<<
>>

13.2 Основные представители школы гештальтпсихологии

Максу Вертхеймеру (1880 – 1943 гг.) однажды во время отпуска пришла идея одного эксперимента, суть которого состояла в том, чтобы выяснить, почему мы иногда наблюдаем движение, когда оно на самом деле не происходит.

Он сошел с поезда во Франкфурте, купил игрушечный стробоскоп и провел предварительную проверку своей догадки прямо в отеле. (Стробоскоп, предшественник современного проекционного аппарата, представляет собой устройство, которое на мгновение освещает изображения последовательных фаз изменения положения объектов, создавая у зрителя впечатление их движения). Позднее Вертхеймер провел более глубокое исследование проблемы во Франкфуртском университете.

Эксперимент Вертхеймера был посвящен изучению восприятия кажущегося движения предметов – то есть движения, которое на самом деле не происходит. Для его определения Вертхеймер пользовался термином «впечатление движения». Используя тахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20 – 30 градусов.

Если световой луч пропускался сначала через одну прорезь, а потом через другую через относительно длительный интервал времени (более двухсот миллисекунд), наблюдатели видели последовательное появление света сначала в одной, а затем в другой прорези. Если временной интервал сокращался, то наблюдателям казалось, что обе прорези освещены постоянно. При длительности интервала порядка 60 миллисекунд, создавалось впечатление, что линия света непрерывно перемещается от одной прорези к другой и обратно.

Вертхеймер был убежден, что это явление, получившее экспериментальное подтверждение в его лаборатории, по-своему также является элементарным, как и обычное ощущение, но, в то же время, представляет собой нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений.

Он назвал это явление фи-феноменом.

Согласно теории Вундта, интроспекция этих стимулов должна была создавать восприятие двух соседних полосок света и ничего более. Но как бы строго не проводилась интроспекция в опыте Вертхеймера, движущаяся полоска продолжала наблюдаться, а все попытки объяснения ее появления со старых теоретических позиций оканчивались неудачей. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). Таким образом, традиционный атомистической ассоцианистской психологии был брошен открытый вызов.

Вертхеймер опубликовал результаты своего исследования в 1912 году в статье под названием «Экспериментальные исследования восприятия движения». Считается, что именно она положила начало возникновению школы гештальтпсихологии.

В 1921 году Вертхеймер, Коффка и Келер при содействии Курта Гольдштайна и Ганса Грюле основали журнал «Психологические исследования», который стал официальным печатным изданием школы гештальтпсихологии.

Вертхеймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в какой воспринимаем кажущееся движение – то есть как единое целое, а не как наборы индивидуальных ощущений.

Базовая предпосылка этих принципов состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно, и ее возникновение неизбежно всякий раз, когда мы смотрим вокруг себя.

Согласно гештальттеории, первичная деятельность нашего мозга по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных проявлений. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы визуальных входных сигналов и не связывает их вместе с помощью механического процесса ассоциации.

Напротив, мозг представляет собой динамичную систему, в которой все элементы являются активными в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединению, а элементы, которые являются несходными или далекими друг от друга, не объединяются.

Основные принципы организации восприятия:

¾ Близость,

¾ непрерывность,

¾ сходство,

¾ замыкание,

¾ простота,

¾ фигура-фон.

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта, они присутствуют в наблюдаемых объектах сами по себе.

Книга Макса Вертхеймера, посвященная проблемам продуктивного мышления, была опубликована уже после смерти ее автора, в 1945 году. В ней он попытался применить гештальтпринципы научения к вопросам творческого мышления людей, на основе предположения, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. При этом он утверждал, что для успешного решения поставленной задачи ситуацию в целом должны хорошо представлять себе и ученик, и учитель.

Рассматривая различные этапы взросления человека и его решения разных по сложности задач, Вертхеймер нашел доказательства в поддержку того, что понимание проблемы в целом должно преобладать над пониманием ее отдельных составляющих. Он утверждал, что отдельные детали следует рассматривать в непосредственной связи с общей ситуацией и что решение проблемы должно двигаться от общего к частному, а не наоборот.

