<<
>>

5.1 Ф. Бэкон и его понимание души

Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.).

Фрэнсис Бэкон происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати).

В молодости Бэкон получил соответствующее его происхождению и сословию образование. Учился он в Кембриджском университете. Политическая карьера Бэкона достигла вершины в эпоху Якова I (Шотландского). Сравнительно в короткое время он становится лордом-хранителем большой печати, а потом и лордом-канцлером. Однако в 1621 г. был обвинен парламентом в интригах и коррупции, предстал перед судом и был осужден. Когда же приговор был отменен, а процесс аннулирован, Бэкон отходит от прежних дел и вплоть до самой смерти посвящает себя научной работе.

Одну группу работ Бэкона составляют труды, относящиеся к вопросам формирования науки и научного познания: «Великое Восстание Наук», «Новый Органон». Другая группа посвящена нравственным, экономическим, социальным проблемам: «Новая Атлантида», «Моральные, экономические и политические эссе», «О принципах и началах».

Основное внимание Бэкон уделяет проблематике науки, знания и познания. Смысл науки Бэкон видит в познании действительного, реально существующего мира. Основным орудием этого познания являются чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает.

Бэкон предлагает новый метод познания и новую концепцию реальности, которые изложены в «Новом Органоне». Исходным моментом любой познавательной деятельности для Бэкона являются, прежде всего, чувства, поэтому его называют основателем эмпиризма – направления, которое строит свои гносеологические посылки на чувственном познании и опыте. Основной принцип теории познания выражен в тезисе: «Нет ничего в разуме, чтобы это не прошло через чувство».

Искусство познания является разновидностью логики. Саму логику он понимает как орудие познания – органон. Однако его «логика» представляет собой иной вид логики, резко отличающейся от аристотелевской дедуктивной логики, опирающейся на теорию силлогизма.

Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию. Бэкон отвергает ту индукцию, которая осуществляется простым перечислением и говорит, что нужны такие формы индукции, которые проведут анализ опыта и отличат друг от друга отдельные элементы, а потом придут к убедительному выводу. Наука должна овладевать своим предметом новым способом, новым способом его классифицировать и для этого она нуждается в новом понятийном аппарате, адекватно отражающим реальность.

Но на пути развития действительного познания есть препятствия: с одной стороны «старая» логика, с другой – предрассудки, вжившиеся, закоренелые представления, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно. Бэкон называет эти представления идолами. Учение об идолах, согласно Бэкону, является важным средством преодоления этих представлений.

Бэкон вводит четыре основных типа идолов. Он называет их аллегорически: идолы рода, пещеры, рынка, театра. Идолы рода и пещеры он считает врожденными, идолы рынка и театра приобретаются в ходе индивидуального развития. Об идолах рода Бэкон говорит, что они имеют основание в самом несовершенстве человеческой природы, оно проявляется в том, что человек предполагает больший порядок и равновесие в вещах, чем те, которые в них есть.

Идолы пещеры вызваны также врожденными недостатками человеческого разума, но индивидуального характера.

Идолы рынка уходят своими корнями в социальную жизнь и определяются как наиболее вредные. Эти идолы, которые возникают путем взаимного общения. Плохой и неправильный выбор слов мешает пониманию и разуму. Эти помехи не могут исправить ни определения, ни объяснения. Слова просто насилуют разум, а людей ведут к бесчисленным излишним спорам и идеям.

Идолы театра определяются существующими в настоящее время наукой и философией, в них проявляются все недостатки, вызванные существующим методом получения знаний, опирающимся на «старую» логику.

После рассмотрения идолов как основного препятствия достижения подлинного знания Бэкон излагает свой метод во второй книге афоризмов «Нового Органона». Исходный пункт заключен в достаточном и правильном описании природы и экспериментов. Для упорядочения разнообразных и достаточно пестрых знаний и взглядов Бэкон разрабатывает основные виды таблиц.

В понимании души Бэкон вводит различение разумной и чувственной души. Разумная душа входит в человека, согласно Бэкону «божьим вдохновением» и тем самым становится предметом исследования теологии, тогда как чувственная душа имеет все характеристики телесности и принадлежит к сфере исследований философии.

Чувствующая душа представлялась Ф.Бэкону как невидимое глазу телесное вещество, родственное воздуху, огню и жидкости, пульсирующее и движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях всего тела. Душа как особая чувствующая сила проявляет себя в ощущениях и восприятиях, модальность и качество которых определяется природой физического раздражителя. Все виды ощущений между собой связаны и связи эти обусловливаются близостью природы самих раздражителей. Так, близкими друг к другу являются обоняние, вкус, осязание. По мнению Ф.Бэкона, вкус, например, – это внутреннее обоняние, к которому присоединено осязание. Для возникновения ощущений и восприятий необходимо, чтобы внешние раздражители были определенной степени интенсивности. Различая ощущения и восприятия, Ф.Бэкон указывает, что более главной формой чувствительности является восприятие. Если ощущение есть нечто подобное толчку в сознании, то восприятие связано с осознанием этого толчка, т.е. с замечаемыми самим человеком состояниями сознания.

Весь чувственный материал, доставляемый человеку органами чувств, подвергается затем обработке со стороны данной человеку от бога разумной души, деятельность которой по отношению к первичным ощущениям проявляется в памяти, воображении и мышлении. С помощью памяти чувственные данные соединяются, разъединяются, сохраняются и воспроизводятся. Благодаря воображению разумная душа не только может подражать ощущениям и восприятиям, полученным через органы чувств, но и создавать новые образы. Однако разумная душа может комбинировать и преобразовывать чувственный опыт исходя из законов логики. Эту функцию в разумной душе выполняет рассудок.

По этим трем составляющим разумной души Ф.Бэкон считал возможным классифицировать и самих людей, и род их занятий, и даже науки. Он полагал, что названные три способности разумной души (память, воображение и рассудок) даны людям в разной степени, и в зависимости от того, какие из этих свойств представлены в большей мере, должно определить тот или другой род деятельности человека. Так, люди, наделенные хорошей памятью, должны заниматься историей. Людям с большим воображением следует выбирать для себя в качестве основных занятий поэзию и различные формы искусства. Научные занятия предпочтительны для людей, имеющих высокий рассудок. Работы Бэкона представляют собой первую попытку в философии Нового времени реализовать общий методический подход к получению научных знаний, которые имели практическое применение.

<< | >>
Источник: Коротина О.А.. История психологии: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 179с.. 2015

Еще по теме 5.1 Ф. Бэкон и его понимание души:

  1. §816. Дух человека – это единство его души и сознания, проступающее в форме деятельности его интеллекта и воли.
  2. § 1. Возникновение общества, его Понимание
  3. § 3. Определение права и разные подходы к его пониманию
  4. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРИЧИН ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
  5. Глава 9. ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУЩНОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
  6. ОСНОВНЫЕ ПОЗИТИВИСТСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПРАВА И ЕГО ИСТОКОВ
  7. ПОЛИТИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРИЧИН ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
  8. Тема 14 ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЕГО СУЩНОСТИ И ИСТОКОВ
  9. Помимо концептуально-методологического, рационального понимания Сущего, есть еще и его чувственно-мистическое, эмоциональное восприятие.
  10. Развитие опытного знания. Роджер Бэкон
  11. Научный метод по Ф. Бэкону и Р. Декарту
  12. Мера вещей в ”Новом органоне ” Ф. Бэкона