных норм существует в каждом обществе.

Более того, морально-нравственные нормы характеризуются подвижностью, субъективизмом и, по высказыванию философа и социолога Г.Д. Банделадзе, «высоким уровнем подверженности влиянию многих разнонаправленных тенденций и сил»[118].

Указанными свойствами обладают все без исключения морально-нравственные нормы, в том числе, и господствующие в каждом конкретном обществе. Причем в специальной литературе особо отмечается, что даже господствующие морально-нравственные нормы далеко не всегда в состоянии выполнить даже такую элементарную функцию по упорядочению общественных отношений, как установление всеобщей справедливости, понимаемой как равенство и эквивалентность1. З.М. Черниловский приводит по этому поводу пример кровной мести, которая на определенном этапе исторического развития была одним из непререкаемых морально-нравственных постулатов общества, но, тем не менее, глубоко противоречила справедливой организации общественных отношений2.

Очевидно, что морально-нравственные нормы не могут служить прочной основой для реализации оценочными понятиями функций по упорядочению общественных отношений. С другой стороны, правовая норма, по словам А.Ф. Шебанова, представляет собой строго определенное мерило общественных отношений, некий масштаб человеческого поведения, при помощи

-5

которого государственные органы оценивают фактические поступки людей . Упорядочивая общественные отношения посредством права, государственные органы устанавливают законодательно определенный социальный порядок и, тем самым, решают задачу, заложенную в системе правового регулирования в целом.

Подводя итог, необходимо отметить, что реализация функций оценочных понятий не основывается на возможности подмены правовых норм морально-нравственными. Функция оценочных понятий заключается в том, чтобы предоставить государственному органу, осуществляющему правоприменительную деятельность, воспользоваться всем арсеналом правовых средств, в том числе и правилами наиболее обобщенных норм - так называе-

1 См.: Нерсесянц В.С.

Философия права: учебник для вузов. М.: Инфра М - Норма,

1997. С. 28.

2

См.: Черниловский З.М. Досоциалистическое право: прогресс и преемственность // Советское государство и право. 1975. № 11. С. 37.

о

мых норм-принципов, и применить их к конкретному фактическому отношению. Только такая форма осуществления функций оценочных понятий обеспечит надлежащие гарантии единства правовой системы и каждого случая применения права к конкретному общественному отношению, а также соответствия образа действий субъектов оспоренного правоотношения общим и специфическим правилам, установленным законом. В этой связи представляется важным и еще один ключевой аспект рассматриваемой проблематики. Функции оценочных понятий арбитражного процессуального законодательства реализуются в решении арбитражного суда посредством санкционирования государством правовых норм, примененных к оспоренному правоотношению и конкретизированных соответственно обстоятельствам дела. Очевидно, что государство может наделить юридической силой только акт применения права. Факт применения морально-нравственных норм к общественному отношению государство может санкционировать лишь постольку, поскольку указанные морально-нравственные нормы интегрированы в содержание нормы права, подлежащей применению. Таким образом, моральнонравственные нормы могут стать основой реализации функции оценочных понятий, но лишь в той степени, в какой эти нормы входят в состав правовых предписаний.

<< | >>
Источник: НОЯНОВА АЛТАНА АРТУРОВНА. НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ НАЧАЛА АРБИТРАЖНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. САРАТОВ - 2015. 2015

Еще по теме Определенный плюрализм морально-нравственных норм существует в каждом обществе.:

  1. 3доровье общества (система моральных и правовых норм)
  2. §988. Третья форма нравственности, на основе которой существует общество, – это государство.
  3. Морально-нравственный аспект мира политического
  4. § 2. Плюрализм в понимании и определении государства
  5. Православие есть базовый источник морально-нравственных ориентиров русского народа.
  6. При определении размеров компенсации морального вреда
  7. Структура нравственных норм
  8. § 1. Методика определения размера компенсации морального вреда
  9. Существует огромное количество определений религии.
  10. § 4. Нравственные принципы и нормы, их структура. Правила правильности норм