Вертхеймер считал, что если преподаватель организует материал классных упражнений в целостную систему, то у его учеников легче проявится «инсайт», они смогут уловить суть проблемы и найти ее решение. Вертхеймер продемонстрировал, что как только принцип решения задачи усвоен, он может применяться и в других ситуациях.

В книге «Основы психического развития» (1921 г.) и других ра­ботах Курт Коффка (1886 – 1914 гг.) доказывал, что от того, как воспринимает ребенок мир, зависит, его поведение и понимание ситуации.

К такому вы­воду он пришел потому, что считал, как уже отмечалось выше, что процесс психического развития – это рост и дифференциация геш­тальтов. Данное мнение разделяли и другие гештальтпеихологи. Так как определяет и направляет процесс формирования и транс­формации гештальтов восприятие окружающего мира, то именно восприятие и является ведущей психической функцией психическо­го развития в целом.

Сам процесс психического развития, с точки зрения Коффки, делится на два параллельных процесса – созревание и обучение. В своих работах он подчеркивал их независимость, доказывал, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может, и отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, так же как и процесс созревания не ускоряет обучение.

Изучая процесс восприятия, гештальтпсихологи утверждали, что его основные свойства рождаются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность вос­приятия, а также его осмысленность.

Исследования развития восприятия у детей, которые проводи­лись в лаборатории Коффки, показали, что ребенок рождается с набором смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в течение жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными.

Обобщающие результаты своего исследования восприятия Коф­фка изложил в работе «Принципы гештальтпсихологии» (1935 г.). В этой книге анализируется множество феноменов перцепции, ко­торые относятся к 24 различным «законам», описываются свойст­ва и процесс формирования восприятия, на основании которых он сформулировал теорию восприятия, не потерявшую значения и в настоящее время.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. В 1935 году Коффка издал книгу «Принципы гештальтпсихологии».

Первые работы Вольфганга Келера (1887 – 1967 гг.), посвященные исследованию интеллек­та шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию – от­крытию инсайта (озарения).

Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы двухфазными, так как состояли из двух частей. В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое которое было необходимо для решения проблемы (например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например для получения банана, находящегося далеко от обезьяны.

Эксперимент должен был помочь понять, каким способом решается задача – происходит ли слепой поиск правильного решения (по типу метода проб и ошибок) или обезьяна достигает цели благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Эксперименты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи. Объясняя феномен инсайта, он доказывал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурирова­нием гештальта» и считал, что такое переструктурирование происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта, но только от способа расположения предметов в поле. Именно зто переструктурирование и происходит в момент инсайта.

Доказывая универсальность открытого им способа решения задач, Келер по возвращении в Германию провел серию экспериментов по исследованию процесса мышления у детей.

Данные эксперименты, подтверждая универсальность инсайта, раскрывали, с точки зрения Келера, и общее направление психи­ческого развития, и роль обучения в этом процессе. Доказывая основное положение его школы о том, что психическое развитие связано с переходом от схватывания общей ситуации к ее диффе­ренциации и формированию нового, более адекватного ситуации гештальта, Келер раскрывал условия, способствующие этому пере­ходу.

Понятие об инсайте – ключевое для гештальтпеихологии – стало основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления.

<< | >>
Источник: Коротина О.А.. История психологии: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 179с.. 2015

Еще по теме 13.2 Основные представители школы гештальтпсихологии:

  1. 13.1 Возникновение и история развития школы гештальтпсихологии
  2. 25 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ (ШКОЛЫ) ПРАВА
  3. Основные правовые школы
  4. Основные постулаты и идеи классической школы
  5. 1.4.Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
  6. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
  7. §2. Основные правовые школы: mos gallicus, usus modernus, вторая схоластика.
  8. Тема № 13. Гештальтпсихология
  9. ! Задание 1.3. Составьте таблицу, раскрывающую становление научных школ управления (основные этапы, ключевые идеи и наиболее известные представители).
  10. Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации Комментарий к статье 5.6
  11. Образование. Школы и университеты
  12. Австрийская и Лозанская школы маржинализма
  13. ШКОЛЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ БУДДИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ
  14. Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы
  15. Вехи истории болонской школы