8.5 Антропологический материализм Л. Фейербаха

Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.) изучал теологию в Гейдельберге, затем слушал в Берлине лекции Гегеля. «За четыре недели я узнал от Гегеля больше, чем за два предыдущих года», – писал он отцу. В 1830 г.

своей работой «Мысли о смерти и бессмертии» Фейербах выступил против правых гегельянцев. Книга, в которой бессмертие закреплялось только за человечеством, а индивид объявлялся смертным, закрыла автору академическую карьеру. Правда, позднее о сорокачетырехлетнем философе вспомнили, пригласив прочесть курс лекций в Гейдельберге. Так появились «Лекции о сущности религии», опубликованные в 1851 г. Философ жил в нищете и умер, всеми забытый, в 1872 г. в Рехенберге.

Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. «Истина есть жизнь, а не мысль, остающаяся на бумаге, не то, что дается в дополнение к бумаге». Идеализм надлежит отвергнуть, ибо он упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не Бог творит человека, а человек создает Бога.

После Гегеля критика теологии уже должна была быть иной, чем просветительская. Как и Гегель, Фейербах принимает единство конечного и бесконечного. Однако это единство реализуется в человеке, а не в Боге и не в абсолютной Идее. Человека философия должна принять во всей его полноте – с головы до пят, в его природной социальности. Великий основной факт человеческой истории – религия – не может быть отвергнут философией: его следует понять. Понять религию можно лишь тогда, когда будет понято: «То, что человек думает о Боге, – это осознание человеком самого себя». Другими словами, отстраняя от себя собственные качества, желания, надежды, человек конструирует свою божественность. Истина религии – в отношении человека к своей сущности. Ложность ее в том, что эту сущность он уже воспринимает не как свою, но как чужую. Бог, следовательно, есть зеркало человека.

В молитве он обращается к собственному сердцу, чудо есть реализованное сверхъестественное желание. Основные христианские догмы – не что иное, как осуществившиеся чаяния сердца.

Итак, по Фейербаху, религия – это исключительно человеческий факт. Что человек думает, каковы его принципы, – таков его Бог. Насколько ценен он сам, настолько ценен его Бог. Бог – внутренний образ, сущность выраженного человека. Религия – публичное признание своей тайной любви. Отсюда вывод Фейербаха: скрытое ядро теологии есть антропология. Человек склонен вынести свое бытие вовне, чтобы затем найти его в себе. Это «возвращение к самому себе есть открытое признание того, что сознание Бога – это сознание вида». Такой поворот истории он обозначает как «homo homini deus est».

Все определения Божественного бытия становятся квалификациями бытия человека. Возникает вопрос: так почему же происходит самоотчуждение, почему человек создает Божественность, не отдавая себе в том отчета? Потому что природа бесчувственна к его страданиям, отвечает Фейербах, и в религии страждущее сердце находит некоторое облегчение. В Боге сосредоточены чаяния человеческого сердца, ставшие реальной блаженной определенностью. Это свободное от предрассудков всесилие чувства, услышанная молитва, чувство, слышащее само себя, эхо нашего страдания. Страдание ищет выхода: музыкант берет в руки лютню и поверяет музыке свою горечь. Так боль вырастает во всеобщее страдание. Но природа не слышит жалоб и молитв. Отчаявшийся человек, ища забвения, уходит из мира чувственного в себя. «Бог – это слеза любви, упавшая в самую потаенную глубь человеческой души, где покоится тайна ее бессилия и ничтожества».

Таким образом, Фейербах вместо недоступного Бога создает иную божественность – человека в крови и плоти. Там, где была любовь во имя Господа, теперь – любовь во имя человека. Суть нового гуманизма – «не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане – полуживотные и полуангелы, а люди во всей полноте».

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные психологические идеи Л.Фейербаха.

2. В чем суть ранних идей философии Г.В.Ф.Гегеля.

3. Объясните смысл разделения Г.В.Ф.Гегелем философии на логику, философию природы и философию Духа.

4. Поясните гегелевское понимание понятия «Абсолют».

5. В чем состоит сходство и различие философских идей Г.В.Ф.Гегеля, И.Фихте, Ф.В.И.Шеллинга.

<< | >>
Источник: Коротина О.А.. История психологии: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 179с.. 2015

Еще по теме 8.5 Антропологический материализм Л. Фейербаха:

  1. 4 Антропологический материализм Л. Ф. Л. Фейербаха
  2. Некоторые особенности антропологического материализма Лаврова
  3. Правомерность точки зрения Богатова на характер антропологического материализма Лаврова не вызывает сомнения.
  4. Гл. 1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИИ МАТЕРИАЛИЗМ - ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗМА П. Л. ЛАВРОВА
  5. Раздел второй ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Глава девятая ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  6. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Глава первая ПРЕДМЕТ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  7. На философию оказала свое воздействие критика религии Фейербахом.
  8. «АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА»
  9. «Антропологическая» школа в криминологии
  10. Биологическое (антропологическое) направление криминологии
  11. Биологическое (антропологическое) направление криминологии
  12. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ДОМАРКСОВСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  13. 5. Современные антропологические теории
  14. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП. БЫТ И НРАВЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
  15. Австралийский материализм
  16. МАТЕРИАЛИЗМ