<<
>>

8.4 Философская система Г.В.Ф. Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.) родился в Штутгарте. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику.

С годами интерес к греческому миру у него будет возрастать, и это прямо отразится на теоретических обобщениях.

В 1788 г. Гегель поступил в Тюбингенский университет, где сначала два года изучали философию, а три следующих – теологию.

После университета церковной карьере Гегель предпочел учительское поприще – сначала в Берне (1793 – 1796 гг.), а затем во Франкфурте (1797 – 1799 гг.). И хотя интерес к теологии не угасал, он погрузился в изучение политической и экономической истории.

Получив наследство после смерти отца в 1799 г., он отправился в Йенский, самый известный по тем временам, университет: Фихте и Рейнгольд читали там лекции. После ухода Фихте его место занял Шеллинг, а братья Шлегели основали свой первый кружок. В Йене Гегель защитил диссертацию «Об орбитах планет», и в 1801 г.

вышло в свет его первое сочинение «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», которым обнаруживает свои симпатии последнему. Вместе с Шеллингом в 1802 – 1803 гг. Гегель издает «Критический философский журнал», публикуя и свои работы. В этот период времени философ работал над первым крупным произведением «Феноменология духа», которое закончил в 1802 г.

Вызванные войной материальные затруднения подтолкнули Гегеля к переезду в Бамберг, где он занялся «Бамбергской газетой». Но через несколько месяцев он уехал в Нюрнберг, где до 1816 г. оставался директором местной гимназии. Самое сложное из своих произведений – «Науку логики» – он создает именно в это время (1812–1816). Затем работа в Гейдельбергском университете, здесь он закончил и опубликовал «Энциклопедию философских наук».

Наибольшее признание все же ожидало его в Берлине, куда он переехал в 1818 г. и где прожил до самой смерти в 1831 г.

Основы гегелевской системы

Основные идеи философии Гегеля можно свести к двум исходным пунктам:

1. Реальность как таковая есть бесконечный Дух.

2. Сама жизнь Духа, а значит, и процесс, в соответствии с которым раз­вивается философское познание, есть диалектика.

Для понимания Гегеля необходимо усвоить главное: реальное и дейст­вительное – это не «субстанции» (то есть застывшая сущность), а Субъект, Мысль, Дух. Реальность есть деятельность, процесс, самодвижение. Дух в самопорождении создает и преодолевает собственную определенность, стано­вясь бесконечным.

Бесконечное – позитивность, реализуемая через отрицание отрицания, свойственное всему конечному. Конечное как таковое имеет чисто идеальную, или абстрактную природу, ибо его нет в чистом виде, в противовес бесконечному. Это, по мнению Гегеля, основное положение любой философии. Геге­левский бесконечный Дух кругообразен, начало и конец совпадают в динами­ке: частное всегда разрешается во всеобщем, сущее – в должном, реальное – в разумном.

Здесь просматривается новизна гегелевской мысли относительно Фихте и Шеллинга. Дух – это не одно и то же; он воплощается в вечно меняющихся формах, непрерывно воссоздающих равенство. Это единство – множественно – создающее – себя.

Движение как свойство Духа – это движение самопознания. В движе­нии духовной основы Гегель различает три момента: 1) бытие-в-себе; 2) ино­бытие, бытие-для-другого; 3) возвратное бытие-в-себе-и-для-себя.

Абсолют у Гегеля выступает как некий круг кругов. Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух. Идея (Логос, чистая рациональность, субъек­тивность) содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание от­рицания, возвращается к себе самой в Духе. Соответственно Гегель делит философию на: 1) логику; 2) философию Природы; 3) философию Духа.

<< | >>
Источник: Коротина О.А.. История психологии: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2015. – 179с.. 2015

Еще по теме 8.4 Философская система Г.В.Ф. Гегеля:

  1. 7.3. Философская система Гегеля
  2. Философия Гегеля представляет собой кульминацию всех философских идей немецкого идеализма.
  3. Телеологические тенденции не составляли самого существенного в философско-исторических построениях ни Гегеля, ни социалистов.
  4. Диалектика Гегеля как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли
  5. Система философских координат
  6. СИСТЕМА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЙ
  7. наполняет значимостыо рассуждение о ней. 2. СПЕЦИФИКА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ B ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ФИЛОСОФСКОЙ ЭССЕИСТИКЕ И ФИЛОСОФСКОМ ИСКУССТВЕ
  8. 7.5, ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ И РАССЕЯННОЙ МАТЕРИИ. ОПТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКОЙ НКМ
  9. Глава 4. СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НКМ ПРИ РАССМОТРЕНИИ МИРА-СИСТЕМЫ
  10. 5. Философские проблемы - суть философских концепций
  11. 2.6.2. Философские и философско-этические направления поздней Античности
  12. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
  13. 7.4 МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ПОЗНАНИЯ СИСТЕМ, ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ЧАСТЕЙ МИРА СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ГЕНЕЗИСОВ
  14. 2 Специфика философского мировоззрения. Природа философских проблем
  15. Лекция 8. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения и роль немецкой классической философии в развитии европейской философской традиции.
  16. Философские категории и философские законы