<<
>>

Традиция европейской философии

связывает с христианством и само появление совести, в чем, несомненно, проявилось давление и инерция церковно-апологетической литературы[4].

Сравнение христианских нравственных норм с предшествующими им античными показывает отличия их содержания в оценке добра и истины.

Нравственная цель античного философа классических времен заключалась в том, чтобы указать путь разумного самоопределения личности, который обеспечивал бы одновременно добродетельную, прекрасную и счастливую

3

жизнь .

Однако в условиях духовного и политического кризиса и разложения античных порядков нравственные нормы, сочетающие в себе добродетель, счастье и разумность показали свою неспособность стать надежным мерилом поведения человека.

Согласно христианским нравственным правилам, которые сменили античную парадигму, добродетель, как основа нравственных норм, должна основываться на таких постулатах, как самоотречение, отказ от счастья и благополучия, сострадание и любовь к ближним.

Обосновать такие представления о нравственных правилах логическими доводами было нельзя.

Поэтому вместо рационального обоснования, распространенного в античную эпоху и апеллирующего к целесообразности нравственного образа жизни и личной заинтересованности в нем человека, христианство выдвинуло идею обращения к сверхразумному авторитету небесного владыки. Только таким способом можно было обесценить реальные земные блага и саму жизнь, обесценить человеческий разум, философское знание[5]. В этом и заключается причина состоятельности христианского нравственного учения и вытеснения им античных представлений о нравственности.

В нравственных правилах христианского учения трансформировалось и понятие счастья. Оно стало связываться лишь с приближением к Богу. Учение о нравственности и благодати как о необходимых условиях спасения стало важным элементом этического мышления. Нравственный постулат христианства гласил, что человек не может одними только своими силами достичь истинной жизни, он должен воспринять помощь, посылаемую Богом.

Этот существенный поворот мысли в эпоху поздней античности был воспринят христианством и удержался в нем (даже усилился в протестантизме) до наших дней. Нравственная догма о всеобщей греховности, об испорченности человеческой природы является важнейшим элементом христианских концепций человека. Христианство выразило в мистической форме реально существующую и ощущаемую каждым человеком коллизию - противоположность между нравственными идеалами и жизнью, моральными правилами и фактическим поведением субъекта, между тем, что признается нравственно обоснованным, и тем, что является следствием естественных потребностей человека.

Признание несоответствия нравственного идеала и фактического поведения человека имело в христианском учении о нравственности утешительную силу: оно примиряло человека с самим собой - все так устроены, безгрешен и совершенен лишь один Бог. Как выразился современный философ и теолог С. Булгаков, разлад между нравственными ценностями и поведением, в христианском учении фактически неизбежен[6]. Тем не менее, каждый может и должен бороться с грехом, понимаемым как отступление от нравственных идеалов и ценностей.

Нравственные постулаты христианства соединили в себе разнородные и противоречивые начала. Это с самых первых веков существования религии породило массу различных интерпретаций, одинаково именующих себя христианскими. Здесь одна из причин чрезвычайной живучести христианских нравственных норм, их громадной лабильности и приспособляемости к различным, несхожим условиям и временам.

<< | >>
Источник: НОЯНОВА АЛТАНА АРТУРОВНА. НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ НАЧАЛА АРБИТРАЖНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. САРАТОВ - 2015. 2015

Еще по теме Традиция европейской философии:

  1. Лекция 8. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения и роль немецкой классической философии в развитии европейской философской традиции.
  2. Долгие годы американский консерватизм уступал европейскому по глубине и многообразию традиций.
  3. История философии в семнадцатом столетии имела дело с рядом традиций.
  4. ЛИЧНОСТНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ B ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ШКОЛА, НАПРАВЛЕНИЕ, ТРАДИЦИЯ
  5. Семинарское занятие 1 Европейская философия и её история
  6. Западно-европейская философия.
  7. Лекция 5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
  8. Выше было сказано, что практическая философия имеет богатую литературную историю и традиции.
  9. ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  10. Европейская философия, по замечанию А. Н.Уайтхеда, представляет собой не что иное, как подстрочные примечания к Платону.
  11. Предметом «Ионийской философии»2 явились первые европейские философские учения таких древнегреческих философов, как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (Ми­летская школа), во-первых, и Гераклит, во-вторых.