<<
>>

Рост социальной зависимости индивида

, сознание им своей несвободы

получали объяснение в нравственной идеологии протестантизма, которая

выразилась в концепции предопределенности судеб и невозможности для че-

ловека жить праведно, согласно нравственным идеалам.

Перенеся центр тя-

жести с соблюдения нравственных постулатов каждым субъектом в своих

ежеминутных поступках на неспособность человека изменить свое поведе-

ние, протестантизм утверждал, что нравственные постулаты ставятся в пря-

мую зависимость от законов экономической действительности.

Отчуждение от человека его сущностных сил при капитализме дости-

гает наивысшего развития и завершения. Экономическое и политическое от-

чуждение дополнялось отчуждением и в сфере нравственной жизни. Наука

стала средством удовлетворения потребностей товарного производства и

утратила непосредственную связь с нравственными потребностями человека.

Если в древности считалось само собой разумеющимся, что знание служит

человеку и этим измеряется его ценность, то в Новое время научное знание

превратилось как бы в самодовлеющую силу, заставляющую служить себе

1 См.: Маркс К.

Указ. соч. С. 21.

24

людей науки1. Стремление к истине стало представляться самоцелью, при-

крывавшей подчиненную роль науки товарному производству. Тем самым

оправдывалась безнравственность действий, совершенных даже во имя исти-

ны.

Возникшая вместе с ранними формами социально-экономического от-

чуждения и достигшая завершения при капитализме разделенность нрав-

ственной и познавательной деятельности получила наиболее отчетливое от-

ражение в философии И. Канта2. Кант видел основу разделенности нрав-

ственности и истины в вечном и прирожденном различии способностей че-

ловека, в устройстве его внутренней организации. Истину постигает чистый

разум, практический разум содержит в себе правило нравственной деятель-

ности, красота относится к ведомству способности суждения.

Кант разграничил нравственность и стремление к счастью, долг и

склонность, а также этику и житейскую мудрость. Назначение нравственно-

сти по Канту в том, чтобы подавлять чувственные влечения. Если бы чув-

ственность не расходилась с требованиями нравственного закона, то не было

бы никакой надобности в моральных императивах. Нравственный поступок

совершается по долгу вопреки склонности.

По Канту, между злым и добрым образом мыслей нет ничего среднего.

Отсюда следует, что если человек руководствуется стремлением к счастью,

благоразумием, соображениями пользы, то его поступки не могут быть нрав-

ственны, в лучшем случае они легальны, т.е. согласуются с юридическим за-

коном. Более того, их нельзя назвать нравственными даже в том случае, если

они согласуются и с нравственным законом, поскольку в основании их лежат

отнюдь не моральные побуждения. Нравственным поступок делает мотив.

Тем самым, Кант впервые ставит вопрос о нравственном содержании законо-

дательных норм.

1 См.: Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980.

С. 114.

2 См.: Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигае-

мого мира / Кант И. Сочинения. В 6-ти тт. М.: Мысль, 1963-66. Т. II. С. 98.

25

В такой постановке вопроса есть определенные противоречия, о кото-

рых говорили уже и его ближайшие последователи, в частности Ф. Шиллер1.

Получается, что человек, который, устрашась санкции закона подавил в себе

дурные желания, в нравственном плане должен быть поставлен выше того, у

кого независимо от наличия законодательных предписаний дурных желаний

и не возникало.

Но на это замечание Кант мог бы ответить вполне резонно, что если бы

дурных желаний не было бы, то не нужны были бы и закон, как форма, и

нравственность, как его содержание. Но таковые желания (оцениваемые от-

рицательно с нравственной точки зрения) возникают с необходимостью, по-

этому нравственным достоинством обладает тот закон, который может их

пресекать.

Гегель пытался исправить ошибку Канта, встав на позиции историче-

ского рассмотрения развития человеческого духа2. Он указал на единство со-

держания искусства, религии и философии, расположив их вместе с тем в по-

следовательности, как ступени приближения к абсолютной истине. Гегель

предвещал гибель искусства на том основании, что оно уже изжило себя и

должно уступить свое место более адекватному отражению истины. Правдо-

подобие этого прогноза создавалось лишь тем, что дух буржуазного рацио-

нализма, по существу, убивал искусство. С тем же основанием можно было

бы говорить о смерти нравственности, ибо капитализм как таковой вражде-

бен нравственным нормам вообще.

Критикуя этику Канта, Гегель высказывался против долга, оторванного

от нравственных потребностей человека, в защиту блага, счастья, когда они

соответствуют идеалам разума. Истинная нравственность, с его точки зрения,

должна объединять в синтезе обе противоположности – добродетель и благо,

долг и счастье. Такое объединение он считал возможным на пути следования

1 См.: Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер: жизнь и творчество. М.: Гослитиздат, 1955.

С. 57.

2 См.: Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М.: Юристъ, 1998. С. 277.

26

разумной необходимости, согласно которой происходит развитие мирового

духа. Нравственность в этом плане выглядит лишь как средство достижения

царства разумности – разумного государства.

<< | >>
Источник: НОЯНОВА АЛТАНА АРТУРОВНА. НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ НАЧАЛА АРБИТРАЖНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. САРАТОВ - 2015. 2015

Еще по теме Рост социальной зависимости индивида:

  1. Рост социальной зависимости индивида,
  2. 3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
  3. Рост стоимости энергоснабжения, как один из факторов замедления социально-экономического развития России
  4. Интернет вне зависимости от регистрации в указанной социальной сети .
  5. 57 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ.И ВИДЫ. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
  6. Раздел YIII. Экономический рост. Научное производство и циклическое развитие экономики. Глава 20. Экономический рост
  7. Отношение между растущими цивилизациями и индивидами
  8. II. Преступная толпа и индивид
  9. ТЕМА 5. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ «ИНДИВИД – ОБЩЕСТВО».
  10. «Способности» творческого интеллекта в XV веке были эмпирически обнаружены в мышлении индивида
  11. § 1. Экономический рост. ||
  12. В общем смысле, под общественным порядком понимается основанное на принципах морали, нравственности и этики поведение индивида в обществе. Хулиганство (ст. 213 УК РФ)
  13. Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях Движение Ухода‑и‑Возврата
  14. Экономический рост: содержание, показатели и факторы
  15. 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).
  16. Личностный рост в трансперсональной психологии
  17. Личностный рост в трансперсональной психологии